Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2»
Классный час
Российский флаг
Учитель: Мурсалимова Надежда Ивановна.
2007 – 2008 учебный год
Классный час (2 класс)
Российский флаг
Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания
Задачи:
— Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
— Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
— Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Учитель. Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, ( слайд 2) а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Ученики. Мама, друг, школа, родина…
Учитель. Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. Прочитайте пословицы и скажите что общего в этих пословицах. ( слайд 3)
-
Человек без Родины – что соловей без песни.
-
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Ученики. В этих пословицах говорится о Родине.
Учитель. Правильно! Молодцы
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Показ слайдов 4,5,6)
Звучит отрывок из песни.
Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
(Слайд 7)
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель. Подберите синонимы к слову Родина. (Слайд 8)
Ученики. Отечество, отчизна.
Учитель. Молодцы! Наше Отечество, наша родина- матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Ученик читает стихотворение Н. Полякова.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе на встречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Учитель. А наша Родина – Россия (Слайд 9)
Страна, в которой мы родились, живём, учимся. А какой самый главный город нашей страны?
Ученики. Москва.
Учитель. Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом столицы нашего государства?
На доске слова Москва, Россия, берёза, школа, учитель. Из выделенных букв составьте слово. (Слайд 10)
Ученик. Кремль.
Учитель. Молодцы! Правильно! А над кремлём развивается государственный флаг. Флаг – это символ государства.
Сейчас мы послушаем сообщение инициативной группы.
Выступают заранее подготовленные дети.
Выступления учащихся. (Слайд 11)
1-ый ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.
2-ой ученик. (Слайд 12) Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. 22 августа День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации.
3-ий ученик. (Слайд 13) По русским обиходным понятиям 17 – 19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, невинность.
4-ый ученик. (Слайд 14) Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях- резиденциях Президента РФ.
Учитель. Сейчас все вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.
Ученики выполняют модель флага. Размеры флага – 18*9см. Полосы – 18*3 см – ученики вырезают из бумаги и в нужной последовательности наклеивают на картонную основу, соединяют с деревянной палочкой.
Учитель. Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.
Викторина.
-
От какого слова произошло слово «флаг».
-
Назовите день рождения бело-сине-красного флага.
-
Что обозначает красный цвет флага?
-
Что обозначает синий цвет ?
-
Что обозначает белый цвет?
-
Где можно увидеть государственный флаг?
Учитель. И в заключении хочу прочитать вам стихотворение В. Крючкова
(Слайд 16)
Россия
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок — состоит из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Давно ли по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река.
Неразделимы ливни.
И ветер, и облака.
Вот так и Россия одна.
У радуги — нет половинок,
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Учитель. Молодцы! Все активно отвечали. Спасибо за занятие!