Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Беловская СОШ»
Рабочая программа
по музыке
для 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель музыки
Каржень Н.А.
2013 — 2014 уч. г.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.
Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирования.)
Предмет «Искусство (музыка)» в 7 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть
| II учебная четверть
| III учебная четверть | IV учебная четверть | всего за год | |
всего часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
контрольных работ | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 |
творческих работ | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Контроль осуществляется в следующих видах:
— текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
— самостоятельная работа;
— устный опрос;
— взаимоопрос;
— синквейн;
— цифровой диктант;
— тест;
— хоровое пение;
— индивидуальное пение.
Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;
рабочая тетрадь — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;
нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;
фонохрестоматии.
Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке)
Изучение предмета «Искусство (музыка)» в 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
1 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | Урок нового материала фронтальный | Понимать неповторимость музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
2 | Музыку трудно объяснить словами | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
3 | Что такое музыкальное содержание? | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
4 | Что такое музыкальное содержание? | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. |
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
7 | «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
9 | Обобщение темы | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный | Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
2 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
10 | Лирические образы в музыке | Урок нового материала фронтальный | Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
11 | Драматические образы в музыке | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
12 | Эпические образы в музыке | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
13 | «Память жанра» | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки. |
14, 15, 16 | Такие разные песни, танцы. марши | Обобщающий урок | Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями. |
3 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. | Урок нового материала фронтальный | Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
18 | «Художественная форма-это ставшее зримым содержание». | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
19 | Какой бывает музыкальная композиция. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
20 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
21 | Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)
| Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
22 | Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
23 | Многомерность образа в форме рондо. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
24 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации) | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
26 | Обобщение темы | Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный | Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
4 четверть
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
27, 28 | Музыка в развитии. | Урок нового материала фронтальный | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
29 | Музыкальный порыв. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
30 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
31, 32
| Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
| Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный
| Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.
|
33 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. | Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный | Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
34 | Обобщающий урок.
| Контрольно-обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный | Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки. |
Музыка 7 класс.
«Содержание и форма в музыке».
34 часа – 1 час в неделю.
«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1 час.
Содержание в музыке.(15 ч).
Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание. – 4 (ч).
Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.
Обобщение -1 час.
Музыкальный образ. 3 (ч).
Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.
О чём рассказывает музыкальный жанр. -4 (ч).
«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши.
Форма в музыке.(18 ч).
Что такое музыкальная форма. – 2 (ч).
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Художественная форма – это ставшее зримым содержание.
Музыкальная композиция. – 7 (ч).
Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период). Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма). Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
Обобщение – 1 час.
Музыкальная драматургия. – 7 (ч).
Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Заключительный урок – 1 час.
Перечень основных знаний и умений учащихся.
Учащиеся должны знать:
— главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
— характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
— развитие музыкального образа;
— музыкальные формы;
— навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
—определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
— находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
— находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
— различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
— проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 КЛАСС.
№ П/П | РАЗДЕЛЫ. | КОЛ – ВО ЧАСОВ. |
1. | «Магическая единственность» музыкального произведения. | 1 |
2. | Содержание в музыке. | 15 |
3. | Форма в музыке. | 18 |
ИТОГО: | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс.
Наименование раздела. Тема урока. | Кол – во часов | Дата | ||
Раздел | Тема | |||
« Содержание и форма в музыке» | ||||
1 четверть | ||||
1. | « Магическая единственность» музыкального произведения. |
| 1 |
|
Содержание в музыке | ||||
2 | Музыку трудно объяснить словами. |
| 1 |
|
3,4. | Что такое музыкальное содержание. |
| 2 |
|
| Каким бывает музыкальное содержание | 4 часа |
|
|
5. | Музыка, которую необходимо объяснить словами. |
| 1 |
|
6. | Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского |
| 1 |
|
7. | « Восточная» партитура Н.Римского – Корсакова «Шехеразада» |
| 1 |
|
8. | Когда музыка не нуждается в словах |
| 1 |
|
9. | Обобщающий урок. |
| 1 |
|
2 четверть | ||||
| Музыкальный образ | 3 часа |
|
|
10. | Лирические образы в музыке. |
| 1 |
|
11. | Драматические образы в музыке. |
| 1 |
|
12. | Эпические образы в музыке. |
| 1 |
|
| О чём рассказывает музыкальный жанр | 4 часа |
|
|
13. | « Память жанра». |
| 1 |
|
14-16. | Такие разные песни, танцы, марши. |
| 3 |
|
3 четверть | ||||
Форма в музыке | ||||
| Что такое музыкальная форма? | 2 часа |
|
|
17. | « Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. |
| 1 |
|
18. | « Художественная форма – это ставшее зримым содержание». |
| 1 |
|
| Музыкальная композиция | 7 часов |
|
|
19. | Какой бывает музыкальная композиция |
| 1 |
|
20. | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). |
| 1 |
|
21 | Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). |
| 1 |
|
22. | Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки. |
| 1 |
|
23,24. | Многомерность образа в форме рондо. |
| 2 |
|
25. | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). |
| 1 |
|
26. | Обобщающий урок. |
| 1 |
|
4 четверть | ||||
| Музыкальная драматургия | 7 часов |
|
|
27,28. | Музыка в развитии. |
| 2 |
|
29. | Музыкальный порыв. |
| 1 |
|
30. | Движение образов и персонажей в оперной драматургии. |
| 1 |
|
31,32. | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». |
| 2 |
|
33. | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. |
| 1 |
|
34. | Обобщающий урок. |
| 1 |
|
| Итого за год | 34 часа |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
3. Рабочая тетрадь — Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.
Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.
-
Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
-
Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
-
Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
-
Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
-
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,
2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
«Си ЭТС», 2004 г.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
«Коминфо», 1999.
9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.
Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.