Плешакова Татьяна Борисовна – учитель музыки и самопознания
ГУ СШГ № 9, г.Актобе, Казахстан.
План-конспект урока музыки в 4 классе по теме:
«Как появился симфонический оркестр?»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: конкретизировать и расширить знания детей о симфоническом оркестре, создать на уроке условия для активного поиска информации.
Задачи:
-
Эмоциональное воспитание (воспитательные задачи):
Вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал.
Формировать представления детей о роли музыки в разные времена.
Воспитывать в детях чувство прекрасного.
Воспитывать уважение и интерес к учебной деятельности.
-
Осознанное восприятие (образовательные задачи):
Предоставить стартовую презентацию по теме.
Предоставить материал и информацию о источниках для самостоятельного углубления в тему.
Сосредоточить внимание учащихся на определениях.
-
Деятельностно-практическое развитие (развивающие задачи):
Развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение
Развивать словарный состав эмоционального настроения музыки
Продолжать учиться самостоятельно анализировать музыкальное произведение
Музыкальный материал:
1.Л.В.Бетховен. 3 симфония «Героическая»
2.А.Ермолов «Добрые сказки».
Зрительный ряд:
Презентация «Оркестр»
Иллюстрации музыкальных инструментов.
Портрет композитора Л.В.Бетховена
Межпредметный связи: география, история мира.
Планирование деятельности:
-
Вход под музыку
-
Беседа.
-
Объяснение новой темы
-
Слушание 3 симфонии Л.В.Бетховена
-
Элементы анализирования музыкального произведения
-
Разучивание песни.
-
Оценивание
Ход урока
-
Организационный момент (цель – активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на позитив)
-
Вход в класс кюй Курмангазы «Адай» или «Сары-Арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов (урок 2)
-
Музыкальное приветствие
-
Актуализация опорных знаний:
— под какую музыку вы сегодня вошли в класс?
— кто автор этого кюя?
— в чьем исполнении звучал кюй Курмангазы?
— вспомните, что вы знаете об оркестрах?
— какие оркестры вам известны?
— музыка в исполнении какого оркестра вам больше нравится? Почему?
II. Изучение нового учебного материала (Цель: узнать историю появления оркестра, почему он так называется? Выяснить знания учащихся инструментов симфонического оркестра. Расширить словарный запас музыкальной терминологии и эмоционального окраса музыки – экспрессивный, унисон, корифей).
Сегодня тема нашего урока «Как появился симфонический оркестр?» (cлайд 1)
Внимание на экран. Мы отправляемся в путешествие в древнюю Элладу. Кто знает, где эта страна находится? Чем она знаменита?
Посмотрите на карту древней Греции. (слайд 2)
Современная Греция очень популярная страна для туризма. (слайд 3)
А вот так и сейчас передают олимпийский огонь, который перед олимпиадой проносят через все страны, участницы олимпиады. (слайд 4)
Но нас интересуют сегодня не спортивные события и достижения, а театр, который впервые возник в 6-5 веках до нашей эры.
Древнегреческий театр представлял собой весьма внушительное сооружение, хотя и мало похожее на красивые театральные здания наших дней. Крыша театра в Элладе – открытое небо, зрительный зал – десятки каменных трибун, уходящих ярусами вверх, как на стадионе, сцена – похожая на арену: площадка без занавеса и кулис. А все вместе напоминает половину цирка. Театр огромен, на трибунах размещается до двух десятков тысяч зрителей. Только интересно, что можно было услышать и увидеть в верхних рядах этого театра? Ведь в то время не было ни театральных биноклей, ни микрофонов?..(слайды 5 – 12, 13)
Удивительно то, что все было отлично видно и слышно! (слайды 14)
Чтобы увеличить рост, артисты привязывали к ногам специальные подставки – котурны (это что-то вроде обуви на платформе, только повыше). (слайд 15) Яркие выразительные маски, прикрывающие лица артистов, давали возможность зрителям понять, кто герой, кто злодей, кто мудрец, а кто глупец. А для того чтобы присутствующие хорошо слышали и понимали происходящее, в древнегреческом театре все время исправно работал «микрофон». Да-да, самый настоящий усилитель звука.
Догадался какой?..
Ну, конечно, унисон – хор голосов, исполняющий одну и ту же мелодию. (слайд 16)
Повторите вместе, хором: «Унисон…»
Текс, исполняемый таким хором, был для зрителей «звуковым увеличительным стеклом». Площадка, на которой располагался хор, называлась «ОРХЕСТРА».
Кто покажет на рисунке место, которое называлось «орхестра»? (слайды 13-15)
Интересно, что голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля, который тоже звучал в унисон с хором. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы музыканты не путались, а играли слажено, им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный.
Этот музыкант был обут в сандалии с железными подметками и громко отбивал ногой ритм. Звали его уважительно – корифей. Постепенно название площадки «орхестра», где располагался хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов.
Временем возникновения симфонического оркестра принято считать 16 век. Это было в Италии, затем во Франции и Германии. Формирование и становление современного оркестра связано со многими музыкантами Европы. К рассвету творчества этого композитора, можно сказать, что симфонический оркестр уже принял современный облик. Вспомните, кто это? (слайд 17)
Показываю сначала портрет, а затем только подпись.
Этот оркестр по праву считается самым полным и совершенным по звучанию. Посмотрите, (слайд 18) сколько инструментов в этом оркестре. Именно так, как показано на этом рисунке принято рассаживаться музыкантам в симфоническом оркестре, но не редко можно увидеть некоторые видоизменения при посадке музыкантов (слайд 19). Это зависит от руководителя оркестра. Как его называют? (дирижёр) (слайд 20)
Сейчас мы будем слушать симфонию №3 Людвига ван Бетховена. Запишите в тетрадь.
У этой симфонии есть и другое название – «Героическая».
Вы слушаете музыку, фиксируете название инструментов, которые услышите, чтобы определить состав оркестра и читаете информацию на слайдах об истории создания этой симфония (слайды 21-22).
Звучание, каких инструментов вы узнали?
В этом произведении вы могли услышать: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 3 валторны, 2 трубы, литавры, скрипки, альты, виолончели, контрабас.
Музыка спасла великого композитора для всего мира. Музыка помогает и нам верить в прекрасное будущее. Сейчас мы послушаем песню Александра Ермолова «Добрые сказки». Слушаем, следим за текстом.
Добрые сказки
Стихи М.Загота музыка А.Ермолова
1
Добрый и ясный,
Самый прекрасный
Мир, где живут без забот.
Солнечным светом
Сердце согрето –
Сказка нас в гости зовет.
2
В мир приключений
Без исключений
Двери открыты для всех.
Если сумеешь –
В сказку поверишь,
Ждут тебя радость и смех.
Припев:
А за окошком веселый месяц май
Строит нам глазки.
И мы хотим танцевать,
И мы хотим рисовать –
Дайте нам краски.
Мы верим в светлые сны
И встретим день
Мы без опаски.
И не страшна нам беда,
Ведь будут с нами всегда
Добрые сказки
3
В сказке чудесной
Добрая песня
У горизонта слышна.
Птицей весенней,
Флейтой волшебной
К нам прилетает она.
Припев.
4
Пусть гонит тучи
Ветер колючий,
Только мы знаем одно:
Что б ни случилось,
Добрые силы
Зло победят все равно!
Пробуем пропеть 1 куплет. Какое настроение создает эта песня? Какую бы иллюстрацию к этой песне вы бы нарисовали? Почему?
III. Закрепление учебного материала (Цель – проверка понимания и осознание нового материала в виде письменной работы – на карточках)
На уроке сегодня вы узнали много новой информации. Ответьте на вопросы письменной викторины:
-
Где появился оркестр?
-
В каком веке и в каких странах мы найдем следы появления современного симфонического оркестра?
-
Кто такой корифей?
-
Унисон — это …
IV. Домашнее задание:
Подготовить иллюстрацию на формате А-4 (А-3 не использовать) к одному из прослушанных произведений ( к тому, что больше понравилось или запомнилось), проговаривать текст песни самостоятельно дома, обращая внимание на дикцию и окончания слов – ть, т, х, й.
Оценки сегодня получили… (За активную работу, за точное интонирование песни, за особо яркий рассказ о впечатлениях от музыки)