Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таушинская основная общеобразовательная школа»
Чернушинского муниципального района Пермского края
«СОГЛАСОВАНО» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР МБОУ «Таушинская ООШ»
Азанова Л.С..……………… ФИО
«…….» ……………………….2014 Г. | «УТВЕРЖДАЮ» РУКОВОДИТЕЛЬ МБОУ «Таушинская ООШ»
Голдобина О.Л..…………… ФИО ПРИКАЗ №……………………….
ОТ «…….» ……………….2014 Г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Брагиной Алефтины Васильевны
учителя I категории
по музыке
для 1 класса
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
2014 -15 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила положительную оценку ГОУ ДПО (ПК) С МО «Педагогическая академия последипломного образования», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
4. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ____ / _____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год»;
• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
• Учебный план образовательного учреждения на _____/____ учебный год;
• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
общая характеристика учебного предмета
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей1 (см. Примечание):
– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
структура курса
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
ценностные ориентиры содержания учебного предмета2
(см. Примечание)
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
результаты изучения учебного курса3
(см. Примечание)
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Обучающиеся научатся:
-
воспринимать музыку различных жанров;
-
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
основные виды учебной деятельности школьников4
(см. Примечание)
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература для учителя.
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
3. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
urok
5. Технические средства обучения.
1. Музыкальные инструменты.
2. Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
3. Магнитная доска.
4. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экспозиционный экран.
7. DVD-проигрыватель.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения карт.
5. Ящики для хранения таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Тема учебника) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
понятия | предметные | универсальные учебные | личностные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Музыка вокруг нас | |||||||
1 |
| «И Муза вечная со мной!» [1, с. 4–9]* | Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров | Композитор, исполнитель, слушатель, звуки шумовые и музыкальные | Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель |
2 |
| Хоровод муз [1, с. 10–11] (изучение | Что такое хоровод муз? Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира | Хор, хоровод; «Хора», «Сиртаки» | Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея- | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов |
|
|
|
|
|
| тельности; работать в паре, группе |
|
3 |
| Повсюду музыка слышна [1, с. 12–13] | Как различать многообразие детских песен-попевок? Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке | Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка | Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир |
4 |
| Душа музы- ки – мелодия [1, с. 14–15] (обобщение и систематизация знаний; урок-игра) | Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения | Мелодия, песня, танец, марш | Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
5 |
| Музыка осени [1, с. 16– 17] (изучение нового материала; экскурсия в парк) | Как определить характер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами | Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность | Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
6 |
| Сочини мелодию [1, с. 18– 19] (закрепление нового материала; урок-игра) | Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии | Мелодия, аккомпанемент, ритм | Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека |
7 |
| «Азбука, азбука каждому нужна…» [1, с. 20–21] | Как песня помогает человеку? Цели: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой | Песня, ноты | Научатся: слушать песни, различать части песен; пони- мать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
8 |
| Музыкальная азбука [1, с. 22–23] (рефлексия и оценивание способа действия; урок-экскурсия) | Как ты понимаешь словосочетание «музыкальная азбука»? Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма | Мелодия, аккомпанемент, ритм, нотная запись, звук, нота (различие) | Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни |
9 |
| Музыкальные инструменты. Народные инструменты (изучение нового материала; урок-экскурсия) | Какие бывают музыкальные инструменты? Как звучат народные инструменты? Цели: учить различать разные виды инструментов; познакомить с тембрами русских народных инструментов | Свирель, дудочка, рожок, гусли | Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
10 |
| «Садко». | Что такое опера? О чем поют гусли? Цели: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко» | Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски, песни-колыбельные | Научатся: определять | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
11 |
| Музыкальные инструменты [1, с. 28–29] (решение частных задач; урок-игра) | Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента – флейты? Цель: сопоставить звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов | Свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиано, музыкант-исполнитель, оркестр | Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности |
12 |
| Звучащие картины [1, с. 30–31] (изучение нового материала; урок-экскурсия) | Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких – профессиональная, сочиненная композиторами? Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление | Песня, опера, пьеса, флейта, арфа | Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления |
13 |
| Разыграй песню [1, с. 32– 33] (закрепление изученного материала; урок-игра) | В каких фразах песни одинаковая мелодия? Цели: познакомить с приемами исполнительского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета | Песня, куплет, мелодия | Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
14 |
| Пришло Рождество, начинается торжество | Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи? Цель: познакомить с на- | Народные праздники, рождественские песни | Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (на примере песен «Рождество Христово», | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впе- | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
|
| частных задач; урок-путешествие) | родными праздниками, рождественскими песнями, духовной жизнью |
| «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова) | чатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника |
|
15 |
| Родной обычай старины [1, с. 36–37] (повторение и закрепление изученного; урок-игра) | Сочини музыкальные пожелания тем людям, к которым ты идешь в гости. Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества | Праздник Рождества Христова; колядки | Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки. Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа |
16 |
| Добрый праздник среди зимы [1, с. 38– 39] (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в мир музыкального театра) | Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь? На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев». Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; познакомить с балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского | Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де» | Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
Музыка и ты | |||||||
17 |
| Край, в котором ты живешь | С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне? Цели: познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи | Двухчастная форма, мажорный лад, мажор, повторяющиеся интонации | Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг |
18 |
| Поэт, художник, композитор [1, с. 44– 45] (обобщение и систематизация знаний; урок-экскурсия) | Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими звуками нарисовали композиторы пробуждение нового дня? Какое из произведений искусства – картина или стихотворение – созвучны этой музыке? Цель: закрепить и обобщить знания по теме | Картина – художник, стихи – поэт, музыка – композитор | Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения |
19 |
| Музыка утра [1, с. 46–47] (изучение нового материала; урок-ига) | Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах? Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст | Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро») | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи |
20 |
| Музыка вечера [1, с. 48– 49] (закрепление изученного материала; урок-концерт) | Какие слова наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа? Передай красками настроение вечера. О чем рассказала тебе музыка? Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художественные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве | Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека |
21 |
| Музыкальные портреты [1, с. 50–51] (изучение | Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений | Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
22 |
| Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка [1, с. 52–53] (закрепление изученного материала; урок-ролевая игра) | Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку Цели: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев | Игра-драматизация. Образы русского фольклора | Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
23 |
| У каждого свой музыкальный инструмент [1, с. 4–55] | Какие инструменты ты услышал? Цель: учить исполнять песню по ролям, сопровождая пение игрой на импровизированных музыкальных инструментах | Волынка, дудка, рожок, фортепиано, солист, оркестр | Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
24 |
| Музы не молчали [1, с. 56– 57] (изучение нового материала; урок-историческое путешествие) | Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой? Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр | Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь | Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов») | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека |
25 |
| Музыкальные инструменты [1, с. 58–59] (изучение | Сколько голосов ты слышишь в пьесе? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу? Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы | Рояль, волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графический рисунок | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха) | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |
26 |
| Мамин праздник [1, с. 60–61] | Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инструмент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музыка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной? | Песенная, танцевальная, маршевая музыка. Бубен, барабан, треугольник, ложки | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям |
|
|
| Цели: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования |
|
| Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
|
27 |
| Музыкальные инструменты. [1, с. 62–63] | Сравни голоса инструментов (лютни и клавесина) с голосами уже знакомых тебе инструментов. Тембр какого современного инструмента напоминает тебе звуки лютни? Что изобразил композитор в музыке? Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов | Лютня, гитара, клавесин, фортепиано | Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского) | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
28 |
| «Чудесная лютня» (по алжир-ской сказке). Звучащие картины [1, с. 64–67] | Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Назови инструменты, изображенные на картинах. Цель: продолжить знакомство с музыкальными инструментами | Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня | Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
29 |
| Музыка [1, с. 68–69] | Как стучат копыта? Изобрази цокот ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес. Цели: помочь почувствовать атмосферу циркового представления; осознать роль и значение музыки в цирке | Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессировщики, дрессированные звери; цирковая арена, галоп | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони») | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
30 |
| Дом, который звучит [1, с. 70–71] (изучение | В каком музыкальном спектакле (в опере или ба- лете) могла бы звучать эта музыка? Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость | Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет, солисты, музыкальный театр | Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
31 |
| Опера-сказка. [1, с. 72–73] (закрепление изученного материала; | Что такое опера-сказка? Какое настроение передает музыка? Характер какого героя ты слышишь в этой музыке? Какие персонажи исполняют песен- | Опера-сказка, балет, солисты, музыкальный театр | Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева) | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроени- |
|
| урок-игра) | ную, танцевальную или маршевую музыку? Цель: учить определять виды музыки |
|
| Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | ям другого человека |
32 |
| «Ничего на свете лучше нету…» [1, с. 74–75] (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт) | Исполни понравившиеся тебе песни из этой музыкальной фантазии. Создай свой собственный рисованный мультфильм. Цель: познакомить с музыкой, написанной специально для мультфильма «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке братьев Гримм | Музыкальная фантазия, трубадур | Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни |
33 |
| Афиша. Программа [1, с. 76–77] (обобщение изученного; урок-концерт) | Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась лучше всего. Цели: проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры | Афиша, программа, музыкальный спектакль | Научатся: понимать триединство композитор – исполнитель – слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |