МОУ Борисоглебская СОШ №4

«Громкость и тишина в музыке»

Урок музыки в 6 классе

Учитель предмета «Искусство»

МОУ Борисоглебской СОШ №4

Калинина Татьяна Викторовна

Тема урока: Громкость и тишина в музыке.

Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.

Тип урока: урок расширения знаний.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

— Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

— Что мы можем сказать о музыке?

— Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?

— Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?

— Что происходит в этом произведении?

(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,

звучание набирает силу и теряет её)

— Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)

— Назовите основные обозначения динамики

(форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)

— Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).

Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»

(слушание)

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.

«Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена. Фрагмент.

(слушание)

Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.

Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются.

— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)

— Что происходит с динамикой? (ослабевает)

— Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?

Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.

Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.

— Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?

— Как громкий?

— Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?

— Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?

Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам

(«Лакримоза» Моцарта»).

— В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?

— Когда

Это относится не только к речи, но и к музыке.

Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.

Выдающийся российский пианист и педагог Г.Нейгауз часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f ) с Фёдором Фёдоровичем (ff ).

В музыке приняты два базовых обозначения громкости:

  • (фо́рте, итал. forte) — громко,

  • (пиа́но, итал. piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

  • (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,

  • (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

— Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?

  • (форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,

  • (пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.

— Почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?

Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси.

— Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)

Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.

Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)

Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.

— Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ этой музыки.

Слушая «Лунный свет» испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

— Каких, по-вашему?

— Только ли пиано присутствует в пьесе?

На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».

Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

(например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии fffff)

Ученик 6 класса подготовил к уроку небольшую презентацию по теме «Форте и пиано в изобразительном искусстве».

(Презентация)

— Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.

— Соотнесите картины и музыкальные произведения, которые сегодня прозвучали на уроке. Определите динамический оттенок получившихся пар.

— Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

— Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?

— Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?

— Как схематично передать динамику этого произведения?

— Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что же такое музыкальная динамика?

Домашнее задание: составить схему музыкальной динамики 4 куплета песни «Баллада о солдате»

Оценки:

Литература:

    1. Учебник Музыка 6 класс по программе В.В. Алеева.,Т.И. Науменко.

Москва. Дрофа 2010 г.

    1. Энциклопедический словарь юного музыканта.

М. Педагогика 1985г.

3. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта.

М. Владос 2000г.

4. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие.

( ответственный редактор Г.П. Стулова.)

  1. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад ( программы общеобразовательных учреждений)

М. просвещение 1994г.

6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир

музыкальных праздников. Москва 2006г.

7. Диски к УМК.

8. Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Методика преподавания музыки в

общеобразовательных учреждениях.

Москва 2002г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here