«Дом, в котором мы живём»
программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
(1-2 класс)
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 4
Саратовкина Анжела Владимировна
г.Пятигорск
Пояснительная записка.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Состояние нашего общества, открытость его информационного пространства, ограниченность воспитательного потенциала семьи диктует необходимость в возрождении основ духовно-нравственного воспитания в свете происходящих изменений современного общества.
Программа «Дом, в котором я живу» является авторской образовательной программой духовно-нравственной направленности. Изучение семейных ценностей и традиций, преемственности поколений, воспитание любви к родному городу, краю и своей стране, ответственности за свое отношение к природе, окружающей среде отражают актуальность данной программы.
Особенностью данного курса является возможность реализации познавательных интересов обучающихся в разных образовательных областях, с которыми она неразрывно связана: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка.
Цель программы: создание среды, способствующей саморазвитию и самореализации духовно-нравственной, творческой личности.
Задачи:
— помочь учащимся познавать былое и современность из окружающей жизни;
— формировать начальные знания по истории родного края, города;
— воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
— формировать экологическое сознание младших школьников.
Особенности программы
Программа представляет собой индивидуальный образовательный маршрут освоения ребёнком духовно-нравственных ценностей. Курс рассчитан на 2 года обучения. В программе органично сочетаются разные виды деятельности: исследовательская, интеллектуальная, поисковая, проектная. Структура программы циклична. Каждый учебный год включает четыре одинаковых по названию раздела, дополненных на каждом витке новым содержанием. Программа состоит из взаимопроникающих модулей теоретического, исторического и практического характера. Ключ к созданию успеха, способствующий максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии внутренних духовно-нравственных установок, а не навязывании «готового ответа».
Программа состоит из следующих модулей:
Модуль А – «Моя семья»
Модуль Б — «Пятигорск – моя малая Родина»
Модуль В – «Юные экологи Пятигорска»
Модуль Г – « Литературная гостиная Пятигорска»
Программа рассчитана на 67 часов, 1 час в неделю. Количество учащихся составляет 20 – 25 человек. Изучение программного материала начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. При этом используются разнообразные формы обучения: ведутся наблюдения, выполняются практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания; проводятся дидактические ролевые игры, учебные диалоги, постановка сценок, спектаклей, чтение стихов, сказок. При проведении практических занятий важны экскурсии, учебные прогулки, встречи с ветеранами, людьми различных профессий. Занятия могут проходить в классе, на улице, в музее, на предприятии, где работают родители, в учреждениях дополнительного образования. В качестве дидактического материала могут использоваться наборы плакатов с символикой края, города, школы; портреты почётных жителей Пятигорска; физические и географические карты города; книги писателей и поэтов Ставрополья. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета. Учебный курс разделен на теоретическую и практическую части.
Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; — ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; — способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
— заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
— устойчивого познавательного интереса; — возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; — эмоционально – ценностное отношения к истории и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. — планировать свои действия; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности; — адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; — навыкам работы с разнообразными историческими материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; — моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы; -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Познавательные — отличать новое от уже известного; — формулировать познавательную цель; — приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; — развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Младшие школьники получат возможность научиться
— понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
Коммуникативные
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми — формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Оценка планируемых результатов освоения программы
Результаты усвоения программы можно проверить, используя проведение выставок, соревнований, конкурсов, викторин, КВНов; при проведении мониторинга.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
Наименование раздела и тем | Общее кол-во часов | Теоретический | Практический | |
Модуль А « Моя семья» | ||||
1. | 7 « я». Вводная часть | 1 | 1 |
|
2. | Семейный очаг | 1 | 1 |
|
3. | Имена твоей семьи | 1 | 1 |
|
4. | История происхождения твоей фамилии | 1 | 1 |
|
5. | Друзья моей семьи | 1 | 1 |
|
6. | Мои истоки | 1 | 1 |
|
7. | Проект « Я рисую свою семью» | 1 |
| 1 |
8. | Хобби моей семьи | 1 |
| 1 |
9. | Праздник «Моя школьная семья» | 1 |
| 1 |
Модуль Б « Пятигорск — моя малая Родина» | ||||
10. | 5 гор ( история города) | 1 | 1 |
|
11. | Экскурсия по городу | 1 |
| 1 |
12. | Мифы и легенды Северного Кавказа | 1 | 1 |
|
13. | Викторина ( мифы и легенды) | 1 |
| 1 |
14. | Парки и скверы города ( экскурсия) | 1 |
| 1 |
15. | День города. Выставка художественных работ | 2 |
| 2 |
16. | Памятники моего города | 2 | 1 | 1 |
Модуль В «Юные экологи Пятигорска» | ||||
17. | Экология – это…… | 1 | 1 |
|
18. | Зеленый пояс Пятигорска. Лесные массивы | 1 | 1 |
|
19. | Растительный мир Пятигорска Экскурсия к домику лесника. | 1 |
| 1 |
20. | Экскурсия в Перкальский питомник | 1 |
| 1 |
21. | Экскурсия в музей насекомых | 1 |
| 1 |
22. | В лесу ты в гостях. Почему нам нужен чистый лес? | 1 | 1 |
|
23 | Живительные источники Пятигорья. | 2 | 1 | 1 |
Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорска» | ||||
24 | Любимые детские книги моей семьи. | 2 | 1 | 1 |
25 | Лермонтовские места | 1 | 1 |
|
26 | Экскурсия в музей Домик Лермонтова | 1 |
| 1 |
27 | Стихи С. Михалкова | 1 |
| 1 |
28 | Встреча с детскими поэтами Пятигорска | 1 |
| 1 |
29 | Мифы и легенды Северного Кавказа. Театрализованное представление | 1 |
| 1 |
| Итого: | 33 | 15 | 18 |
2 класс
Наименование раздела и тем | Общее кол-во часов | Теоретический | Практический | |
Модуль А « Моя семья» | ||||
1. | Семейные праздники | 1 | 1 |
|
2. | Семейные реликвии | 1 | 1 |
|
3. | Братья наши меньшие | 1 | 1 |
|
4. | Выставка домашних животных | 1 |
| 1 |
5. | Просмотр фильма (с обсуждением) | 1 |
| 1 |
6. | Правила личной гигиены | 1 | 1 |
|
7. | Нужен ли режим дня? | 1 | 1 |
|
8. | Игра «Мой дом» Взаимоотношения родителей и детей | 1 |
| 1 |
9. | Защитники отечества в моей семье | 1 | 1 |
|
Модуль Б « Пятигорск — моя малая Родина» | ||||
1. | Шумят целебные ключи | 1 |
| 1 |
2. | «Сокровища» горы Машук | 1 | 1 |
|
3. | Уникальная канатная дорога | 1 |
| 1 |
4. | Кузница здоровья (санатории города Пятигорска) | 1 | 1 |
|
5. | Многонациональный Пятигорск | 1 |
| 1 |
6. | Пятигорск сегодня | 1 | 1 |
|
7. | Мы выпускаем газету «Мой Пятигорск» | 2 |
| 2 |
8. | Город шагает в будущее | 2 | 1 | 1 |
Модуль В «Юные экологи Пятигорска» | ||||
1. | Им угрожает уничтожение | 1 | 1 |
|
2. | Экологические связи | 1 | 1 |
|
3. | Коллективная игра «Умею видеть экологические проблемы» | 1 |
| 1 |
4. | Праздник «День птиц», изготовление кормушек | 1 |
| 1 |
5. | Движение – это наше лекарство. Прогулка по терренкуру. | 1 |
| 1 |
6. | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 |
| 1 |
7. | Операция «Росток» (посадка цветов, саженцев) | 1 |
| 1 |
Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорска» | ||||
1. | Музыкальный час. Посещение филармонии (композитор А. А. Алябьев) | 1 |
| 1 |
2. | Экскурсия в дом Верзилиных – литературный отдел музея. | 1 |
| 1 |
3. | Встреча с исследователями жизни и творчества М. Ю. Лермонтова | 1 | 1 |
|
4. | Пушкин | 1 | 1 |
|
5. | Современные детские поэты Пятигорска | 1 |
| 1 |
6. | Подготовка к фестивалю «Театральная весна» | 3 |
| 3 |
Содержание программы
Модуль А « Моя семья»
Вводная часть, знакомство с понятием « семья», «семейный очаг». История происхождения имен и фамилий. Круг общения ребенка. От кого пошел род. Занятия проводятся в виде бесед, учебных диалогов.
Практические занятия: рисунки по теме « Моя семья»; фестиваль интересных дел « Хобби моей семьи»; праздник « Моя семья» с использованием игр, песен, викторин.
Модуль Б «Пятигорск – моя малая Родина»
Знакомство с историей города. Первые поселения на горе Горячей. Водяное общество. Мифы и легенды Кавказа. Эльбрус и Машука. Нарды. Проведение викторины по результатам изучения мифов и легенд. Знакомство с парками и скверами города во время проведения экскурсии. Парк Цветник. Парк им. С. Кирова. Сквер М. Лермонтова. Посещение мероприятий , посвященных Дню города: выставка цветов, художественная выставка, карнавал цветов. Экскурсия к памятникам Л. Толстому, А.Пушкину, М.Лермонтову.
Модуль В « Юные экологи Пятигорска»
Понятие экологии. Лесные массивы города: хвойные и лиственные. Экскурсия к домику лесника. Исчезающие виды растений, Красная книга КМВ. Экскурсия в Перкальский питомник. Посещения музея насекомых. Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Целебные воды Пятигорска.
Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорья»
Чтение детских книг. История возникновения детской литературы. Детские книги, любимые и родителями и их детьми. Грот Дианы, Провал, сквер М.Ю. Лермонтова, место дуэли М.Лермонтова. Экскурсия в домик-музей М.Ю. Лермонтова. Чтение и инсценировка стихов С. Михалкова. Поэт- почетный гражданин города. Творческая встреча с детскими поэтами Е. Крыловой, Л. Кизик. Проведение инсценировок по мифам и легендам Северного Кавказа.
Литература для учителей:
-
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества — М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007
-
Горбаневский М.В. В мире имен и названий – М.Знание, 2008
-
Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия.-Смоленск: Русич, 2001
-
Иллюстрированный альманах « Пятигорск», издание
-
С. Михалков Стихи
-
Е. Крылова Стихи