Методическая разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 2-3 класса
по теме: «Поговорим о доброте»
Учитель: Ефимова Мария Александровна – учитель начальных классов
МОУ «Теплоключевская СОШ»
Форма проведения: (диалог-тренинг)
Цели:
-
Формировать у учащихся понятий «добро», «доброе сердце»;
-
Расширить представление детей об этих словах с позиций нравственного смысла;
-
Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
-
Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
-
Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность;
-
Выработать умение пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Психологический тренинг.
— Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее.
— Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
— Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать животного. Подпишите. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка)
— Расскажите, что вы нарисовали.
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
— Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
— А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
— Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
(Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее).
— Что помогает общению друг с другом? (Речь, позы, мимика, жесты т. д.)
— Перед вами рисунки, на которых изображены лица детей с разным настроением. Кого из детей ты выберешь для общения и почему? (Слайд 1)
— Спасибо всем за ответы и пояснения.
II. Введение в тему занятия. Беседа.
— Великий французский писатель Антуан Де Сент-Экзюпери (Слайд 2) сказал: «Улыбка объединяет». Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьезных вопросов, о которых нам предстоит сегодня поговорить.
— Обхватите правой рукой запястье левой руки (Слайд 3). Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это – пульс. Так бьется наше сердце – самый главный орган нашего организма. Иногда говорят «здоровое сердце, крепкое». Что нужно делать, чтобы сердце было здоровым? (закаляться, заниматься спортом и т.д.). А как еще говорят про сердце?
— Итак, ребята вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор?
— Сегодня, мы с вами постараемся ответить на вопрос: какое сердце называют добрым (Слайд 4)
— Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Доброта. А какие у вас ассоциации возникают со словом доброта? (Учитель бросает мяч, и каждый поймавший, заканчивает фразу словом: «Доброта – это…») (Слайд 5)
— А теперь обратимся к определению в толковом словаре С.Ожегова.
Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами (Слайд 7,8).
— Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь; добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу; добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
III. Работа в группах
— Я предлагаю вам, сейчас составить модель доброго человека, который на ваш взгляд обладает теми или иными качествами. У вас на столах лежат карточки, используйте эти слова для создания вашей модели.
— Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)
-Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
— Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
— А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
— А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
— Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
IV. Игра: « Сказочный герой – добрый или злой?» (слайд 9)
— Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши , ели злой – закрываете лицо ладошками.
Герои: Красная шапочка, Кот в сапогах, Баба-Яга, Карабас-Барабас, Дюймовочка, волк (Ну, погоди!), Буратино(!).
V. Работа в группах. Ролевая игра (слайд 10)
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Сценка.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пелюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе помочь никто не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать дру другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы то не давал ему касторки.
Незнайка: (Замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
— Какое правило доброты вы услышали сейчас?
— Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро» (Раздать детям листочки по группам)
— Какие советы, наказы чаще всего дают вам родители?
VI. Работа с пословицами (Слайд 11)
— Существует множество пословиц и поговорок о добре. Собери пословицу и объясни значение.
пожнешь | |
Что посеешь, то и | зло забывай |
За добро | добра не делает никому |
Худо тому, кто | добром плати |
— А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?
VII. Итог занятия. Рефлексия.
-
— Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
— Что нового вы узнали?
— Чему научились?
2. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Подведение итога — Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Всего вам доброго!