МОУ Кочетовская средняя общеобразовательная школа
Урок по музыке в 5 классе
«Музыкальная живопись»
Урок подготовлен учителем музыки
первой квалификационной категории
МОУ Кочетовской СОШ
Саляевой Ириной Васильевной.
17 марта 2010 г.
Открытый урок по музыке в 5 классе
Цели урока:
-
образовательные – показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).
-
развивающие – развитие вокально-хоровых навыков на примере исполнения песни «Я хочу услышать музыку»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с точки зрения её музыкальности и цветописи;
-
воспитательные — воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.
Задачи урока:
-
Формирование умений следить за развитием музыки.
-
Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.
-
Развитие вокально-хоровых навыков.
-
Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Должны уметь:
-
рассказать о музыке и биографии композиторов;
-
аргументировано отвечать на вопросы;
-
вокализировать, анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать.
Средства обучения:
-
презентация по теме урока;
-
слова – характеры (к музыкальным произведениям);
-
рисунки детей по ходу урока (художественная галерея);
-
итоговые вопросы;
-
музыкальные произведения М. Мусоргского «Рассвет на Москве реке», П.И. Чайковского «Баркарола», Ф.Шопен «Вальс», Г.Струве «Я хочу услышать музыку» (караоке);
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи данного урока: музыка, ИЗО, история.
Ход урока
Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Оргмомент | 1 мин | Со звонком на урок начинается звучать «Вальс» Ф.Шопена, учащиеся проходят и рассаживаются на свои места | |
Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте, учитель! | ||
Проверка домашнего задания | 3мин | Итак, начинается наш урок музыки. Дежурный, кого нет сегодня в классе. (1 слайд с приветствием). Я думаю, что многие из вас узнали произведение, под которое вошли в класс. Что эта за музыка? | Дежурный называет отсутствующих.
«Вальс» Ф.Шопена |
Это Вальс Фредерика Шопена. И вошли вы под него не случайно. 2010 год Юнеско объявило Годом Шопена, а 1 марта исполнилось 200 лет со дня его рождения. (2слайд со знаком Шопена). На прошлом занятии мы начали говорить о том, как музыка связана с изобразительным искусством. Кто нам напомнит?( 3слайд с темой четверти, темой года, темой урока) |
Музыка может вызвать в нашем изображении какие-либо зрительные образы, глядя на картину мы можем услышать в своем воображении музыку. | ||
Какое произведение мы слушали на прошлом уроке? | С. Прокофьева. Вариации Феи зимы. Из балета «Золушка». Где представляли, как волшебница зима плетет узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – легкая метель исполняет свой сказочный танец. (4,5слайд с Прокофьевым и золушкой, слайд с изображением зимы) | ||
Слушание | 10 мин | Каждое искусство выражает свое: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук. И своими средствами отражает одно и то же историческое событие. Ребята, чем ещё знаменателен этот год? |
В этом году 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.(6 слайд с изображением даты) |
Есть удивительные и просто прекрасные слова: «Красота спасет мир».(7слайд со словами)
Небольшая пауза. |
| ||
Как-то на радио была подготовлена музыкальная передача о влиянии музыки на человека. Эту передачу прослушал житель г. Куйбышева, ныне г. Самары, Сергей Александрович Бабанов, и вспомнил событие, которое вернуло его в сражающийся Сталинград. (8 слайд Сталинграда во время войны)
(Выключается свет, зажигается свеча, начинается рассказ) | |||
В Сталинграде шли уличные бои. Одну сторону улицы занимали наши бойцы, другую — фашисты. Окна домов на той стороне были постоянно под огнем пулеметов и автоматов. Огонь не прекращался ни днем, ни ночью.(9 слайд) Но вот однажды, к вечеру, из дверей дома, который находился в наших руках, вышел на улицу сержант и направился на середину перекрестка, где среди развалин виднелся, засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрели на сержанта наши солдаты. Ведь в любую секунду все могло кончиться… С недоумением, видимо, смотрели и с той стороны. Сержант пробрался к роялю, придвинул к нему какой-то ящик, поднял крышку и … заиграл. Наступила полная тишина. Ни одного выстрела – ни с той, ни с другой стороны. Всё это казалось каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом. (11 слайд) Сначала, словно из давней мирной жизни солдаты услышали «Вальс» Шопена…
(звучит «Вальс» Шопена)
Потом зазвучала «Баркарола» П.И. Чайковского. (12 слайд)
(звучит «Баркарола» П.И. Чайковского) 1,50
(13 слайд) Все слушали, как зачарованные. Можно лишь догадываться, как слушали те, по другую сторону… И только, когда сержант закрыл крышку рояля и вернулся в расположение своего подразделения, бой возобновился.
(Пауза. Свеча гаснет). | |||
Ребята, как вы думаете, какая сила заставила замолчать пулеметы? | Музыка. | ||
|
| А чем она вам понравилась? Что вы ощутили, слушая эти музыкальные произведения? О чем думали? | Эта музыка была полностью контрастна войне, она звучала спокойно, как – будто из мирной жизни. |
А почему же замолчали все автоматы? Наши молчали потому, что это свой солдат, но ведь молчали и пушки и с той стороны. Почему? Какой же силой обладала музыка, что даже заворожила их? Поделитесь мыслями, что вы сами почувствовали? Красива ли была мелодия? | (Высказывания ребят)
Да, музыка была красивая. (высказывание ребят) | ||
Ребята, каждый по своему из вас прав, а я думаю, что возможно Петр Ильич Чайковский, когда писал своё музыкальное произведение, хотел, чтобы люди, слушая его музыку, находили в ней утешение и подпору. А шопеновский музыкальный звук, который наполнен «золотом» (как сказал Ференц Лист), Обладает такой силой, которая заставила замолчать оружия, пусть даже на короткое время сражения. (слайд со словами Ф.Лист, эмблема года Шопена) Вот видите, мы с вами пришли к выводу, что «красота спасет мир». Пусть на время, но хорошая красивая музыка остановила сражение. |
| ||
Вокально-хоровая работа
|
2мин 53с | Разучивание песни «Я хочу увидеть музыку»
И мы сегодня ребята, давайте разучим новую песню «Я хочу увидеть музыку».
(Исполнение песни учителем) (слайд со словами песни) Какая это песня по звучанию? А почему именно её мы сегодня разучиваем на уроке? Скажите, что обозначают слова из песни «Я хочу увидеть музыку»? Разве музыку можно увидеть? |
Нежная, красивая. (Высказывания ребят)
|
2 мин | Прежде чем начать нам с вами петь песню, разучивать ей. Давайте немного распоемся. Приготовились, сели ровно, спину выпрямили, плечики расправили и начнем распеваться. Распевание (Ма, мэ, мо, ми – на музыку Катюша) Скороговорка «Из под топота копыт пыль по полю летит» |
| |
1мин | Работа над первым куплетом |
| |
3 мин | Отработка чистоты интонирования |
| |
3 мин | Пение по фразам. Выразительность исполнения. |
| |
3 мин | Разучивание второго куплета |
| |
3 мин | Работа над текстом |
| |
Физкультминутка | 2 мин | Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. | Учащиеся выполняют упражнение |
Слушание | 5 мин
| …..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
(Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке»)4,51 | Слушают |
Какое настроение передает музыка? (слайд с названием произведения и композитором) | нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм | ||
Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? | весенней природы, восхода солнца, спокойной реки.. | ||
Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? | (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо) | ||
Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения? | Высказывание ребят | ||
Рисование под музыку | 5 мин | Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка. (Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке»)4,51(слайды с 17, 18) | Учащиеся рисуют |
Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола. (19 слайд с рисунками рассвета) | |||
Обобщение темы урока | 2 мин | Собрать рисунки и вывесить на магнитную доску. И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни. (слайд с Днем Победы) |
|
Итог урока | 2 мин | Урок наш подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием. Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5», а вы поднимите карточку красных оттенков, если урок вам понравился, желтую, если вам понравилось больше петь, зеленую – если больше нравится рисовать, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синюю. Своим настроением поделитесь с нашими гостями. Урок наш окончен. До свидания. (слайд с карточками настроения) | Работа с карточками настроения. |