Ененко Татьяна Антоновна
МКОУ СОШ №12 С.Татарка
учитель начальных классов
Час общения. 3 класс
Тема : Спешите делать добро.
Цели и задачи: формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
— развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— формировать умение совместно работать в группе;
— способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Ход мероприятия
1 этап. Индуктор (Орг. Момент)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его со знакомого вам мультфильма
(песня кота Леопольда «Если добрый ты») 1слайд
-Ребята о каком человеке поет Леопольд ?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Да, доброте).
2 этап. Объявление темы классного часа.
Наш час общения сегодня будет называться « Спешите делать добро!» 2 слайд
С чем у вас ассоциируется это слово?
Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Выслушиваются ответы детей 3,4 слайды
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты за ответом на такой вопрос:
Что же значит быть добрым и что такое доброта? 5 слайд
3 Этап Работа с материалом
а) Так что же такое доброта ? Обратимся за помощью к толковому словарю 6 слайд
Доброта -это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим
1) Назовите синонимы к слову добрый : отзывчивый, хороший ,нравственный ,честный , порядочный ,вежливый, заботливый и т.д.
2) Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек (работа в парах)
Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет ,украдет ,ударит, сделает больно, бросит в беде ,оставит без помощи и т.д.
В каждой религии есть заповеди которые нельзя нарушать(не убей, не укради ит.д.) которые учат быть добрыми, а еще добрыми учат быть притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу 7 слайд
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Ребята ,а какого волка вы кормите и чем ? Какие поступки вы чаще совершаете в своей жизни?
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце ,или видели ,или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок».
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
Ответы детей
Учитесь быть добрыми каждый день, радуйтесь каждому дню и дарите радость своими поступками близким. 8слайд
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
3) «Восстановите пословицы» (работа в группах )- 9слайд
1.Жизнь дана на……………….дела
2.Мир не без……………людей
3. ……….. слово и железные ворота открывает.
4. …………… слово человеку, что дождь в засуху
-От какого слова произошли все эти слова? (доброта)
— Какая пословица подходит к этой притче .
Жизнь дана на добрые дела, но совсем не просто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Физминутка. Игра «Сказочный герой –добрый и злой»
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.. Я называю сказочного героя , а вы если добрый герой – вставайте и хлопайте в ладоши приветствуя ,злой герой –садитесь и закрывайте глаза руками.
Иван-царевич 10слайд
Кащей Бессмертный 11слайд
Золотая Рыбка 12слайд
Дюймовочка 13слайд
Карабас-Барабас 14слайд
Золушка 15слайд
Красная Шапочка 16слайд
гуси-лебеди 17слайд
Баба Яга 18слайд
Мальвина 19слайд
Папа –Карло 20слайд
— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Значит, вы хотите стать милосердными, добросердечными людьми, а для этого нужно трудиться каждый день, взращивать в своем сердце ростки доброты.
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая команда изобразит нам на этом листе солнце.
Сейчас я раздам слова . Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Развязный, аккуратный ,доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучтивый ,умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый ,наглый , внимательный жадный ,крикливый
Солнце дает жизнь на Земле ,значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие ) корни .
Третья команда напишет на цветах добрые мысли .
Четвертая команда напишет на плодах добрые поступки
24слайд-открыть после выполнения коллажа
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.(открыть в последнюю очередь )
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется ,что здесь кого –то не хватает .Конечно же нас !!!Наших добрых сердец !!!
Продолжение жизни на картине ,на нашей Земле зависит от нас ,от того какие поступки будем совершать (подпишите свои «сердца» ,приклейте на картину и выскажите свои отзывы о нашем уроке : Какие поступки будете совершать? (дети по очереди выходят, говорят свой отзыв и приклеивают сердечко)
Чему мы учились сегодня? Что вам понравилось? О чем расскажете родителям?
3 этап. Рефлексия.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Ваш путь, к доброте – будет нелегкий, долгий , на котором вас ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Вы должны чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Но всегда помните все в ваших руках!
Я вам желаю не сворачивать с пути «Доброты», чтобы с каждым днем ваших добрых поступков становилась больше!
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню .
Коллективное исполнение песни «Дорогою добра ”