-
МБОУ СОШ №70.
-
Карякина Ольга Валентиновна, учитель музыки, высшая квалификационная категория.
-
Предмет: музыка.
-
Класс: 5.
-
Разработано на основе программы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-9 классы» (базовый уровень).
Используемый учебник: Музыка. Учебник для обучающихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение
-
Тема урока «О, русские песни, любимые…» (урок 1).
-
Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.
Задачи:
-
Образовательная: продолжить накопление сведений о народной музыке; познакомить обучающихся с жанровыми особенностями русской песни; разучить русскую народную песню «Ой, кулики, жаворонушки».
-
Развивающая: продолжить работу по развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а также вокально-хоровых умений и навыков обучающихся.
-
Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес, любовь, уважение к музыкальной культуре и традициям русского народа.
-
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.
-
Ход урока:
Действия обучающихся | |
(Слайд №1)
– Ребята, вы сейчас услышали песню. Скажите, пожалуйста, её сочинил композитор?
– Совершенно верно, это русская народная песня «Завивайся, березка». Давайте вспомним, какие русские песни вы знаете.
– Как вы думаете, много или мало на самом деле русских народных песен? – Конечно, очень и очень много. Еще в конце XIX века академик А.И.Соболевский решил собрать воедино все русские народные песни. Вышло семь огромных томов, и это только часть песенного богатства русского народа. Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
– Молодцы! Давайте урок наш назовем так: «О русские песни, любимые!». Запишите в тетрадь отрывок из стихотворения петербургской поэтессы Эльвиры Осиповой, который станет эпиграфом к нашему уроку: О русские песни, любимые, В народе веками хранимые, Ну чем же вы так хороши? И в горе вы с нами, и в радости, Вы с нами с рожденья до старости Звучите в глубинах души!
– На уроках литературы вы уже знакомились с понятием «фольклор». Вспомните, что значит это слово?
–Правильно! А сегодня мы познакомимся с понятием «Музыкальный фольклор». Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. Произведения народного творчества не закреплялись на бумаге, а передавались из уст в уста. Поэтому существует много вариантов одного и того же произведения. В давние времена все эти произведения пелись и рассказывались не просто так, а с целью сохранить память о событиях прошлых лет, этапах трудовой жизни, наблюдениях над явлениями природы. — Скажите, ребята, когда появилась песня? –Правильно, очень давно. Жизнь древнего человека была трудной и напряженной. Ему приходилось добывать пищу, защищаться от зверей и врагов, от холода. Помощниками в труде и нелегкой жизни человеку стали музыка и песня. А вы знаете, ребята, что у древних славян музыканты пользовались особым почетом и уважением? Византийские историки рассказывали о трех славянских музыкантах, захваченных в конце VI века в плен по пути в Хазарию, куда они шли в качестве послов. Пленные славяне сообщили, что они не владеют оружием, а только умеют играть на своих инструментах. Пленным сохранили жизнь (Слайд №2). — Скажите, ребята, какие инструменты вы видите на слайде? – А какими еще музыкальными инструментами пользовались древнерусские музыканты?
– Образ какого героя в русских былинах связан с гуслями? – Молодцы, ребята!
– Как вы думаете, почему певцы на картине изображены с гуслями?
– Совершенно верно! Былины пели. Строго говоря, былины – это песни. Их называют эпическими песнями, или старинами. Мы по первым строкам узнаем былину. Она сложена особым, былинным, стихом. У нее необычное начало (зачин) и конец (исход). — Действие всегда относится к далекому прошлому. Герои былин – богатыри, защитники земли русской (Слайд №3). А действующие лица песни – простые люди. Все песни подразделяются на две большие группы: обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни связаны с каким-то обрядом (событием) в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое обряд?
– Совершенно верно, это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными силами. Люди верили, что с помощью особых действий и слов можно избавиться от засухи, увеличить урожай, прекратить затянувшийся дождь и т.д. Как только человек создал себе богов, он придумал ритуалы и молитвы, связанные с ними. А что может произвести большее впечатление на богов и людей, им поклоняющихся, чем музыка? Так появились первые обрядовые календарные песни. Чем больше богов, тем больше праздников, связанных с ними, и, конечно, песен. Первые песни были молитвами, в которых обращались к Солнцу, Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру. Песни были не только просьбами защитить или одарить. Песня могла лечить и быть проклятьем, могла подарить смелость, сохранить в бою или обессилить врага. Песне придавали магическое значение: считалось, что споешь, то и исполнится! — Какие обряды знаете вы?
– Давайте мы с вами послушаем песни, относящиеся к различным обрядам, и одновременно заполним небольшую таблицу (Приложение 1). (Таблица заполняется постепенно, по мере знакомства с жанрами песен.) – Ребята, скажите, какую самую первую песню в своей жизни слышит человек?
– Конечно, колыбельную песню (Слайд №4). Давайте послушаем начало старинной колыбельной песни и отметим ее особенности. Обратите внимание на слова: гуленьки, люленьки. И звучат они особенно плавно, нет резких, взрывных сочетаний: «Прилетели гуленьки, сели возле люленьки». В колыбельных песнях часто упоминается кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А еще в старинных колыбельных есть образы сказочных существ: Сон, Дрема, Угомон. Колыбельная песня все время старается создать образ покоя, тишины. А сейчас мы послушаем еще одну колыбельную песню и все вместе поработаем под музыку. 1-й ряд будет негромко прохлопывать ритм песни; 2-й ряд постарается изобразить мелодию руками в воздухе (пластический этюд); 3-й ряд в тетради карандашом нарисует музыкальный образ этой песни. А теперь сами определите главные отличительные особенности колыбельных песен.
– Молодцы! Очень хорошо поработали! — Какой обряд в жизни человека считается самым радостным, светлым, о каком обряде втайне мечтают все молодые девушки?
— Вы правы, конечно, это свадебный обряд (Слайд №5). — В ходе свадьбы в старинные времена (как и сейчас!) совершались такие обряды, которые должны были сделать жизнь молодых счастливой и благополучной. Один из способов приобретения желаемого – изображение того, чего хочешь. Хочешь добиться богатства – покажи его! Отсюда в свадебных песнях такое великолепие! Чара – золотая, блюдо – серебряное, по нему катится жемчуг или другие драгоценные камни, молодец сидит на диване из алого бархата, девица смотрит в хрустальное окно… — Во всех песнях, которые пелись на свадьбах, так или иначе, звучала просьба о будущей благополучной жизни молодой семьи.
–Сейчас мы послушаем еще одну песню, которая звучала на свадьбах – свадебную плясовую песню, и не просто послушаем, а потанцуем под нее, стоя на месте, кто как сможет! А учителем танцев у нас сегодня будет….
–Молодцы! Продолжим наш разговор об обрядовой песне. Существует еще один очень интересный жанр, сохранившийся и по сей день – это жанр песни-плача. Плач невесты, уходящей из родного дома, плач по усопшим – это в давние времена было ритуалом успокоения духов предков. Сейчас плачи потеряли свое первоначальное предназначение и стали выражать только эмоции и переживания плакальщицы. – Следующая большая группа обрядовых песен – календарные песни (Слайд №6). — Жизнь земледельца напрямую зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян, сделать успешным труд земледельца. Зимние обрядовые песни: колядки, рождественские, святочные. –Весенние песни назывались веснянками или закличками (Слайд №7). — Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись в стародавние времена. Они пелись протяжно, как заклинание-мольба о благополучии. Приди к нам, весна, со радостью! Со великой к нам со милостью! — К весенним песням также относятся масленичные песни. Ой, Масленица-кривошейка, Состречаем тебя хорошенько! Сыром, маслом, калачом И печеным яйцом! –К летним песням относятся троицкие, купальские песни и песни урожайные – жатвенные. Жатвенные песни замыкают цикл обрядовой народной песни.
(Эта песня с несложным мелодическим рисунком – нисходящим поступенным движением, поэтому разучивается детьми быстро).
– Каждый песенный жанр имеет свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно-обрядовых песен один. Это песни-заклинания, песни-просьбы, песни-мольбы. Русская песня, крепко сплетенная с обрядом, свидетельствует, что жизнь ее, начавшаяся в глубокой древности, сейчас продолжается. Наша родная песня звучит как с концертных площадок и экранов телевизоров, так и в кругу семьи, за праздничным столом. — А сейчас я прошу каждого из вас написать в тетради свое мнение о том, какое место занимает русская песня в вашей личной жизни, в жизни вашей семьи.
– Наш урок подходит к концу. Вторую часть таблицы мы заполним на следующем уроке, а сейчас поговорим о том, что мы узнали сегодня. Продолжите фразу:
– А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока.
– И последнее, что мы должны сделать сегодня – оценить работу выступивших ребят. Я буду называть их имена, а вы поднимайте наши оценочные карточки. Я надеюсь, что серых карточек сегодня не будет. Итак: 1. 2. 3. 4. Всем спасибо за урок, до свиданья! | Дети входят в класс под музыку русской народной песни «Завивайся, березка» –У неё нет автора. Это народная песня.
– «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем», «Солдатушки, бравы ребятушки» и др.
– Очень много!
– «Русская народная песня»; «Любимые песни России»; «Песни нашего народа» и т. д.
– Народная мудрость
– Очень давно.
– Гусли.
– Свирелями, трещетками, дудочками, ложками и др.
– Садко (былина о гусляре Садко).
– Былины пелись под игру на гуслях.
Слушание былины об Илье Муромце в исполнении Федора Шаляпина и краткая эмоциональная характеристика былины.
– Это какое-то действие, помогающее людям.
– Крестины, свадьба, венчание, колядование и т.д.
–Колыбельную песню.
Слушание и анализ фрагмента песни «Ай, люленьки, люленьки».
Слушание песни «Спи, дитятко». Работа по рядам.
– Медленный темп, плавный спокойный ритм, ровная мелодия.
– Свадьба, венчание.
Слушание свадебной песни «Ах улица, улица».
Звучит свадебная песня «Что-то у нас не радостно на дворе…», выполняются различные танцевальные движения.
Слушание песни «Плач по сестре». Ребята дают краткую музыкальную характеристику песни.
Слушание и краткий анализ песни «Коляда».
Слушание песни «Ой, Масленица».
Работа в тетради.
Ответы с места.
Ребята поднимают карточки с выбранным «цветом» урока.
Идет цветовое оценивание ответов одноклассников.
|
-
Приложения:
-
Музыкальный материал в формате МР3: р.н.п «Завивайся, березка», «Былина об Илье Муромце», «Ай люленьки, люленьки», «Спи, дитятко», «Ах, улица, улица», «Что-то у нас не радостно на дворе», «Плач по сестре», «Коляда», «Ой, кулики, жаворонушки», «Ой, Масленица».
-
Иллюстрации в формате jpeg, jpg.