Плешакова Татьяна Борисовна – учитель музыки и самопознания

ГУ СШГ № 9, г.Актобе, Казахстан.

План-конспект урока музыки в 4 классе по теме:

«Как появился симфонический оркестр?»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: конкретизировать и расширить знания детей о симфоническом оркестре, создать на уроке условия для активного поиска информации.

Задачи:

  1. Эмоциональное воспитание (воспитательные задачи):

Вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал.

Формировать представления детей о роли музыки в разные времена.

Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Воспитывать уважение и интерес к учебной деятельности.

  1. Осознанное восприятие (образовательные задачи):

Предоставить стартовую презентацию по теме.

Предоставить материал и информацию о источниках для самостоятельного углубления в тему.

Сосредоточить внимание учащихся на определениях.

  1. Деятельностно-практическое развитие (развивающие задачи):

Развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение

Развивать словарный состав эмоционального настроения музыки

Продолжать учиться самостоятельно анализировать музыкальное произведение

Музыкальный материал:

1.Л.В.Бетховен. 3 симфония «Героическая»

2.А.Ермолов «Добрые сказки».

Зрительный ряд:

Презентация «Оркестр»

Иллюстрации музыкальных инструментов.

Портрет композитора Л.В.Бетховена

Межпредметный связи: география, история мира.

Планирование деятельности:

  1. Вход под музыку

  2. Беседа.

  3. Объяснение новой темы

  4. Слушание 3 симфонии Л.В.Бетховена

  5. Элементы анализирования музыкального произведения

  6. Разучивание песни.

  7. Оценивание

Ход урока

  1. Организационный момент (цель – активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на позитив)

  1. Вход в класс кюй Курмангазы «Адай» или «Сары-Арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов (урок 2)

  2. Музыкальное приветствие

  3. Актуализация опорных знаний:

под какую музыку вы сегодня вошли в класс?

— кто автор этого кюя?

— в чьем исполнении звучал кюй Курмангазы?

— вспомните, что вы знаете об оркестрах?

— какие оркестры вам известны?

— музыка в исполнении какого оркестра вам больше нравится? Почему?

II. Изучение нового учебного материала (Цель: узнать историю появления оркестра, почему он так называется? Выяснить знания учащихся инструментов симфонического оркестра. Расширить словарный запас музыкальной терминологии и эмоционального окраса музыки – экспрессивный, унисон, корифей).

Сегодня тема нашего урока «Как появился симфонический оркестр?» (cлайд 1)

Внимание на экран. Мы отправляемся в путешествие в древнюю Элладу. Кто знает, где эта страна находится? Чем она знаменита?

Посмотрите на карту древней Греции. (слайд 2)

Современная Греция очень популярная страна для туризма. (слайд 3)

А вот так и сейчас передают олимпийский огонь, который перед олимпиадой проносят через все страны, участницы олимпиады. (слайд 4)

Но нас интересуют сегодня не спортивные события и достижения, а театр, который впервые возник в 6-5 веках до нашей эры.

Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное сооружение, хотя и мало похожее на красивые театральные здания наших дней. Крыша театра в Элладе – открытое небо, зрительный зал – десятки каменных трибун, уходящих ярусами вверх, как на стадионе, сцена – похожая на арену: площадка без занавеса и кулис. А все вместе напоминает половину цирка. Театр огромен, на трибунах размещается до двух десятков тысяч зрителей. Только интересно, что можно было услышать и увидеть в верхних рядах этого театра? Ведь в то время не было ни театральных биноклей, ни микрофонов?..(слайды 5 – 12, 13)

Удивительно то, что все было отлично видно и слышно! (слайды 14)

Чтобы увеличить рост, артисты привязывали к ногам специальные подставки – котурны (это что-то вроде обуви на платформе, только повыше). (слайд 15) Яркие выразительные маски, прикрывающие лица артистов, давали возможность зрителям понять, кто герой, кто злодей, кто мудрец, а кто глупец. А для того чтобы присутствующие хорошо слышали и понимали происходящее, в древнегреческом театре все время исправно работал «микрофон». Да-да, самый настоящий усилитель звука.

Догадался какой?..

Ну, конечно, унисон – хор голосов, исполняющий одну и ту же мелодию. (слайд 16)

Повторите вместе, хором: «Унисон…»

Текс, исполняемый таким хором, был для зрителей «звуковым увеличительным стеклом». Площадка, на которой располагался хор, называлась «ОРХЕСТРА».

Кто покажет на рисунке место, которое называлось «орхестра»? (слайды 13-15)

Интересно, что голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля, который тоже звучал в унисон с хором. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы музыканты не путались, а играли слажено, им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный.

Этот музыкант был обут в сандалии с железными подметками и громко отбивал ногой ритм. Звали его уважительно – корифей. Постепенно название площадки «орхестра», где располагался хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов.

Временем возникновения симфонического оркестра принято считать 16 век. Это было в Италии, затем во Франции и Германии. Формирование и становление современного оркестра связано со многими музыкантами Европы. К рассвету творчества этого композитора, можно сказать, что симфонический оркестр уже принял современный облик. Вспомните, кто это? (слайд 17)

Показываю сначала портрет, а затем только подпись.

Этот оркестр по праву считается самым полным и совершенным по звучанию. Посмотрите, (слайд 18) сколько инструментов в этом оркестре. Именно так, как показано на этом рисунке принято рассаживаться музыкантам в симфоническом оркестре, но не редко можно увидеть некоторые видоизменения при посадке музыкантов (слайд 19). Это зависит от руководителя оркестра. Как его называют? (дирижёр) (слайд 20)

Сейчас мы будем слушать симфонию №3 Людвига ван Бетховена. Запишите в тетрадь.

У этой симфонии есть и другое название – «Героическая».

Вы слушаете музыку, фиксируете название инструментов, которые услышите, чтобы определить состав оркестра и читаете информацию на слайдах об истории создания этой симфония (слайды 21-22).

Звучание, каких инструментов вы узнали?

В этом произведении вы могли услышать: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 3 валторны, 2 трубы, литавры, скрипки, альты, виолончели, контрабас.

Музыка спасла великого композитора для всего мира. Музыка помогает и нам верить в прекрасное будущее. Сейчас мы послушаем песню Александра Ермолова «Добрые сказки». Слушаем, следим за текстом.

Добрые сказки

Стихи М.Загота музыка А.Ермолова

1

Добрый и ясный,

Самый прекрасный

Мир, где живут без забот.

Солнечным светом

Сердце согрето –

Сказка нас в гости зовет.

2

В мир приключений

Без исключений

Двери открыты для всех.

Если сумеешь –

В сказку поверишь,

Ждут тебя радость и смех.

Припев:

А за окошком веселый месяц май

Строит нам глазки.

И мы хотим танцевать,

И мы хотим рисовать –

Дайте нам краски.

Мы верим в светлые сны

И встретим день

Мы без опаски.

И не страшна нам беда,

Ведь будут с нами всегда

Добрые сказки

3

В сказке чудесной

Добрая песня

У горизонта слышна.

Птицей весенней,

Флейтой волшебной

К нам прилетает она.

Припев.

4

Пусть гонит тучи

Ветер колючий,

Только мы знаем одно:

Что б ни случилось,

Добрые силы

Зло победят все равно!

Пробуем пропеть 1 куплет. Какое настроение создает эта песня? Какую бы иллюстрацию к этой песне вы бы нарисовали? Почему?

III. Закрепление учебного материала (Цель – проверка понимания и осознание нового материала в виде письменной работы – на карточках)

На уроке сегодня вы узнали много новой информации. Ответьте на вопросы письменной викторины:

  1. Где появился оркестр?

  2. В каком веке и в каких странах мы найдем следы появления современного симфонического оркестра?

  3. Кто такой корифей?

  4. Унисон — это …

IV. Домашнее задание:

Подготовить иллюстрацию на формате А-4 (А-3 не использовать) к одному из прослушанных произведений ( к тому, что больше понравилось или запомнилось), проговаривать текст песни самостоятельно дома, обращая внимание на дикцию и окончания слов – ть, т, х, й.

Оценки сегодня получили… (За активную работу, за точное интонирование песни, за особо яркий рассказ о впечатлениях от музыки)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here