Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 511
г.Санкт-Петербурга.
Классный час
«М.В. Ломоносов – первый русский учёный»
(устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)
Для младших школьников (3 – 4 класс)
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Дорофеева Галина Анатольевна
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка.
В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).
Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!
Жизненный путь Михаила Васильевича – реальный пример силы духа, упорства в достижении цели, активной жизненной позиции.
Данный ресурс предназначен для знакомства детей с фактами биографии М.В. Ломоносова, а также для проведения конкурсов на закрепление знаний.
Разработка может быть использована как самостоятельное мероприятие во внеклассной работе, этап проведения Ломоносовской недели в начальной школе, так и для организации урока окружающего мира в 3-4 классе по теме «М.В.Ломоносов»
Цель мероприятия: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.
Задачи мероприятия:
учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
развивающая – способствовать развитию кругозора, умение умения рассуждать, анализировать, делать вывод, коммуникативные способности;
воспитательная – воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.
Место проведения: классный кабинет
Время проведения классного часа: 45-60 минут; подготовительного этапа: 2 недели
Участники мероприятия: учащиеся 3 класса, родители, классный руководитель.
Идея изучения жизни великого северянина возникла во время знакомства с мозаичным искусством. Узнав, что автором является знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов, ребята стали расспрашивать о нем. Их очень удивила и заинтересовала судьба простого деревенского парня ставшего первым русским академиком. Решили подготовить материал и провести классный час на эту тему.
Подготовка мероприятия проходила в несколько этапов:
-
Организация выставки книг М.В.Ломоносова и о Ломоносове; составление списка книг для чтения.
-
Проведение конкурса мозаичных работ (из бумаги и других материалов). Работы ребят стали оформлением кабинета на классный час.
-
Создание творческой группы учащихся для сбора материала о Ломоносове и подготовки сценария мероприятия.
-
Разбивка оставшихся учащихся класса на 3 группы
-
Выполнение домашнего задания группами ( подготовка стихов, разучивание сценок)
-
Организация участия родителей в подготовке костюмов, оформлении кабинета, участии в сценках, в работе жюри конкурсной части мероприятия
-
Подготовка презентации по материалам собранным творческой группой, родителями, учителем.
-
Оформление доски — тема, портрет, мозаичные работы учащихся класса.
Необходимое материально-техническое оснащение:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.
Оборудование: конверты с заданиями (3штуки) для проведения игры «Дорогой Ломоносова», портрет М.В.Ломоносова (на доску), русские костюмы для организации сценки, аудиозапись русской народной песни в исполнении Северного русского хора, медали лучшему знатоку жизни М.В.Ломоносова.
Сценарий мероприятия
«М.В. Ломоносов – первый русский учёный»
Ход мероприятия.
Дети рассаживаются по командам: 3 команды — игроки и 1 команда – эксперты (творческая группа по подготовке мероприятия – 5 человек)
I. Организационный момент
Проверка готовности к проведению мероприятия.
II. Вступительное слово учителя.
Слайд №1:
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал о Ломоносове Б.Шергин.
Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком.
III. Рассказ о М.В. Ломоносове.
(слайды 2 – 21 — ведущие – дети, слайды 22-27 – рассказывает учитель)
Слайд № 2:
Напротив города Холмогор Архангельской губернии широко разлилась Северная Двина,
омывая берега девяти островов. На одном из них – на Курострове
в деревне Мишанинской 19 ноября 1711года у
промышленника-помора Василия Дорофеевича Ломоносова
родился сын Михайло.
Слайд № 3:
С десяти лет был Михайло с отцом во многих плаваниях, учился у него труду поморскому промысловому и науке мореходства. Много впечатлений давали эти плавания, ещё больше вопросов вызывали у него явления окружающего мира. Почему сверкают сполохи северного сияния? Почему прилив сменяет отлив?
Слайд № 4:
Сосед Иван Шубин посоветовал смышлёному пареньку освоить грамоту и сам помочь вызвался. Как говорится, сперва аз да буки, а там и науки.
Так выучился читать и писать Михайло сначала у соседа Шубина, а потом у дьяка Семёна Сабельникова.
«Вратами учености» для Ломоносова стали «Грамматика» М.Смотрицкого, «Арифметика» Л.Магницкого Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд № 5:
По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.
Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха, то и дело ругалась.
Заветная мечта Ломоносова — учиться.
Сценка: (выступление ребят 1 группы и их родителей)
Звучит русская лирическая песня. ( Использовала запись «Песня о Печоре» в исполнении Северного русского народного хора)
Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть.
На фоне музыки:
Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.
Мальчик и отец:
– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?…А пошто немцы говорят несходно с нами?
– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.
Мальчик уходит за ширму.
Ведущий: прошло время…
Выходит юноша – повзрослевший мальчик.
– Татко, а латинскому языку где учат?
– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…
– Ну…Сей день не без завтра…
– Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…
– Татенька! А все господа многограмотны.
– Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”
– Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!
– Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.
– Татенька, государь, благослови в Москву учиться…
Отец расстроенным голосом, чуть не плача:
Ну, сын… Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”
– Татенька, не плачь!.. Воля твоя…
Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.
Слайд №6:
– Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.
Слайд № 7: Путь Ломоносова в Москву.
Стихи (читают ребята 2 группы):
Той страстной верности науке
Дивятся люди до сих пор…
Шел, от мороза пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Крутая вьюга заметала
Обоза северного след.
И ничего еще не знала
Москва про университет.
В котомке – лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо
Вонзится твой высокий шпиль.
Когда смирится космос грозный
Разымет атомы рука,
И встанет он, одетый в бронзу,
Перед Россией на века! (В.Виноградский)
Слайд № 8:
Учитель: Здесь мы сделаем небольшую остановку и проверим себя.
Работа организована по командам. Дается время на решение кроссворда. Работы команд сдаются в жюри. Жюри – родители подводят итоги, начисляют жетоны. За каждое правильно угаданное слово команда получает жетон в свою копилку.
А в это время идет коллективная проверка задания с доской под руководством учителя.
Учитель: Наше путешествие продолжается.
Слайд № 9:
В Москве он назвал себя сыном холмогорского дворянина и был принят учиться в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Крестьянских детей в академию не принимали. Но сомнений в том, что он дворянский сын, не было. Михайло показал отличные знания математики и грамоты. Его, 20 — летнего юношу, зачислили в первый класс академии со школьниками, которым было всего 12-13лет!
Слайд № 10:
Сценка (выступление ребят 3 группы и их родителей)
Входит Михайло в класс. Школьники шушукаются, хихикают, смотрят удивленно.
— Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
— Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?».
Ведущий: Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.
— Да он лучше учителей всё знает, — шептались школяры.
Слайд № 11:
Ученикам на жизнь давали деньги — три копейки в день. Одну копейку Ломоносов тратил на хлеб, вторую на квас. А третью — на прочие надобности.
Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике.
Слайд № 12:
Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.
Слайд № 13:
Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.
В Россию он вернулся специалистом во многих науках.
Слайд № 14:
По возвращению в Россию, Ломоносов преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие.
Он написал «Российскую грамматику» – первую научную книгу о русском языке. Она стала популярным учебником русского языка в 18 веке.
Слайд 15:
Главное место среди наук Ломоносов отводил химии.
Эту науку он преподавал студентам, стал профессором (академиком) химии и создал первую в России химическую лабораторию.
Слайд № 16:
Опыты в лаборатории помогли ему сделать большие научные открытия. Ломоносов сделал свыше 4тысяч химических опытов, чтобы научиться изготовлять разноцветное непрозрачное стекло – смальту. Он возродил древнее искусство мозаики.
Слайд № 17:
Ломоносов-художник создал несколько мозаичных картин.
Самая знаменитая картина — «Полтавская баталия»(битва)
Слайд № 18:
Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Зеркальный телескоп и «ночезрительная труба»
Слайд № 19:
Крупнейшим достижением Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы на Венере.
Слайд № 20:
Одним из главных дел жизни Михаила Васильевича Ломоносова стало основание первого в России университета в Москве. Так с 1755 года в России появился первый университет, который носит имя Ломоносова в честь его основателя.
Слайд № 21:
Учитель: Здесь мы сделаем снова небольшую остановку и проверим себя.
(Работа организована по командам. Дается время на решение кроссворда. Работы команд сдаются в жюри. Жюри – родители подводят итоги, начисляют жетоны. За каждое правильно угаданное слово команда получает жетон в свою копилку.
А в это время коллективная проверка задания с доской. )
Рассказ продолжает учитель:
Слайд № 22:
Первый русский учёный-естествоиспытатель, химик и физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт.
О нём пишут книги и снимают фильмы.
Но по-прежнему трудно до конца понять: как сын неграмотного крестьянина, живший в России в 18веке, смог преодолеть все препятствия на своём пути и стать великим учёным, прославившим русскую науку? Какая же тайна заключена в судьбе Ломоносова?
Ребята, как вы думаете? (дети высказывают свое мнение)
Слайд № 23:
Может быть, разгадка в том, что он любил задавать вопросы? Всю свою жизнь он внимательно смотрел вокруг, и ему было интересно, почему происходит то, другое, третье? Сначала он находил ответы на свои вопросы в книгах или спрашивал у своих учителей.
Но пришло время – и он стал отвечать на свои вопросы сам, щедро делясь знаниями с другими. Ведь настоящие учёные совершают свои открытия, чтобы подарить их людям.
Я желаю вам, дорогие ребята, быть такими же любознательными, активными в учебе, стойкими в преодолении трудностей. И, может быть, через несколько десятков лет страна узнает имена новых ученых, изобретателей, поэтов и писателей, и я буду гордиться вами!
Слайды 24 — 27:
А пока русские люди гордятся своим великим земляком М. В. Ломоносовым.
Учащиеся вместе с учителем рассматривают иллюстрации слайдов и читают подписи к ним.
IV. Конкурсная часть мероприятия «Дорогой Ломоносова»
Вступительное слово учителя:
А сейчас мы с вами отправимся по Пути Михайла Ломоносова за знаниями. Поможет совершить это путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву». Во время пути мы сделаем 5 остановок, где вас ждут испытания. Вашу работу будет оценивать родительское жюри. В ходе игры вы можете добавить еще 21 жетон к уже набранным в ходе 1 части. Готовы? Тогда в путь!
Карта находится на классной доске. Все задания и индивидуальные карты лежат на столах в конвертах.
Условные обозначения: красная звездочка – количество жетонов за правильно выполненное задание. На карте – максимальное количество за путешествие.
В ходе игры карточки с выполненными заданиями сдаются в жюри конкурса. Количество жетонов игроки могут отмечать на своих картах.
1 остановка – Сийский монастырь.
2 остановка — г. Шенкурск.
Правильно выполненное задание: обоз с мороженой рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, обоз, 3 дня, 3 недели.
За правильно найденную ошибку – один жетон, максимум – 7
3 остановка – г. Вельск.
Отгадайте ребусы, и вы узнаете, чем любил заниматься Ломоносов.
4 остановка – г. Вологда.
Какую область науки называл М.В.Ломоносов «своей утехой»? (стихотворство) – 1 жетон
5 остановка – г. Ростов.
г. Москва.- конец пути.
Подводим итоги. Награждаем команду – победителя.
V.Рефлексия.
Слайд № 28:
Выскажите свое мнение о Ломоносове М.В. и о мероприятии.
Я узнал …
Я запомнил …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Приложение 1.
Список использованной литературы для подготовки классного часа
Источники текстовой информации:
Жизнь и творчество М.В. Ломоносова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. — М., 1961.
Кугач А.Н., Турыгина С.В. Сценарии школьных праздников. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Приложение к журналу «Школьная библиотека» серия 2, выпуск 7. Михаил Васильевич Ломоносов. К 295-летию со дня рождения. Москва «Школьная библиотека», 2006
Проект «Энциклопедия малыша». «Удивительная судьба великого учёного. Михаил Васильевич Ломоносов (книга для чтения взрослыми детям). «Белый город», 2007
Северный клубок: (для детей) Е.Б.Антропова. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008
Интернет-источники:
Биография Ломоносова — http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов
Биография Ломоносова — http://lomonosov300.ru/73584.htm
Ломоносов — http ://www .segodnya .ua /img /ui /_57c 46ec 7a 2bd 622411c 66ef 238041ab 5.jpg
Место рождения Ломоносова- http://museum.lomic.ru/home.html
Арифметика Магницкого — http ://www .calend .ru /img /content _images /i 1/1183_or .jpg
Славянская грамматика Смотрицкого — http ://s 04.radikal .ru /i 177/1010/2c /5dd 53224728d .jpg
Ломоносов и обоз — http ://vasyockina .narod .ru /project /images /p 7_l 2.jpg
Славяно-греко-латинская академия — http ://img 1.liveinternet .ru /images /attach /c /0//51/742/51742587_Lomonosov _SGLAcademy .jpg
http ://foto .spbland .ru /data /media /3/lrg _87583_14.04.2006008.jpg
Приложение 2.
Литература о М.В.Ломоносове для детей
1. Андреев-Кривич С.А. Может собственных Платонов… Равич Н. Повесть о великом поморе: [Повести]. – Архангельск: Сев.-зап. изд-во, 1986.
2. Гурьян, О.М. Мальчик из Холмогор / О.М. Гурьян — М. : Детская литература, 1966. — (Маленькая историческая библиотека).
3. Морозов, А. Мозаическое художество / А. Морозов // Культура : детская энциклопедия / авт.-сост. Н.В. Чудакова; под общ. ред. О.Г. Хинн — М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
4. Осокин В. Российскою землёй рождённый / В. Осокин. – М.: Молодая гвардия, 1971. – (Историческая повесть).
5. Пономарёва, Т.Д. Чтобы покорить, надо знать / Т.Д. Пономарёва // Я познаю мир : Великие учёные : детская энциклопедия / Т.Д. Пономарёва — М. : ООО «Издательство АСТ», 2004.
6. Равич Н. Повесть о великом поморе / Н. Равич; рис. И. Архипова. – М. : Дет. лит., 1976.
7. Тихомиров, О.Н. Михайло Ломоносов: рассказ — М. : Малыш, 1982.
— (Страницы истории нашей Родины).
8. Шергин Б. Слово о Ломоносове: рассказ — Издательство: Лениздат., 1984г.
9. Щеблыкин, И.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся / И.П.
Щеблыкин. — М. : Просвещение, 1993. — (Биография писателя).
Приложение 3.
Литература о М.В. Ломоносове для взрослых.
Андреев–Кривич С. А. Повесть о великом поморе / Равич Н. — Архангельск, 1986.
Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с.
Белявский М. Т. . . Всё испытал и всё проник. -М., 1990.
Бренева И. В., Моисеева Т. М. Музей М. В. Ломоносова: Путеводитель. — СП6., 1995.
Жизнь и творчество М.В. Ломоносова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. — М., 1961.
Ишлинский А. Ф., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов — великий русский учёный. — М., 1986.- 128 с.: ил. — (Библиотечка Детской энциклопедии Учёные — школьнику»).
Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга для учащихся–М., 1987.–95 с.: ил.
Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах / Сост. В. Л. Ченакал. — М.; Л., 1965. -315 с.
Морозов А. А. Родина Ломоносова. — Архангельск, 1975. — 478 с.; ил.
Морозов А. А. IОность Ломоносова, — Архангельск, 1953.- 506 с.
Музей М.В. Ломоносова: Путеводитель. — Архангельск, 1967.–48 с.
Равич Н. А. Повесть о великом поморе. — М., 1961. — 173 с.
Селезнёв С. А. Ломоносов и Север. — Архангельск, 1971. — 63 с.
Сизова М. Михайло Ломоносов. — М., 1951. -430 с.