Пояснительная записка
Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия — «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия — «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся
-
привить любовь и уважение к музыке, как к предмету искусства;
-
научить воспринимать музыку, как важную часть жизни каждого человека;
-
привить основы художественного вкуса;
-
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);
-
обучить основам музыкальной грамоты
-
сформировать потребность общения с музыкой.
Реализация данных задач программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевой, сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства)
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности. Используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Г.П. Сергеева, Т.С. Е.Д. Критская, Шмагина Т.С. – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Примерная программа «Музыка» для основной школы Министерства образования РФ;
-
Авторская программа «Музыка 5 — 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010.
Общие цели учебного предмета
Изучение музыки, как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Основные виды учебной деятельности школьников
-
слушание музыки
-
пение,
-
инструментальное музицирование,
-
музыкально-пластическое движение и драматизация музыкальных произведений
-
музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуника-ционных технологий
Методы обучения.
-
Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа)
-
Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация).
-
Практические методы обучения (упражнения).
-
Индуктивные и дедуктивные методы обучения (от частного к общему, от общего к частному).
-
Проблемно- поисковые методы обучения.
-
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
-
(методы формирования познавательного интереса, познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха в учении).
-
Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устного контроля, письменного контроля, самоконтроль).
Контроль осуществляется в следующих видах:
— текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные:
-
наблюдение,
-
самостоятельная работа,
-
тест.
-
сиквейн
-
конкурс
-
викторина
-
творческая работа
-
сиквейн
Сроки реализации программы
Программа «Музыка 8 класс расчитана на 1 год-34 часа
Описание места учебного предмета Количество часов в год- 34 ч Количество часов в неделю -1ч Количество часов в 1 полугодии -16ч Количество часов во 2 полугодии-18ч Контрольные уроки: Обобщающий урок по теме «Особенности драматургии сценической музыки». Итоговый урок по темам: «Особенности драматургии сценической музыки», «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | |||||||||||
| |||||||||||
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» 7 класс Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
ИКТ-компетентности обучающихся: Обращение с устройствами ИКТ Выпускник научится:
Коммуникация и социальное взаимодействие Учащийся научится:
Поиск и организация хранения информации Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Предметные результаты выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
Содержпние учебного материала
| |||||||||||
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для педагога и обучающихся
Нормативные документы
-
Конституция РФ
-
Закон Об образовании»
-
Конвенция о правах ребенка
-
Декларация прав ребенка.
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
-
Концепция модернизации российского образования
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по музыке.
-
Примерные программы по музыке на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования
Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа « Музыка» для 1 – 7 классов. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева 2-е издание Москва. Просвещение 2009 г.
-
Музыка. Учебник для учащихся 7 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева Москва. « Просвещение», 2011 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
-
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка. 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2 СD, mp 3, Москва « Просвещение», 201 1 г.
-
Пособие для учителя к учебно-методическому комплекту « Музыка» для 7-го класса Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2-е издание. Москва « Просвещение», 2009г.
-
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2010г.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
-
Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г
-
«Музыка в 7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.
Литература для учащихся
-
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2010г.
-
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
-
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 — 176с.
Печатные пособия
-
Портреты композиторов.
-
Таблицы признаков характера звучания
-
Таблица длительностей
-
Таблица средств музыкальной выразительности
-
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
-
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
-
Транспарант «Симфонический оркестр»
-
Транспарант «Волшебный мир оперы»
Экранно-звуковые пособия
-
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
-
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
-
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
-
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
-
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
-
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
-
Нотный и поэтический текст песен.
-
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
-
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
-
Музыкальный центр
-
Компьютер
-
Экран
-
Мультимедиа проектор
-
Микрофоны
Интернет-ресурсы
-
Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http ://ru .wikipedia /org .wik
-
Классическая музыка-Режим доступа : http ://classic .сhubrik .ru
-
Музыкальный словарь –Режим доступа: http ://dic .academic .ru
-
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
-
.Единая коллекция — http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
-
Российский общеобразовательный портал — http://music.edu.ru/
-
Детские электронные книги и презентации — http://viki.rdf.ru/
Критерии и нормы оценки знаний
По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
-
Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
-
Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
-
Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
-
Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
-
Кроссворды.
-
Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
-
Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
-
«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
-
Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
-
Ведение творческой тетради по музыке.
-
Проектная деятельность.
Уровни усвоения учебного материала | ||
Слушание музыки | Хоровое пение | |
«5» — отлично | дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. | -знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; —выразительное исполнение. |
«4» — хорошо | ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. | -знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; —пение недостаточно выразительное. |
«3» — удовлетворительно | ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. | -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; —пение невыразительное. |
«2″ – неуд. | ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. | —исполнение неуверенное, фальшивое.
|
Тесты 1эСоотнесите средства музыкальной выразительности с их понятиями
Средства муз. выразительности | буква | Определения средств муз. выразительности | |
1 | Мелодия | а | Закономерное чередование звуков различной длительности |
2 | Ритм | б | Наука об аккордах и музыкальных созвучиях
|
3 | Динамика | в | Многоголосное музыкальное произведение
|
4 | Тембр | г | Скорость звучания
|
5 | Темп | д | Громкость звучания
|
6 | Полифония | е | Окрас голоса, звука
|
7 | Фактура | ж | Осмысленная, выразительная одноголосная последовательность звука
|
8 | Гармония | з | Способ изложения музыкального материала
|
2. «Мелодия – душа музыки» — кому принадлежит данное высказывание?
а) М.Глинка б) П.Чайковский в) Л.Бетховен
3. Что такое «Лакримоза»?
а) Гимн б) Танец в) День смеха г) День слёз
4. Кто написал ( композитор) знаменитое произведение «Болеро»?
а) П.Чайковский б) Э.Григ в) М.Равель
Годовая проверочная 7 класс
Какой великий композитор был известным учёным-химиком?
а) Чайковский б) Прокофьев в) Бородин
2. Какие инструменты составляют деревянную духовую группу симфонического оркестра?
а) флейта б) кларнет в) туба г) тромбон д) фагот е) гобой
3. Какой композитор написал много музыкальных произведений и после потери слуха?
4. Что такое тембр голоса или звука?
а) ритмический рисунок б) окрас в) скорость
5. Какие музыкальные инструменты входят в медную духовую группу симфонического оркестра?
а) флейта б) кларнет в) гобой г) туба д) труба е) фагот ё0 валторна ж) тромбон
6. Фамилии каких пяти известных композиторов начинаются на букву Ш ?
7. Какие две ноты, прочитанные подряд, дают название бобового растения?
8. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность с 5 лет?
а) Бетховен б) Шопен в) Шуберт г) Моцарт
9. Что такое увертюра?
а) танец б) песня в) вступление г) финал
10. Какой русский композитор написал много произведений на сказочные темы?
а) Прокофьев б) Бородин в) Чайковский г) Римский-Корсаков
11. Какой музыкальный инструмент имеет самое большое количество струн?
а) гитара б) балалайка в) орган г) арфа
12. Что такое либретто, и что в переводе значит значение этого слова?
а) красота б) гармония в) книжечка г) мелодия
13. Какой звук выше: правых или левых клавишей фортепиано?
14. Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно?
15. Как называется форма, построения музыкального произведения, основанная на чередовании не менее трёх раз рефрена с эпизодами?
16. Что такое жанр в музыке?
а) многоголосие б) песня в) тип
17. Что такое Баритон?
18. Что такое музыкальная форма
7 Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол час | Дата по плану | Дата фактически |
Домашнее задание | |
| Раздел1. Особенности драматургии сценической музыки.- 16ч |
|
|
| |
1 | Классика и современность. Искусство вокруг нас | 1 |
|
| Знать определение Классика |
2 | В музыкальном театре. Опера.Художественный образ | 1 |
|
| Выучить основные термины Опера Ария Либретто |
3 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 1 |
|
| Выучить значение терм.»Увертюра» Ария» |
4 | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь. | 1 |
|
| Нарисовать эскизы костюмов и декораций к опере. |
5 | «Князь Игорь» восточные напевы | 1 |
|
| Описать методы изобразитель-ности музыки описание монг-тат ига |
6 | В музыкальном театре. Балет.. | 1 |
|
| Выучить слова песни |
7 | Балет | 1 |
|
| Перечислить названия балетов, танцовщиков |
8 | Героическая тема в русской музыке. | 1 |
|
| Записать названия худ произведений, где главн герой-защитник Родины |
9 | В музыкальном театре | 1 |
|
| Найти значение слова Джаз Спричуэллз, свинг сурдина |
10 | Мой народ-американцы. «Порги и Бесс»-первая нацио-нальная Американская опера | 1 |
|
| Обьяснить значение слова «Хит», записать названия популярных хитов |
11 | Опера Ж.Бизе «Кармен». Женские образы | 1 |
|
| Найдите общие и различные черты в воплощении оперных образов, запишите свои наблюдения в тетрадь |
12 | Опера Ж.Бизе «Кармен». Мужские образы | 1 |
|
| Записать в тетрадь названия опер, с увертюрами и вступлениями к которыми вы знакомы |
13 | Балет Р.К.Щедрина «Кармен — сюита». | 1 |
|
| В тетради графически- линией передать драматургию разви-тия эмоций, чувств, выражен-ных музыкойувертюры |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки Музыкальное «зодчество» России. | 1 |
|
| Согласны ли вы со словами Бетховена о Бахе: «Не ручей-море ему имя»? Свои размышления запиши в тетрадь |
15 | Рок-опера История создания | 1 |
|
| Подготовить доклад Возникновение Рока, рок-опре |
16 | Рок-опера | 1 |
|
|
|
| Раздел2 .Особенности драматургии камерной и симфонической музыки-18ч |
|
|
| |
1 | Музыка к драматическому спектаклю | 1 |
|
|
|
2 | Музыкальная драматургия — развитие музыки | 1 |
|
|
|
3 | Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка. | 1 |
|
|
|
4 | Камерная инструментальная музыка. | 1 |
|
|
|
5 | Этюд. Транскрипция | 1 |
|
|
|
6 | Что такое Цикличные формы инструментальной музыки | 1 |
|
|
|
7 | Цикличные формы инструментальной музыки | 1 |
|
|
|
8 | Соната Сонатная форма-введение | 1 |
|
|
|
9 | Соната. Принципы музыкального развития | 1 |
|
|
|
10 | Симфоническая музыка. ВА Моцарт | 1 |
|
|
|
11 | Симфоническая музыка. Л.В.Бетховен | 1 |
|
|
|
12 | Симфоническая музыка. В.Калинников | 1 |
|
|
|
13 | Симфоническая музыка. Д.Б.Шостакович | 1 |
|
|
|
14 | Симфоническая картина | 1 |
|
|
|
15 | Инструментальный концерт. Урок-беседа | 1 |
|
|
|
16 | Инструментальный концерт .Закрепление материала | 1 |
|
|
|
17 | Музыка народов мира. | 1 |
|
|
|
18 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (обобщающий урок) | 1 |
|
|
|
| Всего | 34 |
|
|
|