О братьях наших меньших
Цель: расширить представление о кошках и собаках; воспитание любви и уважения к животным; учить обращаться со своими питомцами.
Оборудование: иллюстрации с кошками и собаками; картинки с породами собак (охотничьи, служебные, декоративные); фотографии учащихся с питомцами; кроссворд «Собака»; детские рисунки на тему «Моя любимая Мурка» или «Мой любимый Дружок»; медали с изображением кошек и собак; стихотворения о кошках и собаках.
Ход занятия
Вступительная беседа
— Ребята! Сегодня, как вы уже догадались, у нас речь пойдет о любимых многими домашних животных – кошках и собаках. Поднимите руки, у кого есть кошка или собака.
— Вы приготовили рисунки и фотографии ваших питомцев. Покажите их. (Дети поднимают вверх рисунки.)
— О ком мы поговорим, в первую очередь, вы узнаете из загадки:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
— Собаки… Сколько их, и какие они разные! Есть совсем маленькие: они умещаются на ладони. Есть великаны, которые весят до 90кг. Есть длинноногие и коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем голые. У одних уши висят, а у других торчат. Одни быстрые и подвижные, а другие неуклюжие. И все они – самые верные, самые преданные наши друзья. Собаки первыми из всех животных стали домашними.
— Известно, что в мире более 400 пород собак. А знаете ли вы породы собак?
— Есть собаки охотничьи, служебные, декоративные.
— Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя работа. С одними собаками охотятся на лосей и кабанов; с другими – на зайцев, волков и лисиц; с третьими – на водоплавающую дичь, то есть птиц.
Кто же не знает пограничных собак! Днем и ночью они помогают охранять нашу Родину. Эти собаки обучены, пробегают большие расстояния, выполняют команды своего хозяина.
Всем хорошо известны декоративные собаки. Это пудели, пекинесы, болонки и другие. Ни живут дома. Многие четвероногие друзья выступают в цирке.
Кроссворд «Собака»
-
лакомство для собаки. (кость.)
-
что у собачки на шее? (ошейник.)
-
врач, лечащий собак. (ветеринар.)
-
наука, занимающаяся изучением собак. (кинология.)
-
домик для собаки. (будка.)
Правила воспитания и обучения собаки
— А знаете ли вы как правильно воспитывать и обучать собаку?
— Воспитывать и обучать собаку лучше всего в щенячьем возрасте. Приступая к дрессировке щенка, нужно помнить следующее:
-
нельзя утомлять щенка повторением одного и того же приема;
-
команды нужно подавать четко;
-
отработав простые навыки, можно переходить к сложным;
-
за хорошее выполнение команд следует обязательно поощрять щенка лакомством, говорить «Хорошо!» и поглаживать;
-
нельзя позволять щенку выполнять команды других людей.
— Нужно ли ухаживать за собакой? В каком уходе нуждается собака? (уход за кожей и шерстью, зубами, глазами, ушами, лапами и когтями.)
— Поднимите рисунки те, у кого есть дома собака. Расскажите о ней: как ее зовут, как она выглядит, кто ее хозяин, что умеет ваша собака.
(Рассказы детей.)
Физкультминутка
— Сейчас мы будем говорить о кошках. Но сначала давайте покажем, как кошечки умеют двигаться.
Выполним упражнение «Добрая кошечка»: спинку разогнули, лицо добрее.
«Сердитая кошечка»: спинку округлили, лицо хмурое.
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота:
— Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
Беседа о кошках
— Давайте посмотрим рисунки тех, у кого есть кошка дома.
— Что вы знаете о кошках?
— Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. До сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.
В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая ее сухими мышками.
В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол, и она приносит в дом несчастье.
Кошка – обыкновенный зверек.
— Какими качествами обладает кошка?
(У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох. Но ее слух необычный: она может не обратить внимание, например, на громкую музыку. Кошка очень чистоплотна, и часто умывается. У кошки хорошее зрение. Она спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом усики.)
— Кошки также бываю разных пород. Какой породы ваша кошка?
— Давайте познакомимся с другими породами кошек.
— Расскажите о своей кошке: назовите породу, как выглядит она, чем она интересна.
Игра «Знаете ли вы кошачий язык?»
-
вой, рычание и урчание означают…
-
своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее…
-
хвост хлещет по бокам…
-
любящая кошка обязательно…
ответы:
-
«Не подходи ко мне».
-
все в порядке, она безобидна и дружелюбна.
-
«Я сейчас нападу. Берегись!»
-
потрется о ваши ноги.
Игра «Хорошо-плохо»
— если мы кормим кота рыбой, это хорошо или плохо?
— водим собаку на прогулку?
— играем с котом до тех пор, пока он не начнет царапаться?
— пытаемся забрать маленьких котят у кошки или щенков у собаки?
Стихотворения о домашних любимцах
— Кто бы хотел рассказать стихотворение о кошке или собаке?
(Чтение стихотворений .)
Итог беседы (звучит песня «Не дразните собак, не гоняйте кошек…»)
— Что интересного вы узнали сегодня о своих питомцах?
— Как мы должны относиться ко всем животным?
— Любите и берегите весь животный мир!
(Вручение медалей.)
Литература:
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продленного дня» Москва «ВАКО», 2010
Т.Н. Максимова «Классные часы» 1 класс, Москва «ВАКО», 2011
«Классные часы» внеклассная работа 1-4 классы, Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва, 2011, составитель Козлова М.А.
«Классные часы» 2 класс, автор-составитель Максимова Т.Н., Москва «ВАКО», 2011
В.И. Коваленко «Школа физкультминуток» 1-4 классы, Москва «ВАКО», 2010.