Региональный конкурс исследовательских и творческих работ для младших школьников
«Наше наследие»
Исследовательская работа
«Безобидны ли наши рюкзаки?»
Биктимирова Алина Булатовна, Радченко Полина Евгеньевна
МБОУ «СОШ № 10» ЕМР РТ
3д класс
Руководитель:
учитель начальных классов
Исмагилова Лейсан
Кадировна
Елабуга, 2013 год.
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………….3-4 стр.
2.Оснавная часть……………………………………………………… .. ..5-12стр.
Глава 1. История школьного рюкзака………………………………………5 стр.
Глава 2. Выбираем рюкзак…………………………………………………5-8 стр.
Глава 3.Влияние рюкзака на здоровье………………………………………8 стр.
Глава 4. Такой нужный и тяжёлый рюкзак……………………………..8-10стр.
3.Заключение……………………………………………………………11-12стр.
4.Список литературы……………………………………………………….12стр.
5.Приложение……………………………………………………………….13-17стр.
Введение
Здравствуйте, меня зовут Биктимирова Алина, меня зовут Радченко Полина. Мы учимся в 3д классе, школы №10.
Полина: Я с 6 лет занимаюсь танцами, а Алина лёгкой гимнастикой. И нам очень важно чтобы наша осанка была подтянутой, гибкой и красивой. Когда преподаватель по танцам рассказала нам о красивой осанке, мы с моей подружкой Алиной захотели ответить на вопросы : что может испортит нашу осанку? Так ли безобидны наши рюкзаки? Может ли испортиться наша осанка из-за того, что рюкзак неправильно подобран или он слишком тяжёлый. Сколько должен вообще весить рюкзак для учеников начальных классов?
Ответы на эти вопросы мы искали в сети интернет, беседовали с медсестрой школы , искали информацию в книжках. Совместно с классным руководителем провели исследования.
Тема нашей исследовательской работы: “ Безобидны ли наши рюкзаки!”
Цель работы:1. Узнать существуют ли какие-то нормы, какую тяжесть можно поднимать детям младших классов; узнать к каким может привести последствиям тяжелый портфель и что можно сделать чтобы осанка детей осталась красивой .
Задачи: 1.Узнать у одноклассников, на что обращали их родители внимание , когда выбирали детям рюкзаки.
2.Прочитать литературу по данной теме.
3.Узнать, как тяжесть рюкзака влияет на наше здоровье.
4.Взвесить портфели одноклассников и сделать выводы.
Объект исследования: ученики 3д класса школы №10, города Елабуги
Предмет исследования: осанка ученика.
Гипотеза: мы думаем, что из-за повседневного ношения тяжелых ранцев за спиной, у школьников может появиться проблемы со здоровьем.
Методы: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации, эксперименты.
Наша работа состоит из введения, основной части, в которой четыре главы, заключения и приложения. В основной части работы мы постарались найти ответы на все поставленные вопросы и сделать соответствующие выводы. К работе прилагается приложение с презентацией .
Глава 1.История школьного рюкзака
Информацию про историю о школьных рюкзаках мы нашла в сети интернет. Первые модели рюкзаков были привезены американцами в Европу в 1914 году во время первой мировой войны. В объемном мешке на ремнях, расположенном за плечами удобно располагались, необходимые в военном быту предметы. После окончания сражений рюкзаки повсеместно стали использовать спортсмены, путешественники, туристы. Рюкзаки стали необходимым атрибутом многих строительных профессий.
В 1990 году рюкзак — стал завоевывать внимание школьников всего мира. Оказалось, что в школьных рюкзаках удобно переносить книги, учебники, канцелярские принадлежности, сменную обувь, многое другое. Дети всего мира с удовольствием начали использовать школьные рюкзаки.
Но чтобы рюкзак не навредил здоровью не менее важно его правильно подобрать.
Глава 2.Выбираем рюкзак.
Что важно в выборе рюкзака для школьника? В классе мы поинтересовалась как нашим одноклассникам выбирали рюкзаки. И результат такой, из 22 учащихся : двум девочкам понравился цвет рюкзака, четверо учеников — смотрели на оформление, ,6ым –покупали мамы, 2 им ученикам – подарили, а 2 им -понравилась форма и только 6 учеников вместе с родителями внимательно смотрели на лямки, на практичность и на то тяжёлая она или нет. Есть в классе рюкзаки долгожители — которые со своими хозяевами с 1 класса и есть молодые — этих покупали только в этом году. Прочитав специальную литературу по этой теме, мы узнали, как правильно выбирать рюкзак. К выбору ранца необходимо подходить с особым вниманием. Во-первых покупать ранец на двух регулируемых лямках (ширина которых должна быть около 3-5 сантиметров) и ни в коем случае не покупать сумки на одной лямке! Это вызывает деформацию неокрепшего позвоночника, что может создать в будущем проблемы со спиной и кровоснабжением. Особенно пугает то , что болезнь сколиоз распространен у младших школьников ! У нас в классе из 22 учащихся нарушение осанки – у 9 учащихся. Во-вторых, обратить внимание на вес и вместительность портфеля: вес пустого портфеля школьника не должен превышать 500 граммов. А вместимость можно проверить с помощью папки формата А4, которая должна свободно поместиться в сумке, так как, в основном, самые большие учебники, а также различные рабочие тетради и альбомы имеют именно такой размер. 3.Желательно, чтобы в ранце было много различных отделов и кармашков – это поможет ребенку стать более аккуратным, ведь он точно будет помнить, где лежит та или иная принадлежность, а не рыться в её поисках по всему портфелю. 4.Следующее, на что необходимо обратить внимание – качество ранца. Материал, из которого он выполнен, должен быть плотным, достаточно легким, морозоустойчивым. 5.Также важен такой факт как размер ранца – желательно, чтобы он не был больше ширины плеч школьника (а то порою жалко смотреть на учеников, у которых за спиной рюкзак с его собственный рост!).6. Спинка портфеля должна быть достаточно твердая – таким образом, содержимое не будет сминаться, а спина школьника будет оставаться в одном положении, не поддаваясь искривлению.
Еще одна деталь – светоотражающие элементы, их наличие – одно из требований главного санитарного врача страны к школьным ранцам.
Так или иначе, выбирать рюкзак надо только вместе с ребенком – в первую очередь он должен нравиться именно маленькому владельцу.
Мы, поняли какой нужно купить рюкзак и исследовали свои.
Алина: С первым моим рюкзаком я ходила 2 года. К началу этого учебного года мама мне купила новый рюкзак. Он светло-розовый, с белыми цветочками на кармане. Мне рюкзак очень понравился. Он вместительный и удобный. Внутри рюкзак имеет несколько отделений. В этих отделениях удобно размещается все необходимые тетради и учебники. Лямки у рюкзака с мягкими подплечниками. Внизу есть регуляторы длины, которые позволяют удобно расположить рюкзак на спине. Мой рюкзак подобран правильно.
Полина: мне покупают рюкзак каждый год. В первом классе мой рюкзак был розовый с рисунком принцессы, у него было много карманов, он мне очень нравился, но материал из которого он изготовлен был очень марким, поэтому ко 2 классу рюкзак стал непригодным. Второй рюкзак прослужил мне тоже только 1 год — из-за непрочного материала , из которого она была изготовлена. В этом году мама привезла мне рюкзак из Казани. Рюкзак удобный и вместительный. Не очень маркий, а материал крепкий. Мне понравилось оформление, удобность и практичность. Надеюсь, этот рюкзак прослужит мне дольше чем предыдущие.
Глава 3.Влияние рюкзака на здоровье
У нас есть гипотеза, что тяжёлый рюкзак плохо влияет на нашу еще не окрепшую осанку. Осанка человека формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период — с 4-до 10 лет. Человек с правильной осанкой он красивый и здоровый. Если у кого-то нарушена осанка, у него внутренние органы работают неправильно, появляются боли в спине, пояснице. С раннего детства нужно внимательно относиться к своей осанки. Деформация костей происходит из-за нескольких причин – это — чрезмерные физические нагрузки, неправильное положение тела во время уроков, несоответствие мебели росту, ношение неудобной обуви и одежды и ежедневное ношения тяжести за спиной. Но сколько же должен весить школьный рюкзак, чтобы он не причинил вред здоровью?
Глава 4. Такой нужный и тяжёлый рюкзак.
Год за годом у нас появляются новые предметы, а значит это дополнительный вес нашему позвоночнику. С 1998 года введены санитарные правила и нормы — « Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального профессионального образования, « в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. В 1-4 классах вес учебника должен составлять 300 грамм. Вес ранца должен равняться 10% от нашего веса. Но очень часто вес ранца угрожает нашему здоровью. Часто ранец весит 20 или 30% веса нашего тела.
Каждый день мы с одноклассниками несём свои портфели за спиной и даже не задумываемся, а сколько весит наша ноша?
Мы решили провести ряд экспериментов.
1.Мы взвесили наши ранцы без школьных принадлежностей. Пустой рюкзак по нормам должен весить до 0,5 кг. И по итогом взвешивания оказалось , у 3 учеников нашего класс вес пустого рюкзака превышает норму –у 2 их из них уже нарушение осанки, а у остальных учащихся вес рюкзаков колеблется между200-400 граммов ,что соответствует норме. По итогам исследования мы узнали у кого самый лёгкий рюкзак без школьных принадлежностей — это у Балобанова Васи, Кузьмина Артура и у Серёжи Антонова – у них рюкзаки всего по200 грамм. Слишком тяжёлый рюкзак- у 1 го ученика-Гареева Саида, он весит 1 кг. Самые неправильные и неудобные это – Ямалиевой Диляры , Бурдина Даниила, Кузьмина Артура. Во 1ых-они носятся через одно плечо и нагрузка на позвоночник распределяется неравномерно. Во вторых у этих рюкзаков материал из промокающего материала, что не защищает от сезонных дождей и снега нашего края. В таких портфелях книжки и тетради часто приходят в неопрятный вид, потому что у портфелей мягкий материал.
Мы подумали, может причина тяжести наших рюкзаков кроется в наших учебниках.
2.Следующий шаг исследования — это взвешивание учебников. Все учебники которыми мы пользуемся соответствуют норме. На 100 грамм превысил норму учебник литературного чтения.
Выяснили в какой день недели, у нас рюкзак самый тяжёлый и самый лёгкий : самым лёгким наши рюкзаки были в понедельник и в субботу. В этот день у нас было всего по 4 и 3урока. Самым тяжёлым рюкзак был в во вторник. У нас было 5 уроков. По всем предметам в рюкзаке лежали учебники, и тетрадки. Рюкзаки были полные. Мы выяснили, сколько процентов от нашего веса составляет вес наших рюкзаков. Все результаты мы занесли в таблицу (см. приложение). Из экспериментов видно, что вес школьного ранца часто превышает гигиеническую норму. Например, во вторник у Алины перевес составлял 1200гр, а у Полины 1400 граммов. В четверг перевес у Полины в 300 грамм, а в пятницу у Алины рюкзак превышает норму на 700 грамм.
Заключение
Из экспериментов стало очевидно , что причина тяжести школьного рюкзака не кроется в том имею я тяжелый рюкзак или лёгкий, и не кроется в весе учебных пособий, которыми мы пользуемся. Ведь каждый учебник весит по нормам правильно. В учебный день бывает 4-5 урока, для которых, нужны учебники, плюс тетрадки, хрестоматии или другая дополнительная литература. Мы сложили вес своих учебников, тетрадок, хрестоматий и дидактический материал. У меня получилось, что мой рюкзак должен весить всего 2,5 килограмма, но почему то он всегда весит больше. Оказалось причина в том, что часто в наших рюкзаках помимо учебников оказывается спортивная форма, сменная обувь, папка для труда, завтраки. Мы еще узнали что, некоторые наши одноклассники носят в школу ненужные учебники, игрушки, журналы. И всё это делает настоящий вес наших рюкзаков. Как мы выше говорили, ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии наших опорной – двигательных и сердечно – сосудистых систем. Поэтому надо стремиться, чтобы рюкзак за спиной весил, как можно легче, а для этого надо соблюдать несколько несложных правил:
-
Не носить лишнего в рюкзаках.
-
Проверять ранец ежедневно и вытаскивать из него всё лишнее.
-
Если есть такая возможность папку для труда оставлять в школе или носить в отдельном пакете.
-
Спортивную форму и сменную обувь лучше носить в отдельной сумке в руках.
-
Помнить, что от тяжёлых нагрузок портится наша осанка.
Проведя эксперименты, и изучив специальную литературу, мы многое узнали. Теперь мы будем следить за весом своего рюкзака, и он станет намного легче. Это в наших руках. Ведь здоровье нельзя купить, здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым.
Литература
1.Большая книга интересных фактов – Росмен 2005 г.
2.Детская энциклопедия. Школьные истории – 2010 г. №10
3.Здоровье на ”отлично”! – Москва 2002г.
4.Ресурсы интернета. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48469/
Приложение
Вопросы для опроса одноклассников:
По каким критериям выбран твой рюкзак?
а) цвет
б) рисунок, оформление
в) практичность
г) другие критерии
РЮКЗАК-ТЯЖЕЛОВЕС ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ РЮКЗАК
НЕПРАВИЛЬНЫЙ РЮКЗАК
САМЫЙ ЛЁГКИЙ ( НО НЕ ПРАКТИЧНЫЙ)
А ЭТО МЫ ВО ВТОРНИК
.
Фамилия, имя, отчество учащегося | Вес пустого ранца (в грам
мах) | Вывод | |
1 | Аббазова Регина Ильгамовна | 300 | норма |
2 | Абдулгафаров Илья Андреевич | 300 | норма |
3 | Антонов Серёжа Викторович | 200 | норма |
4 | Балобанов Василий Алексеевич | 200 | норма |
5 | Белов Дмитрий Андреевич | 400 | норма |
6 | Биктимирова Алина Булатовна | 400 | норма |
7 | Бурдин Даниил Дмитриевич | 300 | норма |
8 | Варянина Элита Александровна | 400 | норма |
9 | Гареев Саид Наилевич | 1000 | тяжёлый |
10 | Дружинин Данил Алексеевич | 300 | норма |
11 | Иванова Карина Васильевна | 300 | норма |
12 | Кузьмин Артур Иванович | 200 | норма |
13 | Кусакин Никита Андреевич | 300 | норма |
14 | Мичкарева Виолетта Андреевна | 200 | норма |
15 | Наркузиев Эмиль Русланович | 900 | тяжёлый |
16 | Петров Адель Русланович | 400 | норма |
17 | Радченко Полина Евгеньевна | 400 | норма |
18 | Романова Полина Валерьевна | 700 | тяжёлый |
19 | Степанов Никита Сергеевич | 300 | норма |
20 | Филипова Алина Филиповна | 300 | норма |
21 | Чекризов Кирилл Евгеньевич | 200 | норма |
22 | Ямалиева Диляра Фаритовна | 200 | норма |
Результаты исследований. Эксперимент 1. Взвешивание пустых ранцев
Результаты исследований
Эксперимент 1. Взвешивание пустых ранцев.
Эксперимент №2.Взвешивание учебных пособий.
Вес | Вывод | |
Русский язык | 200 гр. | норма |
Математика | 100 гр. | норма |
Татарский язык | 300гр. | норма |
Английский язык | 100 гр. | норма |
Окружающий мир | 100 гр. | норма |
Литературное чтение | 400 гр. | перевес 100 гр. |
Эксперимент №3. Выяснение, какой процент составляет вес рюкзака по отношению к нашему весу. Для этого мы взвешивали каждый день свои рюкзаки, а результаты записывали в таблицу. А вывести выводы нам помогла учительница. Алина весит 28 кг, значит норма веса рюкзака для неё 2800 гр., а Полина весит 26кг, её норма 2600 гр.
пон -к | вывод | в -к | вывод | среда | вывод | чет -г | вывод | пят-а | вывод | суббот-а | вывод | |
Алина весит 28 кг | 2кг | норма | 4кг | пере—вес на 1200гр | 3кг | пере— вес на 200гр. | 3кг | перевес на 200гр. | 3,5 кг | перевес на 700гр | 2,5 кг | норма |
Полина весит 26 кг. | 2кг | норма | 4кг | пере—вес на 1400гр | 3кг | пере—вес на 400гр | 3,5 кг | перевес на 900гр. | 2,5 кг | норма | 2 кг | норма |