Интеллектуально-познавательная игра для 3-4 классов «Моя Земля – Югория!»
Цель:
-
Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе;
-
Воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности;
-
Формирование личной ответственности за сохранность природных богатств
югорского края.
Задача:
-
Дать знания о природных богатствах края, многообразие природы и животного
мира Югры;
-
Развивать наблюдательность, общий кругозор школьников, экологическую
культуру;
-
Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
-
Развивать коммуникативные умения в ходе досуговой деятельности;
-
Изучить уровень интеллектуально-познавательной мотивации учащихся.
Оформление:
-
Книжная выставка «Югра. Югория. Югорск»
-
Выставка рисунков учащихся 3-4 кл «Земля и люди югорского края »
Оборудование:
-
Карта ХМАО;
-
Плакаты с изображением герба, флага ХМАО;
-
Карточки с заданиями.
Участники мероприятия:
-
ВЕДУЩИЙ 1
-
ВЕДУЩИЙ 2
-
Ученики 3 кл.
-
Жюри (победители школьной олимпиады по биологии)
-
ВЕДУЩИЙ.
«Случилось это давно, в сказочное время. Птица-легенда поспорила с вещим вороном, он летал на белоснежных крыльях и был белее снега. Поспорил о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака – и в путь. Молча и упорно летел ворон, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил свои крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла. И потому до сих пор по тайге летают сказки, по тайге легенды бродят.
-
ВЕДУЩИЙ.
А «откуда есть, пошла Угорская земля?». Первое упоминание о северных народах встречается в летописи «Повести временных лет».
« Нашли мы диво- дивное, чудо- чудное, о котором не слыхивали раньше: есть горы. Высота у них до неба и в горах тех стоит клик великий и говор, но не понять языка этих людей, то показывают они на железо и машут руками, прося железа: а если кто даст им, они взамен дают меха серебристые. До них идти очень трудно: снега да леса кругом, не всегда дойти до этих людей».
« Здесь Ермака развеяли ветра…
И край зовется издревле Югра…
Простор и воля! Есть чему дивиться:
Что не сосна в округе, то царица!
И заслонил нас Север целый свет
Вонзился в сердце, просочился в кровь…»
-
ВЕДУЩИЙ.
Человек – это часть живой природы. А в природе все взаимосвязано. Для людей окружающая их природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода, пища. Их дает природа. Она радует, восхищает нас своей красотой и охраняет наше здоровье. Любовь к природе, забота о ней делают людей добрее. Природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. В ней множество загадок – только разгадывай!
-
ВЕДУЩИЙ.
« Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены».
Тема сегодняшней интеллектуально-познавательной игры « Моя земля — Югория», посвящена празднованию дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа.
Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – часть России.
Коренным населением, исконно проживавшим на этой территории, являются малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.
Ханты-Мансийский автономный округ – северный регион России. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, и наконец приходит непродолжительное лето, когда плодоносит кедр, созревает клюква, брусника, черемуха, морошка, черника.
Край рек, озер и болот, устремляясь к Северно-Ледовитому океану, пересекают Обь и Иртыш – две великие реки Сибири, где нерестится деликатесная рыба: осетр, нельма, муксун, сосьвинская сельдь, и где дают потомство разнообразные птицы и звери.
Густые хвойные леса, покрывающие территорию,- своеобразные легкие Земли, питающие кислородом всю планету.
На крайнем западе высятся снежные вершины гор Северного и Приполярного Урала. Почти вся таблица Менделеева содержится в недрах этого района. Северная часть округа расположена в зоне вечной мерзлоты.
Ханты-Мансийский автономный округ имеет собственную территорию, Устав, герб, флаг.
-
ВЕДУЩИЙ.
Югра, Югра, Югория,
Родимый сердцу край!
Тебя, моя Югория,
Люблю я, так и знай!
Сейчас мы с вами проведем несколько конкурсов, чтобы проверить, насколько вы знаете наш край, природу, животных, насколько вы находчивы и сообразительны.
Для участия в викторине участники делятся на 2 команды и выбирается капитан. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Отвечая правильно на вопрос, вы получите 1 балл. Отвечает на вопрос капитан или члены команды, подняв руку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Разрешите познакомить с жюри: членами жюри являются победители школьной олимпиады среди 5-9кл по биологии…
Вопросы:
-
Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами. (Черника.)
-
Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег с головой? ( Тетерев, рябчик)
-
Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять ее в чай?
-
(Малиной.)
-
Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами? (Шиповник.)
-
Какая ягода снега не боится? (Клюква.)
-
Какую лесную ягоду любит медведь-сладкоежка? (Малину.)
-
Как называются оранжевые ягоды, похожие на малину, поспевающие в
августе? (Морошка.)
-
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
-
Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (лиственница)
-
Какие дрова самые жаркие? (березовые)
-
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины,)
-
Какое дерево дает по весне сладкий сок? (Береза.)
-
Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях?(Белка)
-
След, какого хищного зверя похож на человечий? (Медведь)
-
У какой дикой кошки, кисточки на ушах? (Рысь)
-
Длинный хвостище, а сама хитра (Лиса)
-
Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, бросить – жалко, съесть – сыро. Что
нашел мужик? (Груздь)
-
Какие грибы на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (Опята)
-
Какие грибы меж зелени зеленеют? Имя хитрое им всем: хоть и не кусается,
но страшно называются. (Лисички)
-
Его увидишь за версту среди пней осиновых, в красной шапочке растет,
зовется (подосиновик).
-
На лесной поляне красуется Татьяна, алый сарафан, белые крапинки. (
Мухомор)
-
Кто зимой, забыв тревоги, крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
-
Какие грибы растут на белых ножках вдоль лесных дорожек, в издали
заметных шляпках разноцветных? (сыроежки)
-
Назовите цветок-гадалку. (Ромашка.)
-
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха.)
-
Какой цветок называют дикой рябинкой? (Пижму.)
-
Чуток, строен и высок, гордо голову несет, от рогов густая тень, вот
красивый зверь. (Олень)
-
Что же это за девица: не швея. Не мастерица, ничего сама не шьет, а в
иголках круглый год? ( Ель, сосна)
-
Что за зверь зимой холодной, ходит в чаще злой, голодный? (Волк)
(Жюри подводит итоги)
2 ВЕДУЩИЙ. Народные приметы и пословицы дошли до нас, передаваясь из ус в уста, из поколения в поколение. Оказывается, пользуясь старинными приметами и пословицами, можно узнать много другой полезной и любопытной информации.
1. ВЕДУЩИЙ. Каждой команде раздаются листочки с народными приметами, но каждая примета разделена на 2 части. Задание: Правильно собрать народную примету. За правильный ответ 1 балл.
-
Грибов ищут – по лесу рыщут.
-
Весна красна цветами, осень – грибами.
-
Мошки лезут в лицо – жди дождя.
-
Зима без снега – лето без хлеба.
-
Кто любит земле кланяться – без награды не останется.
-
Длинные сосульки – к долгой весне. (Жюри подводит итоги)
2 ВЕДУЩИЙ. В следующей игре принимают участие капитаны команд. Игра «Рыбы». Капитаны команд по очереди называют названия рыб находящихся в наших реках. Победителем становится тот, кто назовет больше названий рыб. И команде победившего добавляется 5 баллов, команде проигравших 3 балла. (Жюри подводит итоги)
1 ВЕДУЩИЙ. Да! Мы любим и знаем свой край. Кто из нас не любит собирать грибы? Маринованные грибочки, суп с грибами, грибы, жаренные со сметаной.. Ребята, а вы сможете отличить съедобный гриб от ядовитого?
Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Мы сейчас увидим на карточке изображение гриба, если это будет съедобный гриб, то вы ребята должны хлопать в ладоши, если будет иллюстрация несъедобного гриба, то вы все дружно топаете ногами
-
ВЕДУЩИЙ.
Красногрудый, Чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Комментарий: Рекордсмены югорского неба:
-
Самая высокая птица Югры – белый журавль (стерх) высотой до 120 см.
-
Дольше всех из наших птиц живет сокол (160-170 лет)
-
Лучше всех плавает и ныряет чомга.
-
Самые большие крылья у беркута (размах до 2х метров)
-
Птички – крошки: королек ( размером со стрекозу), овсянка и пеночка.
Задание: «Ребус» каждой команде раздается лист с ребусом, где вы должны разгадать ребусы и узнаете названия певчих птиц нашего края. На задание — 5 минут. (Жюри подводит итоги)
1 ВЕДУЩИЙ. Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Оказывается, лес столько много дает человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей.
2 ВЕДУЩИЙ.(Представление Красной книги) Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?(Высказывания детей) Ребята, назовите названия растений и животных нашего края, занесенных в Красную книгу?(Высказывания детей)Некоторых птиц и животных осталось очень мало, их занесли в Красную книгу. А поэтому:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
1.ВЕДУЩИЙ.
Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем.
Трудись и процветай, Югорская земля!
И отдавай стране свои богатства.
Я здесь живу, здесь Родина моя!
Здесь на яву союз труда и братства.
Ребята, какие вы сегодня молодцы, как много знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашей игры.
Слово жюри.(подведение итогов и награждение победителей)
1.ВЕДУЩИЙ. Желаем вам дальнейших творческих успехов, вдохновения, осуществления мечты, достижения самых высоких целей!
2. ВЕДУЩИЙ. И в заключение этого мероприятия хочется сказать:
«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации»
Список литературы
-
Альманах писателей Югры «Эринтур».- Ханты-мансийск.: Пакрус, 2005.
-
Интегрированный курс краеведения « Мы-дети природы»: книга для учителя начальных классов / Авт.-сост.: Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева.- Ханты-Мансийск.: ГУИПП Полиграфист, 2003.
-
Очерки истории Югры отв.ред. Д.А. Редин, Н.Б. Патрикеев.- Екатеринбург.: Волот, 2000.
-
Священный сказ о сотворении земли: Мансыйские мифы.- Ленинград-Ханты-мансийск: Стерх-Белый журавль, 1991.
-
Сияй, Югорская звезда! – М.: Звонница-МГ, 1999.
-
Соколова З.П. Путешествие в Югру.- М.: Мысль, 1982.
-
Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся 9-11 классов / сост. А.Н. Семенов.- Екатеринбург.: ООО Баско, 2008.
-
Югра. Энциклопедия Ханты-Мансийского округа.- Ханты-Мансийск, 2000.