МОУ Борисоглебская СОШ №4
«Громкость и тишина в музыке»
Урок музыки в 6 классе
Учитель предмета «Искусство»
МОУ Борисоглебской СОШ №4
Калинина Татьяна Викторовна
Тема урока: Громкость и тишина в музыке.
Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.
Тип урока: урок расширения знаний.
Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
— Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:
— Что мы можем сказать о музыке?
— Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?
— Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?
— Что происходит в этом произведении?
(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,
звучание набирает силу и теряет её)
— Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)
— Назовите основные обозначения динамики
(форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)
— Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.
Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.
Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).
Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.
«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»
(слушание)
Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.
На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.
Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.
«Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена. Фрагмент.
(слушание)
Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.
Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются.
— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)
— Что происходит с динамикой? (ослабевает)
— Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?
Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.
Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.
— Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?
— Как громкий?
— Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?
— Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?
Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам
(«Лакримоза» Моцарта»).
— В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?
— Когда
Это относится не только к речи, но и к музыке.
Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.
Выдающийся российский пианист и педагог Г.Нейгауз часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f ) с Фёдором Фёдоровичем (ff ).
В музыке приняты два базовых обозначения громкости:
-
(фо́рте, итал. forte) — громко,
-
(пиа́но, итал. piano) — тихо.
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
-
(меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,
-
(меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.
— Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?
-
(форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,
-
(пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
— Почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?
Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси.
— Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)
Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:
Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.
Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.
— Какая картина предстала перед вами при прослушивании?
Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ этой музыки.
Слушая «Лунный свет» испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.
Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.
— Каких, по-вашему?
— Только ли пиано присутствует в пьесе?
На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».
Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.
(например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff)
Ученик 6 класса подготовил к уроку небольшую презентацию по теме «Форте и пиано в изобразительном искусстве».
(Презентация)
— Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.
— Соотнесите картины и музыкальные произведения, которые сегодня прозвучали на уроке. Определите динамический оттенок получившихся пар.
— Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?
— Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?
— Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?
— Как схематично передать динамику этого произведения?
— Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что же такое музыкальная динамика?
Домашнее задание: составить схему музыкальной динамики 4 куплета песни «Баллада о солдате»
Оценки:
Литература:
-
Учебник Музыка 6 класс по программе В.В. Алеева.,Т.И. Науменко.
Москва. Дрофа 2010 г.
-
Энциклопедический словарь юного музыканта.
М. Педагогика 1985г.
3. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта.
М. Владос 2000г.
4. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие.
( ответственный редактор Г.П. Стулова.)
-
И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад ( программы общеобразовательных учреждений)
М. просвещение 1994г.
6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир
|
8. Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях.
Москва 2002г.