Администрация Красногорского района Алтайского края
МБОУ «Красногорская СОШ»
«СОГЛАСОВАНО» на заседании Методического совета школы Протокол № ___ от «___» августа 201__ г | «ПРИНЯТО» на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от «___» августа 201__г | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ МБОУ «Красногорская СОШ»
№ _____ от «__» августа 201__года |
Рабочая программа
__________________ общего образования
начального, основного, среднего
по учебному предмету «музыка»
для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования
на 2014/2015 учебный год
Составитель рабочей программы:
__________________ учитель
_________ квалификационной категории
с. Красногорское 2015
1.Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа предмета «Музыка» для 4 класса на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Красногорская СОШ», утвержден приказом № 33 от 22.05.2014.
2. Приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785);
3.Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г. № 19707)
4. Положения « О порядке разработки и утверждение рабочих программ». Утверждено приказом № 23 от 31.08.2010г.
5. Основной образовательной программы начального общего образования Утверждена приказом №45 от 2ноября 2011 г.
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год».
7. Федеральный перечень учебников. МБОУ «Красногорская СОШ» Приказ №253 от 31.03.2014 г
8. Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (М.: Просвещение, 2012г.).
9. Письмо администрации Алтайского края главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 17.09.2014.
Рабочая программа учебного предмета музыка доработана на основании письма главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 17.09.2014.
В программу внесены соответствующие изменения.
Обоснование выбора УМК
УМК «Школа России» входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. На основании решения методического объединения учителей начальных классов было принято решение о использовании этого комплекта потому, что это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. Программа “Школа России” имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы. Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учитывание возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. Комплект учебников “Школы России” представляет собой целостную модель начальной школы. Учебники и учебные пособия нового поколения отвечают требованиям современного образования, и при этом сохранены лучшие традиции русской школы. Система учебников «Школа России» сегодня — это мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. УМК не вызывает споров у родителей. Программа рассчитана на любого ребенка. Введены элементы развивающего обучения. Дети спокойно переходят в среднее звено, обучение в котором также ведется по традиционной программе. Учителя, работающие по УМК, положительно отзываются об учебниках и довольны результатами. Материал доступен детям и понятен родителям. Особенно выделяют учебники А.А. Плешакова по окружающему миру. Материал в них подобран с учётом возрастных особенностей, содержится материал для всестороннего развития ребёнка, есть над чем подумать и поразмышлять. Предлагаемая образовательная модель отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.
Учебно-методическому комплекту присущи такие качества :
фундаментальность
надежность
стабильность
открытость новому.
Эти качества должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.
Формы организации учебной деятельности, виды учебной деятельности, способы, методы, технологии, которые планирует использовать учитель, сведения о формах, методах, средствах текущего контроля и промежуточной аттестации отражены в тематическом планировании.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель учебного предмета «Музыка» – воспитание всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности.
Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач:
— формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству;
— формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;
— формирование положительной мотивации к осознанному постижению мира музыки, готовности проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности;
— формирование умений учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;
— развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;
— формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления;
— овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и инструментальной);
— развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности;
— приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
— воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных и, эстетических и патриотических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира.
Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системно-деятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся. Это хоровое и ансамблевое пение; игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле и в оркестре; театрализация песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи и как основы собственного творчества; слушание музыки как способ формирования духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса и художественно-образного мышления обучающихся.
Перенос акцента на практико-ориентированное освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства. Собственная активная учебная и творческая деятельность школьников на уроках музыки направлена на воспитание постоянного интереса и любви к музыке, творческого подхода к интерпретации явлений окружающего мира, на понимание музыкального искусства как особой ценности и, как следствие, эффективное развитие духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств и способностей обучающихся.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1. Срок освоения программы учебного предмета «Музыка» и
объем учебного времени
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования составляет четыре года.
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебных недели, II – IV классы – не менее 34 учебных недель. Урок по учебному предмету «Музыка» проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II – IV классов – 35 – 45 минут.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:
— развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании);
— обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы [забегания вперед и возвращения к пройденному], музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
— развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, элементарное музицирование по системе К. Орфа, усложнения творческих заданий);
— формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
— активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, формируются навыки культуры устной речи.
Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.
Программа начального музыкального образования продолжает линию дошкольного музыкального обучения и воспитания детей и закладывает основы для изучения музыкального искусства на более высоком профессиональном уровне на последующих этапах их обучения.
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 4 классе -34 часа
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;
— формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;
— воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
— развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной непосредственно музыкальной деятельности;
— формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;
— приобретение собственного музыкального опыта (в певческой деятельности и музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
— воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);
— овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
— формирование уважительного отношения к культуре других народов;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
— использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
— умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;
— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
— сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
— сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2.Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4;. 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
4 класс
Тема 1. Песни народов мира 3 часа
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
Тема 2. Музыкальная грамота 2 часа
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Тема 3. Оркестровая музыка 5 часов
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Тема 4. Музыкально-сценические жанры 5 часов
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Тема 5. Музыка кино 6 часов
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
создание эмоционального фона;
выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор
Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров
В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина,
А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг),
«Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда»
(Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
Тема 6. Учимся, играя 2 часа
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
Тема 7. Я – артист 5 часов
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Тема 8. Музыкально-театрализованное представление 6 часов
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
— учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
— портреты композиторов;
— портреты исполнителей и дирижеров;
— демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
— дидактический раздаточный материал;
— наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот, ритмическое лото, столбица, музыкальные паззлы, демонстрационные модели и др.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
— информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
— мультимедийные энциклопедии;
— аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
— видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
— видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
— видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
— видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов;
— видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
— видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
— демонстрационные материалы учебного предмета «Изобразительное искусство», предметов других предметных областей.
Технические средства обучения:
— компьютер;
— акустическая система к персональному компьютеру;
— мультимедийный проектор;
— экран;
— принтер;
— интерактивная доска;
— музыкальный центр;
— DVD.
Учебно-практическое оборудование:
— аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
— музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
— комплект элементарных музыкальных инструментов:
блоктроммель;
блокфлейта (свирель);
бонги;
бубен;
бубенцы;
глокеншпиль (колокольчики);
кастаньеты;
клавес (ритмические палочки);
колокольчик;
коробочка;
ксилофон;
ложки;
маракас;
металлофон;
румба (пандейра);
ручной барабан;
тамбурин;
тарелки;
треугольник;
трещотка;
шейкер;
2-3 детских клавишных синтезатора;
инструменты регионального компонента (по усмотрению образовательной организации);
— театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.).
Учебные аудитории должны быть оборудованы звукоизоляцией.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Примерные репертуарные списки для слушания музыки, хорового пения, игры в детском инструментальном оркестре (инструментальном ансамбле)
Инструментальное музицирование
4 класс
Инструментовка школьного песенного репертуара.
Русская народная песня. Солдатушки, бравы, ребятушки.
П.Чайковский. Детский альбом. Вальс. Сладкая греза.
В.А. Моцарт. Менуэт.
С. Майкапар. Росинки.
Э. Григ. Танец Анитры.
К.Орф. Пирожки.
С. Слонимский. Полька.
И. Штраус. Полька Трик-трак.
Салманов. Утро в лесу.
Слушание музыки
4 класс
Произведения для симфонического, камерного, духового, народного, джазового оркестров:
оркестровые произведения А.Вивальди, М.Глинки, В.Блажевича, В.Андреева, джазовые композиции в исполнении оркестров Л.Утесова, О.Лундстрема
Песни народов мира в исполнении детских хоровых коллективов (на выбор)
Чайковский П. «Спящая красавица», Щедрин Р. «Конек-Горбунок»
Бриттен Б. «Давайте создадим оперу»
Роджерс Р. «Звуки музыки», Рыбников А. Мама («Волк и семеро козлят»)
Киномузыка и музыка к мультфильмам: «Морозко» (Н.Будашкина), «После дождичка в четверг» (Г.Гладков), «Приключения Буратино» (А.Рыбников), «Синяя птица» (И.Костел), «Винни Пух» (М.Вайнберг), «Ну, погоди» (А.Державин, А.Зацепин), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский)
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. / Н. Алпарова, В. Николаев, И. Сусидко – Осень – добрая хозяйка. Методические рекомендации и музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.
Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991.
Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. – М., 1992.
Выготский Л.С. Психология искусства. – 3-е изд.– М., 1986.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. – М., 1996
Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. – СПб, 1996.
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,1986.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.
Заднепровская Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкально-педагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003.
Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1998.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.
Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988.
Конен В. Театр и симфония. – М., 1975.
Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. – М., 1959.
Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.
Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996.
Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 – 2. Родная земля. – М., 1997.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1996.
Павлова Л. Значение игровых занятий в интеллектуальном развитии школьников. – М., 2002.
Павлова Л. Игра как средство эстетического воспитания. – М., 2002.
Попова Т. Основы русской народной музыки: Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. – М.,1977.
Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. – М.: Школьная Пресса, 2001.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Владос., 2003.
Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. – М. –Л., 1951.
Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио / Сост. Г. Ушпикова. – Вып 1. – М., 1996.
Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М., 2004.
Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ / Сост. Б. Фраенова. – М., 2000.
Рыбкина Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмоинтонации в свете учения Б. Асафьева: Автореферат дис. канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2004.
Система музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. – Л., 1970.
Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. – М., 1973.
Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Способин И. Музыкальная форма. – М., 1972.
Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании /редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр. – М.: Флинта,1999.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М.: Астрель, 2000.
Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007.
Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сб. статей под ред. Л.А. Баренбойма. – М.,1978.
Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. – М., 1972.
Список учебной литературы
Абелян Б. Забавное сольфеджио. – М.: Советский композитор, 1982.
Английские песни-игры. – М.: Музыка, 1992.
Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М., 1993.
Бакланова Т.И. Обучение в 1 классе. – М.: Астрель, 2005.
Барабошкина А.В. Сольфеджио. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007.
Барабошкина А.В. Сольфеджио. Учебное пособие по сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007.
Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.
Веселые уроки музыки / состав. З.Н. Бугаева. – М.: Аст, 2002.
Живов В.Л. Уики – Вэки – Воки. Забавные истории для детей и их родителей. На стихи В. Левина и Р. Мухи. – М.: Культурная революция, 2008.
Живов В.Л. Зачем льву грива и другие музыкальные истории. Песни для детей на стихи И. Лагерева. – М.: Радость, 2012.
Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Движение и речь. – Вып. 1. – СПб: Невская нота, 2008.
Колокольчики. Пьесы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / Сост. и автор переложений Л. М. Архипова. – СПб: Композитор, 1999.
Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1 – 2 классов детской музыкальной школы. – СПб: Композитор, 2008.
Оркестр в классе. Песни и пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов / Сост. и автор переложений И. Г. Лаптев.– М.: Музыка, 1994. – Вып. 3.
Орф К. Музыка для детей / составители В. Жилин, О. Леонтьева. – Челябинск, 2007. – Том 1
Портнов Г. А. «Ухти-Тухти». Маленькая пьеса для маленьких артистов. – СПб, Композитор, 1996
Потешки и забавы для малышей. – М.: Советский композитор, 1992. –Вып.1.
Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом. Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры со звуками. – СПб.: ЛОИРО, 2003.
Школа игры на фортепиано. Сост. А.Николаев (любой год издания).
Французские песни-игры. – М.: Музыка, 1991.
MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку».
Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК).
Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009.
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
Единая коллекция — http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал — http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации — http://viki.rdf.ru/.
Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
CD -ROM . «Мир музыки». Программно-методический комплекс.
КТП учебного предмета «Музыка» 4 класс
тема | Цели и задачи | Дидактическая модель обучения (тип урока, методы, технологии) | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля, критерии оценивания (приложение) | Материально-техническое обеспечение | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | ||||
личностные | предметные | метапредметные | ||||||||||
Песни народов мира 3ч | ||||||||||||
1 | Россия – Родина моя. Мелодия Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. | Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст). Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками). Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями | Урок новых знаний | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.Гордиться и уважать русские традиции. Гордиться патриотами и историей своей Родины | Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст). Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками). Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями | — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
| Слушание и исполнение песен народов мира с более сложным ритмическим рисунком (синкопа, пунктирный ритм). Исполнение песен с различными типами движения. | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы |
| |
2 | Как сложили песню. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. | Урок новых знаний | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы |
| |||||||
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка».Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы |
| |||||||
Музыкальная грамота 2ч | ||||||||||||
4 | Святые земли Русской. Основы музыкальной грамоты. | Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. | Комбинированный урок | — формирование уважительного отношения к культуре других народов; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; — формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
| Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. | — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
| Применение знаний основ музыкальной грамоты в исполнительской деятельности: чтение нот хоровых и оркестровых партий, подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в двухчастной и трехчастной формах. Аккомпанирование интервалами и трезвучиями (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора). Импровизация с применением интервалов и трезвучий. Вокальное и инструментальное исполнение ритмических и мелодических канонов. | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Пподбор по слуху пройденных песен.
| |
5 | Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) |
| Пподбор по слуху пройденных песен.
| |||||||
Оркестровая музыка 5 ч | ||||||||||||
6 | Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, эстрадный, джазовый | Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| Комбинированный урок | — развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
| Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
| Слушание и сравнение оркестровых особенностей произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров; песен военных лет в исполнении духовых оркестров, лирических песен в исполнении народных оркестров и др. Слушание и анализ произведений для баяна, домры, балалайки и других инструментов. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Пподбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| |
7 | Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Пподбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| |||||||
8 | Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Пподбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| |||||||
9 | Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Пподбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| |||||||
10 | Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Пподбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
| |||||||
Музыкально-сценические жанры 5ч | ||||||||||||
11 | Балет | Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
| Комбинированный урок | — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
| Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
| — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
| Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Анализ структурных и жанровых особенностей музыкально-сценических жанров. Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | |
12 | опера, | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Нарисовать рисунок по теме | ||||||||
13 | мюзикл | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Нарисовать рисунок по теме | ||||||||
14 | Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Нарисовать рисунок по теме | ||||||||
15 | Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | |||||||
Музыка кино 6ч | ||||||||||||
16 | Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. |
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием. Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
| Комбинированный урок | — формирование уважительного отношения к культуре других народов; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; — формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
|
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием. Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
| — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
| Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения. Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
| Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | |
17 | Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | |||||||
18 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | |||||||
19 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) |
| Нарисовать рисунок по теме | |||||||
20 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | |||||||
21 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Нарисовать рисунок по теме | ||||||
Учимся, играя 2 ч | ||||||||||||
22 | Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы по учебному предмету «Музыка».
| Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
| Комбинированный урок | — формирование уважительного отношения к культуре других народов; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; — формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
| Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
| — использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
| Проверка в игровой форме следующих результатов подготовки обучающихся: умения ориентироваться в простом музыкальном тексте; сформированности знаний о музыкальных понятиях и терминах; накопленных музыкальных впечатлениях; начальных творческих навыках: импровизации на основе заданных звуковых моделей, подбора по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования. | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Исполнение изученных песен | |
23 | Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы по учебному предмету «Музыка».
| Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Исполнение изученных песен | |||||||
Я – артист 5 ч | ||||||||||||
24 | Сольное, ансамблевое и хоровое музицирование (вокальное и инструментальное). | Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
| Комбинированный урок | — развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
| Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
| — использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; — умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности | Музыкальные викторины, командные соревнования. Исполнение песен, инструментальных произведений с использованием элементарных инструментов, народных инструментов, синтезатора, «концертных» форм – «соревнование» солиста и оркестра | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, | |
25 | Сольное, ансамблевое и хоровое музицирование (вокальное и инструментальное). | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, | |||||||
26 | Разучивание песен к праздникам | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, | |||||||
27 | Разучивание песен к праздникам | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы |
| |||||||
28 | Разучивание песен к праздникам | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | Использование списка рекомендованной литературы | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, | |||||||
Музыкально-театрализованное представление 6ч | ||||||||||||
29 | Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка». | Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
| Комбинированный урок | — развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
| Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
| — овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».
| Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей. | Текущий (приложение) | MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»
| Использование списка рекомендованной литературы | Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постано | |
30 | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | ||||||||||
31 | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | ||||||||||
32 | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | ||||||||||
33 | Комбинированный урок | Текущий (приложение) | ||||||||||
34 | Комбинированный урок | Текущий (приложение) |
Критерии оценок на уроках музыки (приложение)
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»: ответ правильный ,но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Лист внесения изменений в рабочую программу
Изменения | Обоснования изменений | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии и показатели | Выражен- ность критерия есть (+)/нет (-) | Комментарии эксперта | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Полнота структурных компонентов программы | |||
1.1 | Титульный лист | + |
|
1.2. | Пояснительная записка | + |
|
1.3. | Общая характеристика учебного предмета | + |
|
1.4. | Место предмета в учебном плане | + |
|
1.5. | Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | + |
|
1.6. | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного предмета для данного класса | + |
|
1.7. | Содержание учебного предмета | + |
|
1.8. | Тематическое планирование | + |
|
1.9. | Описание материально-технического обеспечения основных видов учебной деятельности | + |
|
1.10 | Лист внесения изменений и дополнений | + |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Качество раздела «Планируемые результаты» | |||
3.1. | Имеется описание личностных, метапредметных, предметных результатов для данного класса | + |
|
Качество раздела «Содержание тем учебного курса» | |||
4.1. | Отражены все разделы учебного предмета в соответствии с примерной программой | + |
|
4.2. | Отражена информация о продолжительности изучения разделов | + |
|
4.3. | Указано количество контрольных работ, проверочных работ; лабораторных работ и др. |
|
|
Качество раздела «Тематический план» | |||
5.1. | ТП отражает информацию о теме каждого урока, включая темы контрольных, практических (лабораторных и др.) работ | + |
|
5.2. | ТП отражает информацию и целях и задачах каждого урока | + |
|
5.3. | ТП отражает информацию о дидактической модели обучения | + |
|
5.4. | В ТП прописана характеристика видов деятельности обучающихся на каждом уроке | + |
|
5.5 | ТП отражает планируемые результаты каждого урока | + |
|
2 | 3 | 4 | |||
Качество раздела «Пояснительная записка» | |||||
2.1. | Пояснительная записка отражает полный перечень нормативных документов и материалов, на основе которых составлена (указаны библиографичекие ссылки): — ФкГОС; -федеральный перечень учебников; — основную образовательную программу школы; — учебный план; -положение о рабочей программе; примерную программу по учебному предмету; — авторскую программу по учебному предмету. | + |
| ||
2.2. | Пояснительная записка содержит: |
|
| ||
2.2.1. | Цели и учебные задачи изучения предмета составлены с учетом целей и задач образовательной деятельности ОУ, описанных в основной образовательной программе школы; | + |
| ||
2.2.2. | Наличие убедительного обоснования, если РП содержит отступления от авторской программы |
| Отступлений нет | ||
2.2.3 | Прописано обоснование выбора УМК | + |
| ||
2.2.4 | Отражены формы организации учебной деятельности, виды учебной деятельности, способы, методы, технологии, которые планирует использовать учитель | + |
| ||
2.2.5 | Отражены сведения о формах, методах, средствах текущего контроля и промежуточной аттестации
| + |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5.6 | ТП отражает информацию о планируемом информационно-методическом обеспечении уроков |
| Пояснительная записка | ||
5.7 | ТП отражает информацию о планируемом материально-техническом обеспечении уроков |
| Пояснительная записка | ||
5.8 | ТП отражает информацию о планируемом домашнем задании для обучающихся | + |
| ||
Фонд оценочных средств | |||||
6.1 | Фонд оценочных средств соответствует выбранному УМК |
|
| ||
Грамотность оформления РП | |||||
| Содержание разделов соответствует их назначению | + |
| ||
| Текст РП структурирован | + |
| ||
| Текст изложен логично | + |
| ||
| Текст представлен технически грамотно | + |
| ||
|
|
|
|
Выводы Эксперта
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиям примерной и авторской программы , утверждённой цели образовательной программы МБОУ «Красногорская СОШ», обеспечивает достижение цели и задач образовательной программы школы через максимальный отбор содержания учебного материала, учитывает степень реализации развивающего и воспитательного аспекта, обеспечена методическим и дидактическим материалом, ориентирована на достижение реального результата работы каждого учащегося.
______ ________________________
подпись эксперта расшифровка подписи