Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №81
Г.Нижний Новгород
Методическая разработка урока музыки
для 5 класса (программа Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.)
тема: «Импрессионизм в живописи и музыке. Музыка ближе всего к природе.»
выполнила: учитель музыки
высшей квалификационной категории
Смирнова Мария Викторовна
2010 год
Урок разработан на основе программы «Музыка» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство»(18 часов)
Место урока в разделе: урок № 14
Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и живописью
Задачи урока:
Воспитательные: Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
Обучающие: Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.. Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
Развивающие: Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Вид урока: урок творчества.
Метод: погружения, сравнения.
Технология критического мышления.
Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная музыка.
Средства оснащения урока: Медиа-проектор, компьютер, экран ,
Дидактическое обеспечение: раздаточный справочный материал по творчеству К.Дебюсси, импрессионизму, картины Клода Моне «Тополя в солнечном свете»,«Тополя на Эпте», технологическая карта
Вспомогательные материалы— краски, кисточка, листы с плотной глянцевой поверх-
ностью, легковпитываемая бумага или флазелин.
Приемы музыкальной деятельности учащихся — пение, активное слушание, анализ.
Музыкальный материал К.Дебюсси «Диалог ветра с морем», «Лунный свет», песня
Г.Гладкова «О картинах», А, Ермолова «Волшебный мир искусства»
Предварительная работа: знакомство с правилами написания синквейна, разучивание песен Г.Гладкова «О картинах», А.Ермолова «Волшебный мир искусства»
Ход урока:
Раздел урока | Задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Вызов | Организация начала урока, ознакомление с темой. | Приветствие, настрой. У. Можем ли мы услышать живопись или увидеть музыку? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы, но для начала, давайте вспомним песню, которую вы учили дома.
| Приветствие, готовность к уроку.
| |
| Проверка домашнего задания. | Повторение пройденного (значение терминов портрет, пейзаж, натюрморт), постепенное погружение в тему урока | 2. ( Слайд2). | Хоровое исполнение песни Г.Гладкова «О картинах»
|
|
| Мотивация, изложение проблемы | Мы с вами вспомнили, как называются основные жанры живописи, но я знаю очень интересную историю. Называется она- «Тайна лондонского тумана».(Слайд 3) Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому очень хотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте ее красоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондоне он увидел прекрасное здание — известный собор Святого Петра, в котором похоронено много знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решил нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал работать. А происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как город туманов. (Слайд 4) В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке. Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал какой-то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый» А как думаете вы, какого цвета туман? (Слайд5)
| Анализируют информацию, Отвечают на поставленный вопрос
|
| Расшире-ние опыта.
| Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её. | В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. (Слайд7, 8) Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов. 1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков? 2)Есть ли четкие контуры? 3) Какая цветовая палитра является основной? 4) Место действия всех картин? 5) Тематика картин? Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой ,как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите .(слайд 9) | Составление кластера в тетради, обмен мнениями в парах, проверка на экране, коррекция с учетом изучения справочного материала |
Ос-мыс-ление | Свободное о бсуждение. | Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке | По названию одной из увиденных вами картин, художников стали называть импрессионистами. Как вы думаете, что это за картина? Почему вы так решили? (слайд 10 | Обучающиеся участвуют в общем обсуждении. |
| Первичная проверка понимания | Создать условия для творчества, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
| А теперь, я предлагаю описать ваши впечатления в синквейне. Памятка его написания на экране (Слайд11) Тема-Импрессионизм. Напоминает правила написания синквейна. Выслушивает и оценивает результаты написания. | . Написание синквейна. Индивидуальная работа. Презентация синквейнов.
|
| Обновле-ние представлений.
| Используя полученные знания, применить их в нестандартнойситуа-ции Обобщить получен-ные результаты исследования. | А теперь мы переходим к следующему этапу нашей работы. (Работа по рядам) Картины многих импрессионистов называют музыкальными. И мы сейчас постараемся услышать музыку картин Клода Моне.1 и 3 ряд «Озвучивают» картину «Тополя на Эпте», а 2 ряд — «Тополя в солнечном свете» Для этого нужно заполнить таблицу (Слайд 12) А теперь, на основе вашей творческой работы, постарайтесь дать определение понятия музыкальная живопись. (слайд 13) | Работа в группах. Заполнение технологических карт звуковой анализ полотна.
Презентация работ и обмен мнениями. |
| Закрепле-ние знаний и способов действий. | Развивать целостность восприятия.Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения, развивать фантазию и творческое начало | Поменяем род наших занятий и попробуем выступить в роли художников. Сейчас мы послушаем фрагмент из симфонической сюиты Клода Дебюсси. Я заранее не буду говорить название — постарайтесь найти свои варианты. Перед вами лежат краски, кисточка и плитка. По мере прослушивания произведения, выбирайте цвета, отражающие суть и характер музыки. Наносите краски брызгами на плитку. (слайд14)Прослушивание фрагмента» Диалог ветра с морем». А теперь возьмите в руки бумагу и промокните вашу плитку. У вас получилась цветовая палитра ваших слуховых впечатлений. | Слуховое восприятие музыки, воплощение в цвете своих впечатлений Презентация своих работ и мнений о названии. |
| Расшире-ние опыта.
| Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. | Музыкальный импрессионизм возник несколько позже на почве, подготовленной живописью. .(слайд 15) В прослушанном вами произведении «Диалог ветра с морем», Клод Дебюсси в своей оркестровой палитре добился эффекта переливания красок без смешения тембров. (слайд16) Основной темой творчества импрессионистов стали картины природы, причем сиюминутное ее восприятие. Важным было показать движение воздуха, всплеск воды, игру света и тени. Посмотрите видеозарисовку картин природы под музыку Клода Дебюсси «Лунный свет».
| Анализируют картины, ищут проявление импрессионизма в видеозарисовке |
| Презента-ция мнений и гипотез. |
| А теперь, на основе справочного материала и ваших впечатлений, сделайте вывод, что общего между импрессионистами: художниками и композиторами. Предполагаемый ответ: у композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает над линией. Какую же музыку можно назвать живописной? (слайд 17)
| Работают со справочным материалом, делают выводы об основных средствах выразительности импрессионизма в живописи и музыки |
Реф-лек-сия. |
| Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию. | Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин импрессионистов мы узнали, что туман был розовый. А теперь послушайте разгадку лондонского тумана. Когда возбужденные лондонцы вышли на улицу, чтобы убедиться в своей правоте и еще раз посмотреть на туман, то оказалось, что он на самом деле был розовый. Лондон- город старых кирпичных строений. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и когда смешивается с туманом, придает ему красную окраску. Теперь давайте вспомним выразительные средства живописи ( слайд 18) Каковы выразительные средства музыки? (слайд 19) Попробуем провести параллели между выразительными средствами в живописи и музыке. (слайд20, 21) В картинах импрессионистов основным выразительным средством является не линия, а цвет, колорит. А что чаще всего является главным выразительным средством в музыке импрессионистов?- Гармония. В заключении, давайте исполним песню композитора Александра Ермолова «Волшебный мир искусства»(слайд 22-27) Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с этими словами. Домашнее задание: подобрать литературное произведение, созвучное с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
| Обобщают полученные представления, отвечают на вопросы учителя
Сравнивают черты импрессионизма в живописи с музыке, делают выводы
Исполняют хором песню |
Используемая литература и интернет – ресурсы:
http://ermolov.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
www.impressionism.ru/
www.arthistory.ru/impressionism.htm
1.Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. — Л.: Музыка, 1983.
2. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. — Искусство,
Ленинградское отделение, 1969.
3. Власов В. Г. “Cтили в искусстве.” Спб., “Лита”. 1998г.
4. Ревалд Д. “История импрессионизма”. М., “Республика.”
1997г.
5. Хилл Я. Б. “Импрессионизм. Новые пути в искусстве.” М.,
“Арт-Родник”.1995г.