Соколова Наталья Григорьевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ№1 им. Доктора Л.М. Рошаля
пгт Чердаклы Ульяновской области
Класс:7
Рабочая программа по музыке на основе авторской программы Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». М.:«Просвещение»,2011
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2010.
— Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2010.
— Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2010.
— Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.
— Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: — развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия — «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия — «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Знать/понимать:
-
понимать роль музыки в жизни человека;
-
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель — слушатель);
-
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
-
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
-
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
-
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
-
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
-
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
-
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Примечания | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | |||||||||
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | ||||||||||
1 | Классика и современность | 1 | Вводный | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение |
| c. 6-7 |
|
|
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь:
| Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки |
|
c.8-10 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | и | |||||||||||
3 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Расширение и углубление знаний | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы — конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | Знать:
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ |
| С.13 №3 |
|
| ||||||||||
4—5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы — конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Вокально-хоровое интонирование |
|
С.18-20 |
|
| ||||||||||
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Знать:
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование |
| c. 26-28 |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | и | |
|
|
|
|
| Уметь:
|
|
|
|
|
|
7-8 | Балет Б. И. Тищенко «Ярославна» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра | Знать драматургию развития балета. Уметь:
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение |
|
с.30-31 |
|
|
9 | Героическая тема в русской музыке | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма | Уметь:
| Беседа. Устный, письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений |
| С.37 №3 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 11 | В музыкальном театре. «Мой народ — американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин — создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» — первая американская национальная опера | Знать:
и сравнительный анализ музыки | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности |
| С.47 №3 |
|
|
12- 13 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» — самая популярная опера в мире. Драматургия оперы — конфликтное противостояние. | Знать:
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. |
| с. 48-49 с.51 №2 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | п | |
|
|
|
| Музыкальные образы оперных героев | Уметь:
| Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение |
|
|
|
|
14 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен- сюита» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | Знать:
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально- хоровое интонирование |
| С.61 №5 |
|
|
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка И. С. Баха — язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Вы- | Знать понятия: месса, всенощная. Уметь: — называть полные имена композиторов: | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто- национно-образный и сравнительный |
| с.64-66 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| сокая месса» — вокаль- но-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова | И. С. Бах, С. В. Рахманинов;
| анализ. Выявление средств музыкальной выразительности |
|
|
|
|
16 | Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с рок-оперой Э. JI. Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы — конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев | Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь:
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение |
| С. 73 №3 |
|
|
17 | Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалев- | 1 | Расширение и углубление знаний | Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео | Знать понятие сюита. Уметь: — проводить интонаци- онно-образный и срав- | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- | — | с.74 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ского «Ромео и Джульетта» |
|
| и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | нительный анализ музыки; — называть полное имя композитора — Д. Б. Кабалевский | нительный анализ. Хоровое пение |
|
|
|
|
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» — ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Знать понятия: сюита, полистилистика. Уметь:
| Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Ин- тонационно-образ- ный и сравнительный анализ |
|
с.78-79 |
|
|
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | ||||||||||
19 | Музыкальная драматургия — развитие музыки | 1 | Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний | Музыкальная драматургия в инструмен- тально-симфонической музыке. Главное в музыке — развитие. Прин- | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение |
|
с.84-85 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
| (комбинированный) | ципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация |
|
|
|
|
|
|
20 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | Расширение и углубление знаний | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка | Знать:
и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка;
и католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры | Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение |
| с.91 №1 |
|
|
21 | Камерная инструментальная, музыка: этюд | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знаний о музыкальном жанре — этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа | Знать понятие этюд. Уметь:
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| с.93 №4 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
22 | Транскрипция | 1 | Расширение и углубление знаний | Транскрипция — переложение музыкальных произведений. Транскрипции — наиболее популярный жанр кон- цертно-виртуозных произведений | Знать понятие транскрипция. Уметь:
| Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение |
|
с.94-95 |
|
|
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке | Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь:
| Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение |
|
с.98-99 |
|
|
24 25 | Соната | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: — проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интона- ционно-образный и сравнительный анализ. Определе- |
| с.102 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| композиторов: JI. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта |
| ние приемов музыкального развития. Хоровое пение |
|
|
|
|
26 30 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром — симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,
Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать:
Уметь:
| Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение |
| с. 110 |
|
|
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- |
| с. 136 |
|
|
|
|
|
| образный анализ. |
|
|
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | и |
|
|
|
| музыкальных образов симфонической картины | Уметь:
| Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение |
|
|
|
|
32 | Инструментальный концерт | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | Знать:
| Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение |
| с.139 №2 |
|
|
33 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с творчеством американского компози- | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. | Беседа. Устный контроль. Интона ционно-образный |
| с.142 |
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| тора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз | Уметь:
| анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение |
|
|
|
|
34-35 | Пусть музыка звучит! | I | Расширение и углубление знаний. По- вторительно- обобщающий урок | Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:
| Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов |
|
|
|
|
.