Букша Ольга Николаевна,
учитель музыки,
МБОУ Красненской СОШ
Аннотация
Урок проводится с использованием информационных технологий: представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств: музыка, ИЗО, поэзия. На уроке используются элементы аудиального развития детей, благодаря которым происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес у учащихся к пению, уроку музыки. В конце урока проводится рефлексия путем листа самооцеки.
Предмет: музыка.
Класс: 4.
Тема урока: Тема: «Симфонический оркестр»
Тип урока: урок изучения нового материала..
Вид урока: урок — путешествие.
Педагогические технологии:
Технология «Критического мышления»:
Технология «Ключевые термины» (этап знакомства с новыми понятиями)
Цель урока:Сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.
Задачи урока:
-
Дидактические: Повторить группы инструментов симфонического оркестра;пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;
-
Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,
развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;
Воспитательные: Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов
музыкального искусства.
Общеучебные умения и навыки, формируемые на уроке: анализ результатов сравнения.
Специальные умения и навыки, формируемые на уроке:
-
Знать понятия: симфонический оркестр,симфония,дирижер.
-
Уметь:Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
Оборудование и дидактические материалы:
-
Учебник «Музыка. 4 класс. Часть 2», авторы В. В. Алеев, Т. Н. Кичак.
-
Фонохрестоматия. 4 класс.
-
Фортепиано.
-
Мультимедийная установка, ноутбук, колонки.
-
Раздаточный материал для групп: листы самооценки; картинки инструментов; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.
Ход урока
Название этапа, задачи этапа | Деятельность учителя (содержание деятельности, приёмы, методы, формы обучения) | Деятельность обучаемых | Образовательный продукт, результат взаимодействия. | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1. | Орг. момент, 1 мин. | приветствие, настрой учащихся на урок. | Дети входят в класс под музыку Баха «Шутка». В руках у каждого один из трех знаков для того,чтобы сесть сразу в группы. Музыкальное приветствие.
| Настрой детей на урок. Рассадка по группам |
2.
|
Актуализация знаний.
Мотивация. Целепологание.
6 мин.
| Слайд 1: «Людовик 14» Учитель: — Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать. Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните. Задание:в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово. 1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о) 2 группа: барабан (бан-ба-ра) 3 группа: флейта (та-флей) Учитель: — А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
| Выполняют задания. |
Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали.
|
Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента? Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»). -В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к выставке и заберите ваших попутчиков.
На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.
Слайд 2 «Группы музыкальных инструментов»
Слайды звучание инструментов Учитель: — Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!
| Дети разбирают инструменты. 1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых). Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему. 2 вариант: дети разобрали все инструменты верно..
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
| |||
3.
| Изучение нового материала: беседа, 4 мин.
| Учитель: — По прибытию во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого. Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.
Учитель: — Ребята, а вы знаете, где и как родилась симфония? Дети: — Нет!. Учитель:— Хорошо,мы о нем узнаем в замке. Возможно, в замке короля нам помогут рассказать её историю. Два другие слова помогут открыть ворота. А какие два слова вы выбрали? Дети: — Оркестр и дирижёр.(если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести). Учитель: — Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!
Слайд 3 «Замок короля» Учитель: — Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, это загадочное слово живёт здесь! Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история. История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):
|
«Ключевые термины» (работа в группах).
Задание: даны слова: симфония, оркестр, , дирижёр. Определить знакомые и незнакомые. Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр).
Учитель открывает ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – «симфония».
|
|
|
| |||
Работа с фонохрестоматией, 6мин.,распевание, Разучивание песни
7-8 мин.
| Прослушивание норвежской песни «Волшебный смычок» Распевка Исполнение песни.
| 1куплет-1 группа 2 куплет-2 группа 3 куплет-3 группа | Исполнение песни по группам | |
|
Работа с учебником.
3-4 мин. | — Какая Группа инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и заполните таблицу. | Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра. Каждомупредлагается записать пропущенные названия муз.инструментов в таблицу
| Заполнение таблицы. |
| Физкультминутка.
2 мин. | Слайд 4. -Посмотрите, какие красивые леса в России. А что это за дерево изображено? -Правильно,ель. Мы отправляемся с вами в лес и поиграем в игру на внимание.Ваша задача ,когда в тексте говорится о елочках,мы поднимаем руки вверх и стоим,а когда говорят о пенечках ,МЫ ПРИСЕДАЕМ. Молодцы,самая внимательная у нас группа…
| Играют в игру.делаяфиз.разминку. |
|
5. | Импровизация. Инструментальное музицирование.
3 мин. | Учитель: Так как мы с вами вернулись в Россию, мы будем с вами играть на русских нар.инструментах, и называться мы будем оркестром народных инструментов.Но слово оркестр у нас не может существовать без какого слова? Учитель: Правильно, нам нужен дирижер ,который будет управлять оркестром. Ваша задача импровизировать на своих инструментах. Молодцы замечательный получился у нас оркестр.
|
Дети: Дирижер,
| Игра на рус.нар.инструментах. |
6. | Оценка работы. Итог. 2 мин. | Учитель: Мы хорошо сегодня с вами поработали на уроке и поэтому должны получить свои оценки. У вас на столах лежат листы самооценки Оцените свою работу.
| Дети заполняют листы самооценки | Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте. |
7. | Домашнее задание.
1 мин. | Слайд.5 Нарисовать один из муз.инструментовсимф.оркестра. Учитель: — Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!
|
|
|
http://www.bankportfolio.ucoz.ru/