Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат I и II вида г. Армавира Краснодарского края.
Музыкально-ритмическое
занятие в 4 классе.
ТЕМА.
Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов из них), объединённых по тематике «Природа в музыке».
«Музыка дождя».
Учитель высшей категории
Остроушко И.К.
г. Армавир 2011г.
Цели и задачи:
развивать слуховое восприятие;
продолжить работу над дифференциацией звуков Ж-Ш;
закреплять умение изменять силу голоса;
закреплять умение различать на слух темп и характер музыкальных пьес;
развивать координацию движений;
воспитывать творческое воображение, эстетические вкусы.
Оборудование:
музыкальный центр, записи музыкальных произведений,
таблички с речевым материалом, компьютер, интерактивная доска, пианино, барабаны.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку, становятся в круг. Лёгкий бег, смена ходьбы, бега, прыжков на одной и двух ногах.
-
Сообщение темы занятия.
Учитель: Сегодня на занятии мы будем слушать музыку, в которой композиторы изобразили разные дожди, будем петь, танцевать, играть, рассказывать стихотворение, хорошо говорить звуки Ж,Ш.
-
Фоноритмика.
Учитель: Какое сейчас время года?
Ученики: Сейчас весна.
Учитель: Расскажите, какая сегодня погода.
Ученики: Сегодня солнечная погода. Небо голубое. На улице тепло.
Учитель: Хорошо, когда светит солнышко. А если начнётся дождь?
(Ученики вместе с учителем, используя фоноритмику, декламируют стихотворение В.Шибаевой «Тишина».Учитель следит, чтобы дети изменяли силу голоса соответственно содержанию стихотворения.)
БЫЛА ТИШИНА, ТИШИНА, ТИШИНА
(голос звучит спокойно)
ВДРУГ ГРОХОТОМ ГРОМА СМЕНИЛАСЬ ОНА
(усиление звучания голоса)
И ВОТ УЖЕ ДОЖДИК
(спокойно, не громко)
ТИХОНЬКО-ТЫ СЛЫШИШЬ?
ЗАКАПАЛ, ЗАКАПАЛ, ЗАКАПАЛ
ПО КРЫШЕ
НАВЕРНО, СЕЙЧАС
(громким шёпотом)
БАРАБАНИТЬ ОН СТАНЕТ…
УЖЕ БАРАБАНИТ, УЖЕ БАРАБАНИТ
(на полном вздохе, громко).
Учитель: А какой бывает дождик?
Ученики: Дождик бывает сильный и слабый. Бывает ливень-это очень сильный дождь.
(Учитель показывает ученикам видеофрагмент на интерактивной доске с изображением и звуковым сопровождением дождя, грома и молнии).
Учитель: Что вы сейчас видели?
Ученики:Мы видели дождь, сверкала молния, гремел гром.
Учитель: Какой композитор изобразил в своей музыке такой сильный дождь, молнию и гром?
Ученики: Это И.Штраус. Он написал музыку к польке «Гром и молния».
(Дети под музыку И.Штрауса танцуют польку «Гром и молния».)
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Музыка звучала быстро и очень громко.
Учитель: Что вы почувствовали, когда услышали эту музыку?
Ученики: Эта музыка взволнованная. Она пугает детей.
Учитель: Что вы услышали в этой музыке?
Ученики: Мы услышали, как гремит гром.
Учитель: Сейчас вы будете слушать эту музыку ещё раз и ударами в барабаны отмечать те места в музыке, где слышно, как гремит гром.
(Звучит музыкальная пьеса И.Штрауса «Гром и молния», ученики бьют в барабаны, когда слышны удары грома).
Учитель: Какой ещё бывает дождик?
Ученики: Дождик бывает летний. Он тёплый,ласковый.
(Дети под музыку декламируют песню Г.Вихаревой «Озорной дождик». Учитель показывает детям на интерактивной доске видеофрагмент с изображением летнего дождя, после которого на небе появляется разноцветная радуга).
Учитель: Кончился дождь. Из-за туч выглянуло солнышко. А это что за чудо появилось на небе?
Ученики: Это радуга.
Учитель: Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Ученики: Нам весело. У нас радостное настроение.
Учитель: Как изменится природа после такого дождя?
Ученики: Воздух будет чистым. Не будет пыли. Листочки на деревьях станут зелёными. Хочется бегать, прыгать, играть.
(Ученики под аккомпанемент учителя исполняют игровой этюд «После дождя»).
Итог занятия и оценка результатов.
Учитель: Молодцы! Вы занимались хорошо. Что вы сегодня делали на уроке? Вам понравилось занятие?
(Ответы детей).