МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова
Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)
Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов
Классный час: «Дом доброты» 3 класс
Цель занятия: воспитание способности совершать добрые дела на благо людям, осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела, развитие толерантности.
Оборудование:
-
карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро,добро, доброе);
-
лепестки для игры «Ромашка» с описанием черты характера человека;
-
карточки для «строительства» Дома Доброты, на кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;
-
листы с нарисованными деревьями, на корнях написано: доброта;
-
карточки с текстами заданий: «Пять добрых дел», рассказ «Нет худа без добра»
-
словарь С. И. Ожегова
Ход занятия
1. Присоединение к теме
— Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
-
Жизнь дана на : дела.
-
Мир не без : людей.
-
: желаешь — : и делай.
-
Истинное : всегда просто.
-
: слово человеку — что дождь в засуху.
— Правильно вы догадались, будем говорить о доброте.
— Давайте узнаем, как определяется значение слова доброта в словаре Ожегова (выходит ученик и читает)
— «Не ищите красоты, а ищите доброты» — это правило вывели наши предки. И при этом добавляли «Мир не без добрых людей». Они были уверены, что доброта происходит от любви, любви к человеку и когда доброта направлена на окружающих людей, тогда она направлена и на всё живое, что нас окружает.
2. Сообщение цели
— Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент Дома Доброты — первый «кирпичик» доброта.
(учитель просит ребёнка прикрепить на доске первую карточку)
3. Основная часть
— В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим:(добро пожаловать); провожая гостей :доброго пути; утром:(доброе утро); вечером:(добрый вечер): и т. д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве без них нельзя? (дети отвечают, рассуждают)
— Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания (Доброе слово человеку — что дождь в засуху)
Чтение и работа над стихотворением «Обидное слово», автор Татьяна Дашкевич
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит — и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унижен, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совет, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
— Следующий кирпичик Дома доброты — добрые слова (учитель просит ребёнка прикрепить на доске вторую карточку)
— Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
— Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
— Следующий кирпичик Дома доброты — добрые мысли (учитель просит ребёнка прикрепить на доске третью карточку)
— А как вы думаете, во что могут превратиться добрые слова и добрые мысли? ( в добрые поступки)
— Следующий кирпичик Дома доброты — добрые поступки (учитель просит ребёнка прикрепить на доске четвёртую карточку)
Задание «Пять добрых дел»
— Самостоятельно выберите пять добрых дел, подчеркните своё решение
-
Заботиться о родителях
-
Утешить плачущего
-
Радоваться неудаче ближнего
-
Помогать ближним
-
Завидовать
-
Сделать кормушку для птиц
-
Забрать братишку из детского сада
— Почему вы без затруднения определили добрые дела?
— Молодцы. Вы понимаете, что такое хорошо, а что такое плохо и стараетесь совершать хорошие поступки. Вас этому учат родители, учат в школе. Но бывает и такое:
Сценка
(ребята заранее получили слова и разыгрывают перед одноклассниками сценку)
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учитель (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобусе и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу? А ещё лучше зайду за тобой.
— Ребята, чей совет оказался истинно добрым?
— Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь — добро и делай.
— Продолжаем достраивать Дом Добра.
Игра «Ромашка» (на лепестках записано описание качеств человека, дети должны догадаться и выбрать карточку с названием данной черты характера)
— Вы мне будете помогать. Я буду называть хорошие качества человека, а вы называйте эти качества одним словом (ученики по ходу добавляют карточки в Дом Доброты).
-
Человек, на которого всегда и во всём можно положиться :(добропорядочность)
-
Человек, у которого доброе сердце :(добросердечность)
-
Человек, который желает другим добра: (доброжелательность)
-
Человек с доброй душой и мягким характером: (добродушие)
-
Человек, обладающий добрым, хорошим нравом: (добронравие)
— Ребята, а вот в старину употребляли слово доброхотный. Кто может сказать, что оно обозначает?
— Обратимся к словарю Ожегова (один ученик читает определение из словаря).
— Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы в нём жить?
— Я приглашаю вас встать в круг и представить себя жителями Дома под названием «Доброта».
— Что вы чувствуете в нём?
— Я дам вам мячик, а вы, передавая друг другу, закончите фразу «В Доме Доброты я чувствую себя:»
4. Рефлексия
— Дом построен, давайте окружим его деревьями (ребятам раздаются листы с нарисованными деревьями)
— Ребята, напишите на Дереве Добра, какие добрые дела вы могли бы сделать уже сегодня.
— Каждый ваш хороший поступок — это частица, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Помните, что в жизни, как и в сказке, добро всегда должно побеждать зло!