Баженова Альбина Ринатовна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Надым
Учитель музыки, музыкальный руководитель.
«Музыкальный фольклор народов Ямала»
5 класс
2013 год
Тема: «Музыкальный фольклор народов Ямала»
Цели деятельности педагога: познакомить с музыкальной историей народов Ямала, с народными музыкальными инструментами, рассказать о музыкальных жанрах, закрепить слуховое восприятие тембра инструмента, акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов. Способствовать развитию монологической речи, вниманию, уметь сопоставлять, выделять характерные признаки музыкальных произведений.
Задачи:
1. Рассказать о народных инструментах Ямала.
2. Развить навык восприятия нового материала и его творческого осмысления.
3. Способствовать музыкально-эстетическому воспитанию учащихся путём формирования их музыкальной грамотности.
Музыкальный материал: Ненецкая песня «Сенгакоца», песня «На холодном Ямале», Эпическая песня шютляфс о человеке-песце Нохо лесных ненцев. Исполнитель: B.C. Авайседа.
Изобразительный ряд: изображения народных инструментов Ямала
Литература: стихотворение Добронравов Н. «Гимн Ямалу»
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД: научиться описывать характер музыкального произведения пользуясь терминами средств музыкальной выразительности (лад- мажор, минор,piano—forte).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные УУД: осуществляемые действия — контролирующие правильность ответов обучающихся;
формируемые способы деятельности – умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Познавательные УУД: общеучебные–самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя);
предметные — услышать характер произведения, выделить существенную информацию из прослушанного произведения, а именно уметь определить звучание струнной смычковой группы, сказать о динамике произведения.
Коммуникативные УУД: управление коммуникацией – взаимодействие с учителем во время опроса, умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Личностные УУД: нравственно-эстетическая ориентация – проявлять интерес, внимание, к произведению в исполнении народного фольклора Ямала , воспитывать в себе чувство любви и стремления к исполнению вокального произведения в народном стиле, воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
Оборудование: Цифровое фортепиано, интерактивная доска, компьютер, диск CD.
Ход. Урока:
1.Вступление к теме урока
— урок начинается с ненецкой песни «Сенгокорка»
— ребята, какого народа прозвучала эта песня?
— да, это ненецкая песня. А как называется край, в котором живут ненцы?
— как называются народное творчество?
— а какой жанр фольклора мы будем сегодня проходить на уроке?
— скажите, как называется тема нашего урока?
— а какова будет цель нашего урока?
-Фольклор народов Севера так же разнообразен, как и их языки.
-как вы думаете какой вид фольклора занимает самое главное место у народов Ямала?
-Особое место занимает обрядовый фольклор, обеспечивающий проведение обрядов, ритуалов, традиционных праздников.
-Более широко известен песенный, танцевальный и музыкальный фольклор, привлекающий внимание своей необычностью.
2. Музыкальная культура
Распространена традиция индивидуального песнетворчества, в т. ч. в жанре личных именных песен-оберегов, имеющих 3 вида:
-
детская (сочинённая матерью),
-
взрослая (сложенная самостоятельно),
-
предсмертная (подводящая итог жизни) песни.
Бытуют также личные наигрыши и танцы, песни необычных жанров — «мухоморные», «сонные» и др. Распространены обычаи импровизации песен и наигрышей по различным поводам (приветственные и гостевые песни, импровизируемые хозяином в честь гостя)
3. Виды музыкального творчества
-
песни
-
песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы)
-
наигрыши
-
шаманские камлания
-
музыка дошаманских действий (празднеств-игрищ Кита, Моржа, Оленя, Медведя и др.) сказоки
-
эпоса
Музыкальные жанры
-
календарно-трудовой
-
ритуально-культовый
-
танцевально-игровой
-
родо-семейно-бытовой
-
мифо-эпический
4.Музыкальные инструменты
(слушание звуков инструментов)
Музыкальные инструменты просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом.
Музыкальные инструменты изготавливаются вручную из природного материала — прекрасно высушенного дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев.
На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, Само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось как способность вступать в связь с духами, а также считалось посланным даром и давалось только избранникам духов.
Бубен
Главный музыкальный инструмент — бубен (волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть «три священные вещи: олень, огниво и бубен»).
Арфа семиструнная
Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения
Обычно музыкальность дерева (в основном это кедр или сосна) определяется зимой с помощью деревянного молотка, затем подходящее для этой цели «музыкальное» дерево срубается, весной или летом сплавляется по реке, тщательно сушат и только потом из него делают арфу
Лютня
Лютня — музыкальный струнный щипковый инструмент
Струны лютни сгруппированы в ряды: одинарные, дополнительные басовые и парные. Количество струн на лютне бывает разным, от шести до шестнадцати.
Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса. По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.
5. Слушание.
Эпическая песня шютляфс о человеке-песце Нохо лесных ненцев. Исполнитель: B.C. Авайседа.
6.Разучивание песни «На холодном Ямале»
(И.Корнилов / М.Герасимова)
Am Dm
По всей стране звенят капeли
E Am
И отступают холода,
Am Dm
Ну а здесь — пурга и стужа,
F E
Только это не беда!
Dm G
И со всей страны огромной
Dm G
Люди разные сюда
Dm G
Приезжают на полгода —
E
остаются навсегда!
Припев: Am Dm
На холодном Ямале
G E
на Полярном Урале,
Am Dm
Если вы не бывали —
E Am
приезжайте скорей.
Вы не бойтесь метелей
Вас в морозы согреют
Очень теплые души
северных людей!
На краю Земного шара
день и ночь сошли с ума.
Летом солнце ходит кругом
Дарит чудо ночь — зима!
И волшебными огнями
озаряет небеса,
Бьётся Северным сияньем
в удивлённые глаза!
Припев:
Здесь растут и хорошеют
Молодые города
И железная дорога —
Поезда уносит в даль.
Если хочется проверить,
Кто на самом деле ты —
Приезжай сюда на Север
в Край суровой красоты!
Припев:
Где вы только не бывали
На Багамах и в Сафари,
Что вы только не видали
Белый Дом и Тадж-мархал,
Где вы только не бывали,
но забудете едва ли
Вы забудете едва ли
Наш немаленький Ямал!
— Исполнение песни с группой аккомпаниаторов оркестра «Карла Орфа»
7. Итог урока:
-Какие произведения мы с вами прослушали?
— С какими инструментами познакомились?
8. Рефлексия
— Что интересного вы узнали на уроке?
— В какой профессии можно применить эти знания?
— Вызвал ли у вас интерес наш урок музыки?
9. Домашнее задание: составить синквейн на тему фольклор
(Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)
— Завершить урок я хочу стихотворением Добронравов Н. «Гимн Ямалу»
Говорили: он мал, да удал.
Но не зря нас Ямал собирал,
И теперь по-иному звучит поговорка:
Наш Ямал и велик, и удал!
В твоих недрах горячая кровь,
Только Северу не прекословь!
Пусть хозяевам тундры – полярным оленям
Не перечит рабочая новь.
Друг ты мой, Ямал, Ямал!
Я, как сказку, тебя открывал.
Ты огонь добывал.
Ты страну согревал.
Я с тобой стал счастливым, Ямал!
Берег твой океан штурмовал,
Нас на прочность Урал проверял,
Но своим многоцветным полярным сиянием
Всю Россию Ямал освещал.
Мы тебя не сдадим никогда!
Здесь родные для нас города.
Самым главным богатством великой России
Оставайся, Ямал, навсегда!
Список использованных ресурсов
-
http://muzda.ru/mp3/%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F/
-
http://muzda.ru/mp3/%D0%9D%D0%B0%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%AF%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5/
-
http://www.gublibrary.ru/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm
-
http://www.gublibrary.ru/pub/mus_instr/musinstr.htm
Список использованной литературы
-
Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири // Сб. МАЭ. Л., 1958. Т. 18.
-
Васильев В.И., Генденрейх Л.Н. Тундра канинская. М., 1977.
-
Вахитова Н.М. Опыт этномузыковедческой сегментации ненецких напевов // Муз. этнография Сев. Азии. Межвуз. сб. тр. Новосибирск, 1989. Вып. 10.
-
Вербов Г.Д. Лесные ненцы // Сов. этнография. 1936. № 2.