Технологическая карта по музыке в 1 классе на тему: « Что нам осень принесет?»
Аннотация
Урок «Что нам осень принесет?» — это 3 урок 1 четверти программы по музыке и пению. Урок проводится с использованием информационных технологий: представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств: музыка, ИЗО, поэзия. Использование распевания в игровой форме, благодаря которой происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес у обучающихся к пению, уроку музыки. В конце урока проводится рефлексия путем поздравления с отличным уроком: ребята похлопывают по плечу своего товарища, т. е. происходит создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте и создании ситуации успеха.
Технологическая карта урока, направленная на формирование УУД
Предмет __ музыка.
Учитель Горшкова Н.В. Класс 1
Тема урока — «Что нам осень принесет?»
Место урока в теме — 3 урок 1 четверти.
Тип урока — изучения новых знаний.
Форма урока — коллективная форма (хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение).
Блок целеполагания:
Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии.
| |||||
Задачи: |
| ||||
Воспитательные | Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом; Воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства
| ||||
коррекционно-развивающие | Коррекция и развитие связной устной речи; Коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). | ||||
образовательные
| Формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства. Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; Развивать творческий потенциал воспитанников;
| ||||
Предполагаемые результаты | |||||
Личностные | Метапредметные Формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию
|
Предметные | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию; Развитие готовности в решении творческих задач в учебной и внеучебной деятельности. | Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов. | Управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность. Контролировать и оценивать собственные учебные действия. | Потребность в общении с учителем и одноклассниками. Умение слушать, вступать в диалог, работать в коллективе. | Способствовать развитию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.
|
Инструментальный блок.
— предметные — анализ результатов сравнения., владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание — метапредметные — произведения искусства.
| |
Межпредметные связи | ИЗО, чтение, основы компьютерной грамотности
|
Формы организации деяельности | Индивидуальная, групповая. |
Технология | Технологии сотрудничества, здоровьесберегающая технология. |
Ресурсы | — для учителя: презентация. — для обучающихся: интерактивная доска. |
Организационно — деятельностный блок.
Этапы урока | Цели этапа | Методы и приёмы
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1 | Орг. момент (мотивация к учебной деятельности) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Простые вопросы
Устный опрос.
| Приветствие учителя: — Прозвенел звонок? — Начался урок? — Здравствуйте ребята! !
Проверяет готовность и настраивает детей на занятие. |
— Здравствуйте | Личностные: — самоопределение
Коммуникативные: -Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний
| Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
|
| Вступительная беседа: Звучит пьеса С. Прокофьева « Фея Осени». Сядьте удобнее, сейчас вы сможете увидеть, услышать и почувствовать только с помощью музыки. Так же нам в этом помогут закрытые глаза и расслабленное, раскрытое звукам, наше тело. Сожмитесь в «комочек» – «Напряжение», а теперь встаньте как «мягкая тряпочка» «Расслабление» (повтор 3 раза). На фоне музыки: Незаметно деревья и кусты наряжаются в разноцветную листву. Воздух наполняется тонким ароматом: запахом дынь, яблок, арбузов. Наступает срок появления на Земле феи. Она несет с собой дождь, слякоть, но иногда радует нас теплыми, погожими деньками. Тогда мы берем в руки корзинки и идем в лес собирать грибы. Начинается царство новой феи. Что это за фея? Какой вы представляете Фею Осени, слушая эту музыку?
Мотивация Сегодня на уроке мы с помощью музыки постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу. Посмотрите за окно. Какие изменения происходят в природе осенью? С человеком? С животными? Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Захотели мы услышать музыку, и мы её услышали, а захотели мы увидеть музыку и мы её увидели, а захотели мы почувствовать музыку и мы её почувствовали.
1. Скажите, а зачем нам нужна музыка?
2. Чему мы можем научиться у музыки?
3. А что нам поможет этому научиться?
4. Скажите, что значит слушать и слышать музыку ?
5. Что нам нужно, для того чтобы научиться понимать музыку?
6. Как урок музыки нам может в этом помочь? |
Слайд 2
Дети слушают музыку с закрытыми глазами
Дети учатся расслабляться и избавляться от зажимов и подготавливаться к восприятию музыки.
Открывают глаза
Фея Осени С помощью воображения. Мы представили образ, который нам показала музыка с помощью звуков и характера музыки. Колючая, резкая, мрачная
Птицы улетают, листья желтые, холодно становится, идут дожди.
1. Музыка это наш друг. Она может нас веселить и вместе с нами грустить, может ласково убаюкать, а может наоборот поднять нам настроение.
2.Сочувствовать, сопереживать доброму отношению к людям, видеть красивое, представлять, фантазировать …
3. Поможет то, как внимательно мы будем её слушать и наше желание услышать и увидеть музыку
4.Нет. Слышать это значит – понимать музыку.
5.Чтобы нам научиться понимать музыку, надо учиться прежде всего слушать и слышать самого себя и окружающий мир звуков.
6. Такой урок, как музыка, помогает нам знакомится с миром звуков и музыки. | Познавательные — Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные: -умение соотносить то, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: -Умение слушать и вступать в диалог. Личностные — Способность взаимодействию с товарищами в группе; — Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
|
3 | Определение темы урока. | Применение нового знания в типовых заданиях. | Соотношение увиденного, с услышанным
| Тема нашего урока это «Что нам осень принесет?». Сегодня на уроке мы попытаемся услышать музыку в произведениях искусства художников и поэтов, и попробуем не только услышать, но и увидеть и почувствовать её. Будем учиться слушать и слышать музыку с помощью музыкального произведения русского композитора С.С. Прокофьева. А так же на уроке продолжаем развивать свой голосовой аппарат: будем учиться правильно петь и разучим новую песню. | Слайд 3.
| Познавательные: -постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: -аргументация своего мнения. |
4 | Осознание и осмысление блока новой учебной информации
|
постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
построение и фиксация нового знания.
| Работа с иллюстрациями Создание проблемной ситуации «Сопоставление музыка- рисунок – произведение.»
| Однажды к композитору художнику и поэту пришла в гости муза и спросила: что нужно им для того чтобы нарисовать картину природы: «Осень»? Как вы думаете, что ответил каждый из них? И каждый ответил по-своему. Посмотрите внимательно на экран: 1) Где изображён художник, а где композитор? Как вы догадались? (Дети рассматривают картины известных художников через показ проектора).
2) Какой показана осень на картинах художников? Какие чувства вызывает у вас осенняя природа? А как может звучать музыка осени в стихотворениях поэтов? Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства. Послушайте стихотворение А. Плещеева. Осень наступила, Внимательно рассмотрите репродукции.
Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему?
|
Желтая, голубая, красная, краски – ответил художник. Скрипка, фортепиано, флейта – ответил композитор.
Слайд 4 Художник с кистью в руках, рядом краски. Композитор с нотной тетрадью, музыкальными инструментами.
Слайд 5 Грустная, веселая, унылая. Хочется плакать, грустно. Плавно, напевно, в рифмах.
Слайд 6
Слайд 7
Да. В этих произведениях осень унылая.
Да, потому, что цвета, краски и слова вызывают похожие печальные чувства, похожее грустное настроение. | Познавательные: — анализ, синтез, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: -осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений.
|
| Работа с фонограммой | Развитие творческих способностей. | Прослушивание произведения. | Вы прослушали «Вариацию Феи осени» С. Прокофьева. Какой показана осень в этом музыкальном произведении? Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?
| Ответы могут быть самые непредсказуемые (это допустимо) все ответы детей принимаются.
Да, отличается, характер музыки стремительный тревожный, а характер стихотворений печальный , спокойный, грустный, тоскливый. | Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
| Распевание, 4 мин.
| Развитие творческих способностей, певческих навыков | Хоровое, индивидуальное пение | А теперь мы вместе с Феей Осени отправимся на прогулку по осеннему лесу. (распевание, упражнения на дыхание). Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём? Итак, мы вышли на прогулку. Пришли в лес, встали на опоре и сделали глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха. Встречаем природу с распростёртыми руками (воздух попадает в живот, плечи опущены) и заключаем её в объятия при выдохе (руками показываем как воздух при выдохе постепенно уходит из живота). 3 коротких вдоха через нос и 1 длинный выдох через рот; 1 длинный вдох через нос и 3 коротких выдоха через рот. Все дыхательные упр. повторяются по 3 раза
Приходилось ли вам в лесу кричать? Беззвучно прокричали звук «ААА…» и «А..УУУ…» А теперь давайте распоёмся и вспомним: как же звучал этот осенний день. Шелестела листва – шшшш…, пролетела муха – жжжж…., а за ней маленький комарик – ззззз…., и опять муха – жжжжж…. Тут подул лёгкий ветерок – фф…вввв…., который завывал всё сильней и сильней – уууууу…. И принёс нам издалека звук выстрелов охотников – кх…кх…кх….., мы и звери в лесу немного напугались – аааааааа……, но тут кто-то запел песенку – ля-ля-ля-ля… мы с песенкой весело вышли из леса и сели на мотоцикл – рррррр….., рядом по дороге ехали машины разных марок – б(губами)…. Но наш мотоцикл круче и мы обогнали все машины – ррррррр….. И похохотали – ха-ха-ха-хааа…(работа над диафрагмой). | Слайд 8 Дети встают в круг и выполняют задания в движении по кругу
Дети выполняют упражнения на дыхание.
Распевание. | Личностные — Способность взаимодействовать с товарищами в группе Предметные результаты — Построение нового знания о музыке осени. Регулятивные — Оценка того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные — Включаемость в коллективное обсуждение вопросов — Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
|
| Разучивание песни. | Развитие памяти, певческих навыков | Проговаривание песни с движениями | А теперь настало время познакомиться с новой осенней песенкой, которая называется «Что нам осень принесет?» Попробуйте сами придумать красивые движения к песенке, слушайте внимательно текст, мелодию и ритм песенки. Какое настроение создаёт нам эта песенка? Начинайте свой ответ со слов – «Оказывается осенняя музыка может быть…».
Повторное слушание песенки вместе с движением. Повторяем за мной слова и запоминаем ритм, и мелодию нашей осенней песенки. Постарайтесь запомнить припев и уже пойте его вместе с нами.
А сейчас мы с этим же весёлым, добрым, хорошим настроением споём эту песенку. | Слайд 9 Слушание песни, придумывание движений.
Весёлое! Осенняя музыка может быть и весёлой и задорной, а не только грустной, унылой, жалобной, печальной и тоскливой
Пение песни с движениями
Дети стоя поют песню «Что нам осень принесет?». | Регулятивные: — планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; — оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
|
| Закрепление. |
|
| Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы? Какая Фея приходила к нам сегодня на урок? Какой у неё был характер? Кто создал это музыкальное произведение искусства? Какую песенку сегодня на уроке мы с вами разучивали? С каким настроением надо исполнять эту осеннюю песенку? А какое у вас сейчас настроение? Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Как вы думаете, какой будет тема следующего урока? | Стихотворения, картины, музыкальные произведения.
Фея осени.
Веселый, задорный
Композитор С. Прокофьев.
«Что нам осень принесет»
Веселым, хорошим, радостным.
Грустное, веселое, радостное.
Что такое произведения, что они бывают разные у разных авторов. Золотая осень, урожай…
| Познавательные: -умение проводить анализ, оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: — умение прогнозировать изучение последующих тем. |
Список литературы:
1. Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская «Музыка. Планируемые результаты». Москва «Просвещение» 2013 год.
2. М.Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду» Ярославль, Академия развития.2006 год.
3. М.А. Довыдова «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва. «ВАКО» 2006 год.
4. М.А. Довыдова «Уроки музыки 1- 4 классы». Москва. «ВАКО». 2010 год.
5. Л.В. Золина «Уроки музыки 1-8 классов с применением информационных технологий. Москва. «Планета». 2010 год.
6. И.В. Евтушенко «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей- сирот» Москва «Академа»» 2003 год.
7. http://vmusice.net
8. http://viki.rdf.ru
9. http://www.uchportal.ru
10. http://infourok.ru.