Муниципальное образовательное учреждение

Брейтовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании МО Утверждаю:

Учителей __________________ Директор школы: Воронова М.В.

Протокол №____ от_____2012г. Приказ №1 от 1.09.2012г.

Руководитель МО______________

Рабочая программа

учебного курса «Музыка»

4 класс VIII вида

Учителя: Руптановой М.Б.

Брейтово, 2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке и пению для 4 класса составлена в соответствии с авторской программой «Музыка и пение» И.В. Евтушенко. Данная программа разработана на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, опубликованных под редакцией Воронковой В.В. («Примерные рабочие программы по общеобразовательным предметам базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Издательство: Ярославль, 2008 г.)

Учебным планом школы на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. По программе 1 час в неделю, 34 часа в год

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формированная художественной культуры детей с отклонениями в развитии.

Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности умственно отсталого ребенка.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Наряду с осознаваемым процессом в ходе музыкального воспитания имеет место возникновение бессознательной психической реакции.

Цели музыкального воспитания:

  1. Развитие в детях понимания и ощущения того, что музыка не просто развлечение, а важная часть жизни, жизни в целом и жизни отдельного человека.

  2. Овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся

Задачи:

1) Образовательные:

    • формирование знаний о музыке, изучая произведения различный жанров, используя понятие 3-х основных сфер музыки («Три кита» — песня, танец, марш);

    • формирование музыкально-эстетического словаря.

      1. Коррекционные:

— коррекция отклонений в интеллектуальном развитии;

— исправление, сглаживание недостатков психического развития ребенка;

— коррекция нарушения звуко-произносительной речи;

— коррекция мелкой моторики посредством игры на музыкальных инструментах.

  1. Развивающие:

— активация творческих способностей;

— развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, эмоциональной отзывчивости, музыкально-исполнительских навыков.

  1. Здоровьесберегающие.Основное содержание

Представления о музыке.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их змоционально-образном строе.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров — оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, В.А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.

При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:

— личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;

— формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм; приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;

— самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения;

— поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;

— освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;

— индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации;

— индивидуально-личностного выражения характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;

— участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев, выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке).

Представление о музыкальной жизни страны:

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.

Методические рекомендации по реализации рабочей программы

Данная программа разработана на основе программы «Музыка и пение» из сборника «Программы начальных классов коррекционного образовательного учреждения» под ред. В.В. Воронковой.

Кроме того, в программу внесены некоторые дополнения по основным формам, особенностям обучения и по особенностям музыкального воспитания детей.

Программа предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями. У детей развивается эмоциональная сфера, они ежедневно приобретают собственный опыт нравственных переживаний. Отношения с детьми строятся на основе ориентации педагога на собственном опыте ребенка, создании у него интереса к образовательному процессу, праве выбора творческой деятельности, обеспечении успешности. Это достигается за счет более тщательного подбора репертуара, а также в результате подачи исполнительского музыкально материала прошлых лет в обновленном виде, приближенном к современности (т.е. аранжированному по-другому).

На первый план ставится создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития природных возможностей ребенка в общении, в познании, в любви и доброте. В этой атмосфере развивается уверенность в своих силах и способностях, удовлетворяется потребность в самореализации.

В технологии обучения используются педагогические методы, такие как: экспериментирование, проживание ребенком полученных знаний в творческой практической деятельности.

Сюда также можно отнести методы музыкальной игры, метод управляемого воображения, метод метаперспективы (размышление о самом себе), метод «забегания вперед и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы)», метод создания композиций в форме диалога, музыкальных ансамблей, метод художественного контекста (выход за пределы музыки).

Кроме того, на уроках используются следующие коррекционные методы (общепедагогические музыкальные): метод сравнения, наглядный метод (картинки, игрушки, видео-фильмы), словесный («погружение» в жизнь композитора).

Так как вокалотерапия является одним из ведущих методов в коррекционной работе с детьми, в программе делается особый упор на пение. На выбор музыкального материала для пения оказывает влияние степень подготовленности учащихся каждого класса. Поэтому репертуар нужно периодически корректировать, с учетом того что дети часто легче усваивают, вроде бы, кажется, трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью. Кроме вокалотерапии, необходимо применять и другие коррекционные методы, такие как:

— релаксация (снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности);

— проекция (выход бессознательного, отражение внутреннего Я);

— сквигл (музыка сквигл) – импровизационный рисунок под музыку;

— тонирование (воспроизведение голосом);

— психогимнастика;

— телесно-ориентированные методики (игра «дирижер» «танец шарфа»).

Привлечение ритмики в процессе музыкального восприятия помогает школьнику научиться художественно оформлять собственные движения.

Реализация программы осуществляется не только на уроках музыки, но и на дополнительных индивидуальных занятиях, на музыкальных праздниках, развлечениях, конкурсах («музыкальный ринг», «музыкальный театр»)

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:

— слова и мелодию Гимна России;

— выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

— смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

— названия изученных жанров и форм музыки;

— образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды) а также других народов;

— названия изученных произведений и их авторов;

— наиболее популярные музыкальные инструменты России и других стран;

уметь:

— узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов;

— определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

— определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

— передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

— исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

— исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

— исполнение знакомых песен;

— участие в коллективном пении;

— музицирование на элементарных музыкальных инструментах;

— передача музыкальных впечатлений пластическими изобразительными средствами и др.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса.

Учащиеся должны знать:

-современные детские песни для самостоятельного исполнения;

-значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо)

-народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

-особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

-особенности музыкального языка современной детской песни, её идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

— петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

-ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

-исполнять хорошо выученные песни без сопровождения самостоятельно;

различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы

Тематическое планирование уроков музыки и пения в 4 классе 8 вида (34 ч)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Музыкальный материал

1

«Музыка моего народа»

a) народная +композиторская музыка

2

1. П. И. Чайковский «Русская плясовая»

2. В. Гроховский «русский вальс» из сюиты «Танцы народов РСФСР»

3. «Гимн России» («бой кремлевских курантов»)

Песни:

1. «Собирайся народ в хоровод» (русская народная песня)

2. «Осень золотистая» (муз. Кюи, сл. Плещеева)

3. «Трудимся с охотой» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ермолаева)

4. «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. А. Пришельца)

б) жанры народной музыки

2

в) русская народная песня и частушка

2

г) «Оркестр народных инструментов России

1

2

Сказочный сюжеты в музыке

2

1. Э. Григ «В Пещере Горного Короля» – Шествие Гномов

2. П.И. Чайковский «Баба Яга»

3. Г.Свиридов «Колдун»

Песни:

1. Е. Крылатов, С. Яковлева «Колыбельная медведицы»

2. Н. Михайлов, Соловьева «Зима»

3. «Снежный человек» (муз. Моисеева, сл. Степанова)

Музыкальная сказка «Путешествие в страну Мульти-Пульти»

3

«Музыка моего народа». В гостях у Деда Мороза – персонажа славянского фольклора

2

4

«Слушаем музыкальную сказку»

2

5

«Картины родной природы» (творчество Э. Грига)

2

1. Э. Григ. «Утро»

2. С. Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка».

3. Чайковский «Зимнее утро», «Праздничные пасхальные звоны»

Песни:

1. «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)

2. «Солнечная капель» (муз. С. Соснина, сл. Л. Вахрушевой)

3. «Не плачь девчонка» (муз. Шаинского, сл. Б. Харитонова)

6

«Симфонический оркестр». Прокофьев, Чайковский

2

7

Музыка моего народа. Музыка Русской православной церкви

2

8

Музыка моего народа. Масленица

1

9

«Композитор-исполнитель-слушатель»

2

1. Моцарт «Симфония №40»

2. П.И. Чайковский «Романс»

3. С.Прокофьев «Дождь и радуга»

4. Гершвин «Острый ритм», «Колыбельная Клары»

5. Глинка «марш Черномора»

Песни:

1. «Мир похож на цветной луч» (муз. Шаинского, сл. Пляцковского)

2. «Песни о волшебниках» (муз. Гладкова, сл. Луговой)

3. «Родная песенка» (муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)

10

«Мир композитора»

2

11

«Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ». Острый ритм джаза

2

12

Обобщение изученного за год

2

Поурочное планирование уроков музыки и пения в 4 классе 8 вида

п/п

Дата

Тема урока

Содержание уроков

Словарь

Слушание музыки

Пение

Игра на музыкальных инструментах

1.

6.09

Музыка моего народа.

Народная и композиторская музыка.

1. П.И.Чайковский «Русская плясовая».

2. Гимн России

3. Бой кремлевский курантов.

4. «Широка страна моя родная», муз. И.Дунаевского.

Музыка о Родине.

1. Распевка «Ми-ма-мо» по трезвучиям;

«Горошина» – по гамме.

2. «Осень золотистая» (муз. Кюи, сл. Плещеева) – прослушивание в исп.педагога, беседа о содержании и характере. Разучивание.

3. Р.н.п. «Во поле береза стояла», «Калинка» в исполнении педагога. Подпевание детьми.

4. «Трудимся с охотой» (муз. Е. Тиличеевой, сл.Ермолаева). Разучивание мелодии и слов 1 куплета.

Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, деревянные ложки во время исполнения песен «Во поле береза стояла», «Калинка».

Веселая, задорная, плясовая.

Серьезная, торжественная, величественная.

2.

13.09

Музыка моего народа.

Народная и композиторская музыка.

1. В.Гроховский «Русский вальс» из сюиты «Танцы народов РСФСР».

2. Гимн России.

3. «Широка страна моя родная», муз. И.Дунаевского. Народная и композиторская музыка выражает настроение человека, его мысли.

1. Распевка «Ми-ма-мо» по трезвучиям;

«Горошина» – по гамме.

2. «Осень золотистая» – отработка артикуляции и закрепление четкого произношения текста, чистота интонирования.

3. «Трудимся с охотой» – разучивание 2 куплета, пение 1 куплета. Отработка правильного ритмического рисунка.

4. Р.н.п. «Собирайся, народ в хоровод» – в исполнении педагога.

Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, деревянные ложки во время исполнения песни «Собирайся, народ в хоровод».

Веселая, задорная, плясовая.

Серьезная, торжественная, величественная.

3.

20.09

Жанры русской народной музыки. Песни, песни-хороводы. Плясовые песни. Частушки.

Р.н.п. «Эй, ухнем» – аудиозапись. Использование репродукции картины

«Бурлаки на Волге».

Р.н.п. (плясовая) «Пойду ль я, выйду ль я».

1. Распевка «Ми-ма-мо» по трезвучиям;

«Горошина» – по гамме.

2. «Собирайся, народ в хоровод» – работа над чистотой интонирования и правильным распределением дыхания при исполнении напевной песни.

3. «Осень золотистая» – работа над напевностью, артикуляцией.

4. «Трудимся с охотой» – работа над округлым звучанием в верхнем регистре и мягким звучанием в нижнем регистре.

Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, деревянные ложки во время исполнения песни «Собирайся, народ в хоровод».

Распевная, медленная, протяжная.

4.

27.09

Жанры русской народной музыки. Песни, песни-хороводы. Плясовые песни. Частушки.

«Вниз по матушке, по Волге».

«Солдатушки, браво, ребятушки» – (песня-марш).

«Чему учат в школе» (муз.В.Шаинского, сл.А.Пришельца) – прослушивание в исполнении детского хора.

1. Распевки «Ми-ма-мо» и «Ри-ха-хо» по трезвучиям.

2. «Трудимся с охотой» – выразительность исполнения, ритмичность.

3. «Осень золотистая» – работа над мягкостью концов фраз.

4. «Собирайся, народ в хоровод» – пение по подгруппам.

Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами: металлофон, треугольник.

Браво.

5.

4.10

Жанр песни – частушка.

Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка»,

Р.н.п. «Светит месяц».

1. Песня-физкультминутка «Танцуй, сидя» – разучивание.

Распевка «Дудочка».

2. «Воронежские частушки» – разучивание мелодии.

3. «Собирайся, народ в хоровод» – инд.опрос.

4. «Чему учат в школе» (муз.В.Шаинского, сл.А.Пришельца) – разучивание 1 куплета.

Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен во время исполнения частушек.

Озорная, легкая, радостная.

6.

11.10

Русская народная песня, частушка.

Р.н.п. «Ой, да ты , калинушка»,

«Ой, да ты, калинушка».

1. Песня-физкультминутка «Танцуй, сидя» – разучивание.

Распевка «Дудочка».

2. «Воронежские частушки» – разучивание, показывая ладонью направление звука.

3. «Собирайся, народ в хоровод» – работа над выразительностью хорового исполнения. Пение а-капелла.

4. «Чему учат в школе» разучивание 2 куплета. Работа над чистотой интонирования, правильной артикуляцией.

Использование русских народных инструментов: трещотка, бубен, дудочка во время исполнения частушек.

Озорная, легкая, радостная.

Нежная, лирическая.

7.

18.10

Оркестр русских народных инструментов.

Просмотр на DVD и прослушивание профессионального оркестра русских народных инструментов.

Использование плакатов с изображением русских народных и инструментов.

1. Распевка «Дудочка».

2. Р.н.п.«Калинка» – разучивание припева. Запев исполняет педагог.

3. «Собирайся, народ в хоровод» – повторение.

4. «Чему учат в школе» – исполнение на оценку.

Создание детского ансамбля русских народных инструментов. Исполнение по ритмической партитуре.

Гусли, домбра, жалейка, мандолина.

8.

25.10

Оркестр русских народных инструментов.

Р.н.п. «Светит месяц» – аудиозапись ансамбля р.н. инструментов.

Использование плакатов с изображением русских народных и инструментов.

1. Распевка «Дудочка».

2. Р.н.п.«Калинка» – исполнение солистами запева, припев исполняют дети.

3. «Собирайся, народ в хоровод» – пение с инсценировкой.

Музыкальные импровизации с инсценировкой на тему «Детский оркестр русских народных инструментов»

Гусли, домбра, жалейка, мандолина

9.

8.11

Обобщающий урок по теме «Жанры русской народной музыки»

Музыкальная викторина «Узнай инструмент» (на материале аудиозаписей звучания отдельных р.н. инструментов).

1. Распевка «Дудочка», песня-физкультминутка «Танцуй, сидя».

2. «Трудимся с охотой» – пение с инсценировкой.

3. «Собирайся, народ в хоровод» – пение с инсценировкой.

4. «Осень золотистая» – пение с движениями.

Музыкальные импровизации с инсценировкой на тему «Детский оркестр русских народных инструментов»

Гусли, домбра, жалейка, мандолина

10.

15.11

Музыка моего народа. Сказочные сюжеты в музыке.

Э.Григ «В пещере горного короля».

1. Распевка-чистоговорка «Снеговик»; «Ми-ма-мо»; «Ри-хо-ха».

2. «Зима» (муз. Михайлов, сл.Соловьева)

— беседа о содержании и характере песни, исполнение песни педагогом.

3. «Колыбельная медведицы» (муз.Е.Крылатов, сл. Яковлева) – прослушивание аудиозаписи к мутфильму «Умка». Разучивание 1 куплета.

Работа с металлофонами – отстукивание сильной доли.

Загадочная, ритмичная, тревожная.

11.

22.11

Музыка моего народа. Сказочные сюжеты в музыке.

Э.Григ «В пещере горного короля».

П.И.Чайковский «Баба Яга»

1. Распевка-чистоговорка «Снеговик»; «Ми-ма-мо»; «Ри-хо-ха».

2. «Зима»

— разучивание мелодии, правильное произношение слов.

3. «Колыбельная медведицы» Разучивание мелодии на звук «ля» отдельно девочками и мальчиками.

Работа с металлофонами – отстукивание сильной доли.

Загадочная, таинственная,

ритмичная, тревожная, свирепая, злобная.

12.

29.11

Музыка моего народа. Сказочные сюжеты в музыке.

П.И. Чайковский «Баба Яга».

Г.Свиридов «Колдун».

1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси».

2. «Зима»

— работа на чистотой интонирования, правильным распределением дыхания.

3. «Колыбельная медведицы» – разучивание 1 куплета. Работа над напевностью, мягкостью звучания.

Использование металлофонов и треугольников для проигрыша музыкального

вступления к песне «Колыбельная медведицы».

Загадочная, таинственная,

ритмичная, тревожная, свирепая, злобная.

13.

6.12

Музыка моего народа. В гостях у Деда Мороза.

Н. Римский-Корсаков

Фрагменты оперы «Снегурочка». Образ деда Мороза в музыкальном произведении классиков.

1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси».

2. «Зима»

— работа над чистотой интонирования, правильным распределением дыхания.

3. «Колыбельная медведицы» – разучивание 2 куплета, пение 1 куплета. Работа над чистотой интонирования, динамическими оттенками.

Использование металлофонов, треугольников и колокольчиков для проигрыша музыкального

вступления к песне «Колыбельная медведицы».

Музыкальная импровизация «В гостях у Деда Мороза».

Могучий. Богатырь, сковывающий воду «железными морозами», повелитель.

14.

13.12

Слушаем музыкальную сказку

« Путешествие в страну Мульти-Пульти».

1 часть музыкальной сказки. Беседа о персонажах сказки с определением характера музыки.

1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси».

2. «Зима»

— работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками.

3. «Колыбельная медведицы» – пение по подгруппам.

4. «Снежный человек» (музыка Моисеева, слова Степанова). Разучивание мелодии.

Яростно, загадочно, сердечно.

15.

20.12

Слушаем музыкальную сказку

« Путешествие в страну Мульти-Пульти».

2 часть музыкальной сказки. Беседа о персонажах сказки с определением характера музыки.

1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси».

2. «Зима»

— пение по подгруппам.

3. «Колыбельная медведицы» – сольное пение для выбора солистов на праздник.

4. «Снежный человек» Работа над чистотой интонирования, артикуляцией.

Использование колокольчиков, треугольников во время исполнения «Колыбельной медведицы».

Яростно, загадочно, сердечно.

Забавно, лукаво, зловеще.

16.

27.12

Слушаем музыкальную сказку

« Путешествие в страну Мульти-Пульти».

Заключительная часть музыкальной сказки.

Сопровождение пением фрагментов сказки (песня «О дружбе»).

1. Распевка «Снежная Баба» на звук «ля», исполнение по гамме. Чистоговорка «Караси».

2. «Зима»

— пение на оценку.

3. «Колыбельная медведицы» – инсценировка: создание музыкальных образов песни.

4. «Снежный человек» Работа над выразительностью исполнения.

Использование колокольчиков, треугольников во время инсценирования песни «Колыбельная медведицы».

Уверенно, энергично, приветливо.

17.

17.01

Картины родной природы.

Э.Григ «Утро». Погружение в музыку с закрытыми глазами, вслушиваясь в музыку. Создание рассказа на тему «Утро».

1. Чистоговорка на звук «З» – «Коза».

2. «Пусть всегда будет солнце» (муз. А.Островского, сл.Л.Ошанина) – слушание в исп.детского хора под рук.В.Попова.

Разучивание припева.

3. «Солнечная капель» (муз.С.Соснина, сл. Вахрушевой) – разучивание 1 куплета, разбор ритмического рисунка песни, характера музыки.

Использование деревянных палочек для выделения сильной доли в песне «Пусть всегда будет солнце».

Завороженная, задушевная.

18.

24.01

Картины родной природы.

Э.Григ «Утро».

П.И.Чайковский «Зимнее утро».

Использование иллюстраций с изображение зимней природы.

1. Чистоговорка на звук «З» – «Коза».

2. «Пусть всегда будет солнце» – разучивание 1 куплета.

3. «Солнечная капель» – работа над интонацией, напевностью.

Использование деревянных палочек для выделения сильной доли в песне «Пусть всегда будет солнце».

Прозрачная, мелодичная.

19.

31.01

Симфонический оркестр. Состав оркестра. Творчество С.Прокофьева, П.И.Чайковского.

С.Прокофьев «Фея весны».

П.И.Чайковский «Зимнее утро».

Показ плакатов с изображение инструментов симфонического оркестра.

1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу».

Распевка «Горощина» по гамме.

2. «Пусть всегда будет солнце» – разучивание 2 куплета, пение по подгруппам 1 куплета.

3. «Солнечная капель» – развивать умение петь дружно, слаженно, прислушиваясь друг к другу.

4. «Не плачь, девчонка» (муз. В. Шаинского, сл. Б.Харитонова) – прослушваиние аудиозаписи песни. Разбор содержание и характера песни.

Использование барабана во время слушания песни «Не плачь, девчонка».

Бравурный,

восторженный. Бойко.

20.

7.02

Симфонический оркестр. Творчество С.Прокофьева, П.И.Чайковского.

С.Прокофьев «Фея весны».

П.И.Чайковский «Зимнее утро».

Передача тишины в звуке.

1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу».

Распевка «Горощина» по гамме.

2. «Пусть всегда будет солнце» – пение каждого куплета в соответствии с разным характером текста. Работа над концом музыкальных фраз.

3. «Солнечная капель» – развивать умение петь дружно, слаженно, прислушиваясь друг к другу.

4. «Не плачь, девчонка» – разучивание 1 куплета.

Использование барабана для сопровождения вступления песни «Не плачь, девчонка».

Бравурный,

восторженный. Бойко.

21.

14.02

Музыка моего народа. Музыка русской православной церкви.

Праздничные пасхальные звоны.

Бартнянский «Херувимские» песнопения.

Беседа по теме. Передача возвышенного, радостного настроя.

Описание словами собственных ощущений во время слушания.

1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу».

Распевка «Горощина» по гамме.

2. «Пусть всегда будет солнце» – выразительное исполнение всей песни.

3. «Солнечная капель» – правильное формирование гласных звуков.

4. «Не плачь, девчонка» – разучивание 2 куплета, пение 1 куплета: работа над чистотой интонирования, артикуляцией.

Использование треугольников во время вступления и проигрыша песни «Солнечная капель».

Миролюбивая, доброжелательная, сострадательная.

Херувимы.

22.

21.02

Музыка моего народа. Музыка русской православной церкви.

Праздничные пасхальные звоны.

Бартнянский «Херувимские» песнопения.

Сравнение по ритмическим рисункам различных колокольных звонов. Показ иллюстраций церковных колоколов.

1. Чистоговорка на звук «чу» – «К врачу».

Распевка «Горощина» по гамме.

2. «Пусть всегда будет солнце» – сольное исполнение на оценку.

3. «Солнечная капель» – пение по подгруппам, передача ритмического рисунка аккомпанемента хлопками.

4. «Не плачь, девчонка» – работа над правильным распределением дыхания.

Передача ритмического рисунка аккомпанемента песни «Не плачь, девчонка» с помощью деревянных палочек.

Миролюбивая, доброжелательная, сострадательная.

Херувимы

23.

28.02

Музыка моего народа. Масленица.

Р.н.п. «Перед весной»

Слушание аудиозаписи р.н. хора.

Р.н.п. «А мы масленицу дожидаем».

Беседа по содержанию характера музыки.

1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям.

2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – пение вместе с педагогом.

3. «Пусть всегда будет солнце» – пение с движениями.

4. Р.н.п. «Растворила я блины» – пение песни педагогом, при повторном исполнении – последние две строчки каждого куплета поют дети.

Использование трещоток и бубнов во время музыкального проигрыша песни «Как вставала я ранешенько».

Задорно, дожидаем.

24.

7.03

Музыка моего народа. Масленица.

Р.н.п. «Перед весной»

Слушание аудиозаписи р.н. хора.

Р.н.п. «А мы масленицу дожидаем».

Беседа по содержанию характера музыки.

1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям.

2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – пение вместе с педагогом.

3. «Пусть всегда будет солнце» – сольное пение на оценку.

4. Р.н.п. «Растворила я блины» – разучивание трех куплетов: правильная передача ритмического рисунка, выразительность исполнения.

Использование трещоток и бубнов во время музыкального проигрыша песни «Как вставала я ранешенько».

25.

14.03

Весенние игры. Хороводы.

И.Дунаевский «Скворцы прилетели».

Народные плясовые наигрыши.

Беседа по содержанию характера музыки.

1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям.

2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – инсценирование песни.

3. Р.н.п. «Во поле береза стояла» – пение в хороводе.

4. Игра-хоровод «Заплетайся, плетень» – разучивание песни в хороводе.

5. Р.н.п. «Растворила я блины» – пение на оценку дуэтами.

Использование подгруппы детей в качестве шумового оркестра при исполнении хороводов.

Ликующе, задорно, жизнеутверждающе.

26.

21.03

Весенние игры. Хороводы.

И.Дунаевский «Скворцы прилетели».

Народные плясовые наигрыши.

Беседа по содержанию характера музыки.

1. Распевка «Дон-дон» на звук «ля» по трезвучиям.

2. Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» – исполнение песни в виде хоровода.

3. Р.н.п. «Во поле береза стояла» – пение в хороводе.

4. Игра-хоровод «Заплетайся, плетень» – исполнение песни в хороводе.

Использование подгруппы детей в качестве шумового оркестра при исполнении хоровода «Во поле береза стояла».

Ликующе, задорно, жизнеутверждающе

27.

4.04

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

В.А.Моцарт.

Симфония № 40.

Исполнение произведения в разных аранжировках.

1. Распевки «Петушок»,

«Веники».

2. «Мир похож на цветной луг» (муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского) – прослушивание в исполнении

детского хора. Разучивание припева.

3. «Родная песенка» (муз. Ю. Чичкова, слова П.Синявского) – разучивание 1 куплета, запоминание мелодии.

Использование маракасов во время прослушивания симфонии №40 в исполнении кубинского оркестра.

Аранжировка.

28.

11.04

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

В.А.Моцарт.

Симфония № 40.

Исполнение произведения в разных аранжировках.

1. Распевки «Петушок»,

«Веники».

2. «Мир похож на цветной луг». Разучивание 1 куплета, точное воспроизведение мелодии, правильная артикуляция.

3. «Родная песенка» – работа над чистотой интонирования 1 куплета. Учить правильно распределять дыхание во время пения.

Исполнение на профессиональных и самодельных маракасах ритмического аккомпанемента – импровизационное музицирование на тему симфонии №40

Аранжировка.

29.

18.04

Мир композитора.

П.И.Чайковский «Романс».

С. Прокофьев «Дождь и радуга».

Беседа о создании музыкальных произведений композиторами, погружение в музыку.

1. Распевки «Петушок»,

«Жук».

2. «Мир похож на цветной луг». Разучивание 2 куплета, точное воспроизведение мелодии, правильная артикуляция.

3. «Родная песенка» – работа над чистотой интонирования 1 куплета. Разучивание 2 куплета. Учить правильно распределять дыхание во время пения.

4. «Песня о волшебниках» (муз. Г. Гладкова, сл. Луговой) – прослушивание, беседа о содержании и характере песни.

Использование металлофонов во время прослушивания произведения С. Прокофьева «Дождь и радуга».

Мечтательно, сердечно, задушевно.

Прозрачная, легкая, хрустальная.

30.

25.04

Мир композитора.

П.И.Чайковский «Романс».

С. Прокофьев «Дождь и радуга».

Беседа о создании музыкальных произведений композиторами, погружение в музыку.

1. Распевки «Петушок»,

«Жук».

2. «Мир похож на цветной луг». Работа над напевностью, мягкостью концов фраз.

3. «Родная песенка» – умение слышать друг друга во время исполнения песни.

4. «Песня о волшебниках» – разучивание 1 куплета, точное воспроизведение мелодии, четкое произнесение слов.

Использование металлофонов во время прослушивания произведения С. Прокофьева «Дождь и радуга».

Использование палочек для передачи ритмического рисунка (на сильную долю) при исполнении песни «Мир похож на цветной луг».

Мечтательно, сердечно, задушевно.

Прозрачная, легкая, хрустальная.

31.

2.05

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ.

В.А.Моцарт.

Симфония № 40.

М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Д.Гершвин «Острый ритм».

Беседа: музыка – это язык, на котором разговаривают люди разных национальностей.

1. Распевки «Петушок»,

«Жук».

2. «Мир похож на цветной луг». Исполнение по подгруппам.

3. «Родная песенка» – индивидуальный опрос.

4. «Песня о волшебниках» – разучивание 2 куплета, учить ясно, четко произносить слова, пение 1 куплета.

Использование палочек для передачи ритмического рисунка (на сильную долю) при исполнении песни «Мир похож на цветной луг».

Использование колокольчиков во время вступления и проигрыша «Песни о волшебниках».

Воинственный, высокомерный.

Понятие – «острые ритмические перебои» (синкопы).

32.

16.05

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ.

В.А.Моцарт.

Симфония № 40.

М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Д.Гершвин «Острый ритм».

Анализ разного характера произведений (ритмический и мелодический).

1. Распевки: на звук «ля» по гамме, «Дон-дон» – с разным ритмом.

2. «Мир похож на цветной луг» – работа над выразительностью, динамическими оттенками.

3. «Песня о волшебниках» – работа над чистотой интонирования, концами фраз.

Использование колокольчиков во время вступления и проигрыша «Песни о волшебниках».

Понятие – «острые ритмические перебои» (синкопы).

33.

23.05

Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ.

В.А.Моцарт.

Симфония № 40.

М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Д.Гершвин «Острый ритм».

Анализ разного характера произведений (ритмический и мелодический).

1. Распевки: на звук «ля» по гамме, «Дон-дон» – с разным ритмом.

2. «Мир похож на цветной луг» – сольное пение по желанию детей .

3. «Песня о волшебниках» – инсценированное пение.

4. «Родная песенка» – пение без сопровождения.

Музыкальная импровизация на тему «волшебников».

Понятие – «острые ритмические перебои» (синкопы).

34.

30.05

Обобщающий урок по теме «Мир композитора».

В.А.Моцарт.

Симфония № 40.

М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Д.Гершвин «Острый ритм».

Передача характера музыки через пластическое интонирование.

1. Музыкальная викторина «Узнай песни по вступлению, проигрышу, аккомпанементу».

2. Песенный марафон (по изученным песням в учебном году). Выбор активного исполнителя – по оценке детьми.

Музыкальные импровизации на тему выученных песен по желанию детей.

21

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here