МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КСОШ№1 — БШ»
« Путешествие в страну Физика»
(4 класс)
Учитель 1 квалификационной категории
Белавина Н.Д.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
У младшего школьника ведущей стороной умственного развития является развитие логического мышления.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.
Курс « Путешествие в страну Физика» вводит в волнующий мир тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, фронтальный эксперимент.
Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития, включены элементы занимательности и игры.
Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
-
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
-
использование этих знаний для поиска решения;
-
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
-
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
-
нахождение различных решений данной проблемы.
Цель курса:
создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, развитие интереса школьников к миру техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
-
Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
-
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к предметам естественно-научного цикла;
-
Последовательное приобщение учащихся к детской научно–художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Также решаются следующие задачи:
-
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
-
развитие речи;
-
развитие сенсорной сферы ребят;
-
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах. В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся.
Программа рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
— проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
— понимание целостности окружающего мира при изучении различных предметов;
— расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.
-
знать:
— знать физические явления и их признаки;
— понимать сходство и различие разных состояний веществ;
-
уметь:
— уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);
— уметь определять размер физического тела;
— описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
— уметь измерять температуру воздуха и воды;
— уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
— выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу
— осуществлять самостоятельный поиск информации;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:
— избирательность,
— самореализация при достижении целей,
— творческое преобразование,
— ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Основной показателем качества освоения программы является личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
-
выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
-
участие в викторинах
Средствами реализации программы курса является:
— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе путем вовлечения его в учебную деятельность;
— стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
— использование на занятиях различного дидактического материала;
— проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, которые значительно усиливают интерес учеников
Тематический план:
Темы | Количество часов | Дата | |
1 | Введение | 1 | сентябрь |
2 | Звуковые явления | 12 | |
2.1 | Этот очаровательный звук | 1 | |
2.2 | Спичечный телефон. | 1 | |
2.3 | Как сделать звук громче. | 1 | |
2.4 | Как увидеть свой голос. | 1 | |
2.5 | Как аукнется так и откликнется. | 1 | |
2.6 | О «Дрожалке» и «Пищалке». | 1 | октябрь |
2.7-2.8 | Мои маятники | 2 | |
2.9 | Голоса расчесок | 1 | |
2.10 | Ложечный звон | 1 | |
2.11 | Поющий бокал | 1 | |
2.12 | «Своя игра» | 1 | |
3 | Световые явления | 8 | |
3.1 | Солнечные зайчики. | 1 | |
3.2 | Фокусы с зеркалами. | 1 | |
3.3 | Как изжарить яичницу на солнышке | 1 | |
3.4 | Первобытный фотоаппарат. | 1 | ноябрь |
3.5 | Дальние родственники кино | 1 | |
3.6 | Самодельные линзы | 1 | |
3.7 | Сложение света (мой волчок) | 1 | |
3.8 | Опыты с линзами | 1 | |
4 | Тепловые явления | 6 | |
4.1 | Греет ли шуба | 1 | |
4.2 | Термометр из бутылки. | 1 | |
4.3 | Нагревание без огня | 1 | декабрь |
4.4 | Расширение при нагревании | 1 | |
4.5-4.6 | Опыты со свечой | 2 | |
5 | Жидкости, газы и твердые тела | 12 | |
5.1 | Почему взлетает воздушный шар. | 1 | |
5.2 | Почему дует ветер | 1 | |
5.3 | Жидкие камни. | 1 | |
5.4 | Твердая вода | 1 | |
5.5 | Почему идет дождь. | 1 | январь |
5.6 | Почему идет снег. | 1 | |
5.7 | Вода в перевернутом стакане | 1 | |
5.8 | Стакан — «водолазный колокол» | 1 | |
5.9 | Опыт с нагретым стаканом | 1 | |
5.10 | Картезианский водолаз | 1 | |
5.11 | Наказанное любопытство | 1 | февраль |
5.12 | Яйцо в бутылке. | 1 | |
6 | Пространство и движение | 8 | |
6.1 | Как в кино делают лилипутов. | 1 | |
6.2 | Как оживить солдатика | 1 | |
6.3 | Кто куда идет | 1 | |
6.4 | Солнечные часы. | 1 | |
6.5 | Бумеранг | 1 | |
6.6-6.7 | Мой самолет | 2 | |
6.8 | Мои подвижные механизмы | 1 | март |
7 | Инерция и реактивное движение | 9 | |
7.1 | Ленивые колеса. | 1 | |
7.2 | Как Леня стал фокусником | 1 | |
7.3 | Игрушка, которая покорила космос. | 1 | |
7.4 | «Реактивная» консервная банка. | 1 | |
7.5 | Инертность монеты | 1 | |
7.6 | Опыт с молотком | 1 | апрель |
7.7 | Цирковой номер | 1 | |
7.8 | Инерция яблока | 1 | |
7.9 | Перехитрить инерцию | 1 | |
8 | Электричество и магнетизм. | 8 | |
8.1 | Как добыть немного электричества. | 1 | |
8.2 | Электричество на расческах | 1 | |
8.3 | Электризация: нити, воды, мыльного пузыря | 1 | |
8.4 | Волшебные шарики | 1 | |
8.5 | Про магниты. | 1 | |
8.6 | Волшебный гвоздик. | 1 | май |
8.7 | Опыты с магнитными иголками | 1 | |
8.8 | Опыты с железными опилками | 1 | |
| Мои изобретения | 3 | |
| Заключение Что мы узнали и чему научились за год. | 1 |
Методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие — наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Используется и нетрадиционные формы занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, турнир, конкурс.
.
Литература:
-
Физика для малышей Л.Л. Сикорук,
изд. Педагогика , 1983г.
2.Занимательная физика в вопросах и ответах — сайт В. Элькина.
-
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.
-
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2010.
-
Опыты без приборов. Ф.В.Рабиза. Москва «Детская литература», 1988.