«Дом, в котором мы живём»

программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

(1-2 класс)

Разработала:

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 4

Саратовкина Анжела Владимировна

г.Пятигорск

Пояснительная записка.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Состояние нашего общества, открытость его информационного пространства, ограниченность воспитательного потенциала семьи диктует необходимость в возрождении основ духовно-нравственного воспитания в свете происходящих изменений современного общества.

Программа «Дом, в котором я живу» является авторской образовательной программой духовно-нравственной направленности. Изучение семейных ценностей и традиций, преемственности поколений, воспитание любви к родному городу, краю и своей стране, ответственности за свое отношение к природе, окружающей среде отражают актуальность данной программы.

Особенностью данного курса является возможность реализации познавательных интересов обучающихся в разных образовательных областях, с которыми она неразрывно связана: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка.

Цель программы: создание среды, способствующей саморазвитию и самореализации духовно-нравственной, творческой личности.

Задачи:

— помочь учащимся познавать былое и современность из окружающей жизни;

— формировать начальные знания по истории родного края, города;

воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

— формировать экологическое сознание младших школьников.

Особенности программы

Программа представляет собой индивидуальный образовательный маршрут освоения ребёнком духовно-нравственных ценностей. Курс рассчитан на 2 года обучения. В программе органично сочетаются разные виды деятельности: исследовательская, интеллектуальная, поисковая, проектная. Структура программы циклична. Каждый учебный год включает четыре одинаковых по названию раздела, дополненных на каждом витке новым содержанием. Программа состоит из взаимопроникающих модулей теоретического, исторического и практического характера. Ключ к созданию успеха, способствующий максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии внутренних духовно-нравственных установок, а не навязывании «готового ответа».

Программа состоит из следующих модулей:

Модуль А – «Моя семья»

Модуль Б — «Пятигорск – моя малая Родина»

Модуль В – «Юные экологи Пятигорска»

Модуль Г – « Литературная гостиная Пятигорска»

Программа рассчитана на 67 часов, 1 час в неделю. Количество учащихся составляет 20 – 25 человек. Изучение программного материала начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. При этом используются разнообразные формы обучения: ведутся наблюдения, выполняются практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания; проводятся дидактические ролевые игры, учебные диалоги, постановка сценок, спектаклей, чтение стихов, сказок. При проведении практических занятий важны экскурсии, учебные прогулки, встречи с ветеранами, людьми различных профессий. Занятия могут проходить в классе, на улице, в музее, на предприятии, где работают родители, в учреждениях дополнительного образования. В качестве дидактического материала могут использоваться наборы плакатов с символикой края, города, школы; портреты почётных жителей Пятигорска; физические и географические карты города; книги писателей и поэтов Ставрополья. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета. Учебный курс разделен на теоретическую и практическую части.

Планируемые результаты.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; — ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; — способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

— заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

— устойчивого познавательного интереса; — возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; — эмоционально – ценностное отношения к истории и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. — планировать свои действия; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности; — адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; — навыкам работы с разнообразными историческими материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; — моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы; -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.

Познавательные — отличать новое от уже известного; — формулировать познавательную цель; — приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; — развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Младшие школьники получат возможность научиться

— понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

Коммуникативные

— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми — формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Оценка планируемых результатов освоения программы

Результаты усвоения программы можно проверить, используя проведение выставок, соревнований, конкурсов, викторин, КВНов; при проведении мониторинга.

Учебно-тематическое планирование

1 класс

Наименование раздела и тем

Общее кол-во часов

Теоретический

Практический

Модуль А « Моя семья»

1.

7 « я». Вводная часть

1

1

2.

Семейный очаг

1

1

3.

Имена твоей семьи

1

1

4.

История происхождения твоей фамилии

1

1

5.

Друзья моей семьи

1

1

6.

Мои истоки

1

1

7.

Проект « Я рисую свою семью»

1

1

8.

Хобби моей семьи

1

1

9.

Праздник «Моя школьная семья»

1

1

Модуль Б « Пятигорск — моя малая Родина»

10.

5 гор ( история города)

1

1

11.

Экскурсия по городу

1

1

12.

Мифы и легенды Северного Кавказа

1

1

13.

Викторина ( мифы и легенды)

1

1

14.

Парки и скверы города

( экскурсия)

1

1

15.

День города. Выставка художественных работ

2

2

16.

Памятники моего города

2

1

1

Модуль В «Юные экологи Пятигорска»

17.

Экология – это……

1

1

18.

Зеленый пояс Пятигорска. Лесные массивы

1

1

19.

Растительный мир Пятигорска

Экскурсия к домику лесника.

1

1

20.

Экскурсия в Перкальский питомник

1

1

21.

Экскурсия в музей насекомых

1

1

22.

В лесу ты в гостях. Почему нам нужен чистый лес?

1

1

23

Живительные источники Пятигорья.

2

1

1

Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорска»

24

Любимые детские книги моей семьи.

2

1

1

25

Лермонтовские места

1

1

26

Экскурсия в музей Домик Лермонтова

1

1

27

Стихи С. Михалкова

1

1

28

Встреча с детскими поэтами Пятигорска

1

1

29

Мифы и легенды Северного Кавказа. Театрализованное представление

1

1

Итого:

33

15

18

2 класс

Наименование раздела и тем

Общее кол-во часов

Теоретический

Практический

Модуль А « Моя семья»

1.

Семейные праздники

1

1

2.

Семейные реликвии

1

1

3.

Братья наши меньшие

1

1

4.

Выставка домашних животных

1

1

5.

Просмотр фильма (с обсуждением)

1

1

6.

Правила личной гигиены

1

1

7.

Нужен ли режим дня?

1

1

8.

Игра «Мой дом» Взаимоотношения родителей и детей

1

1

9.

Защитники отечества в моей семье

1

1

Модуль Б « Пятигорск — моя малая Родина»

1.

Шумят целебные ключи

1

1

2.

«Сокровища» горы Машук

1

1

3.

Уникальная канатная дорога

1

1

4.

Кузница здоровья (санатории города Пятигорска)

1

1

5.

Многонациональный Пятигорск

1

1

6.

Пятигорск сегодня

1

1

7.

Мы выпускаем газету «Мой Пятигорск»

2

2

8.

Город шагает в будущее

2

1

1

Модуль В «Юные экологи Пятигорска»

1.

Им угрожает уничтожение

1

1

2.

Экологические связи

1

1

3.

Коллективная игра «Умею видеть экологические проблемы»

1

1

4.

Праздник «День птиц», изготовление кормушек

1

1

5.

Движение – это наше лекарство.

Прогулка по терренкуру.

1

1

6.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

1

7.

Операция «Росток» (посадка цветов, саженцев)

1

1

Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорска»

1.

Музыкальный час. Посещение филармонии (композитор А. А. Алябьев)

1

1

2.

Экскурсия в дом Верзилиных – литературный отдел музея.

1

1

3.

Встреча с исследователями жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

1

1

4.

Пушкин

1

1

5.

Современные детские поэты Пятигорска

1

1

6.

Подготовка к фестивалю «Театральная весна»

3

3

Содержание программы

Модуль А « Моя семья»

Вводная часть, знакомство с понятием « семья», «семейный очаг». История происхождения имен и фамилий. Круг общения ребенка. От кого пошел род. Занятия проводятся в виде бесед, учебных диалогов.

Практические занятия: рисунки по теме « Моя семья»; фестиваль интересных дел « Хобби моей семьи»; праздник « Моя семья» с использованием игр, песен, викторин.

Модуль Б «Пятигорск – моя малая Родина»

Знакомство с историей города. Первые поселения на горе Горячей. Водяное общество. Мифы и легенды Кавказа. Эльбрус и Машука. Нарды. Проведение викторины по результатам изучения мифов и легенд. Знакомство с парками и скверами города во время проведения экскурсии. Парк Цветник. Парк им. С. Кирова. Сквер М. Лермонтова. Посещение мероприятий , посвященных Дню города: выставка цветов, художественная выставка, карнавал цветов. Экскурсия к памятникам Л. Толстому, А.Пушкину, М.Лермонтову.

Модуль В « Юные экологи Пятигорска»

Понятие экологии. Лесные массивы города: хвойные и лиственные. Экскурсия к домику лесника. Исчезающие виды растений, Красная книга КМВ. Экскурсия в Перкальский питомник. Посещения музея насекомых. Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Целебные воды Пятигорска.

Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорья»

Чтение детских книг. История возникновения детской литературы. Детские книги, любимые и родителями и их детьми. Грот Дианы, Провал, сквер М.Ю. Лермонтова, место дуэли М.Лермонтова. Экскурсия в домик-музей М.Ю. Лермонтова. Чтение и инсценировка стихов С. Михалкова. Поэт- почетный гражданин города. Творческая встреча с детскими поэтами Е. Крыловой, Л. Кизик. Проведение инсценировок по мифам и легендам Северного Кавказа.

Литература для учителей:

  1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества — М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007

  2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий – М.Знание, 2008

  3. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия.-Смоленск: Русич, 2001

  4. Иллюстрированный альманах « Пятигорск», издание

  5. С. Михалков Стихи

  6. Е. Крылова Стихи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here