Классный час в 4классе
Провела: учитель начальных классов
Шипилова С.И.
Цели: учить различать объекты живой и неживой природы; дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся; довести да сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле; воспитывать стремление беречь и охранять природу; приучать детей вести здоровый образ жизни на примере видов и принципов закаливания организма человека; проводить коррекционные виды работ: классификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия.
Задачи:
* учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
* развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности;
* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;
* формировать у детей представление о необходимости сохранения
окружающей природы;
* формировать умение видеть красоту родной природы.
Оборудование: пластилин, клей, салфетки для рук, одноразовый стаканчик, родниковая вода, 2 сосуда для переливания воды. Видео: Осенняя прогулка на велосипеде. Музыка: Звуки природы — Пение птиц
Эпиграф:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
1 Психологический настрой.
Учитель:
— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
-Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.
2 Учитель. Тема нашего классного часа : «Игра-путешествие по стране Экология»
Цель: Узнать больше об экологии, о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле, воспитывать в себе стремление беречь и охранять природу; вести здоровый образ жизни .
Мы с вами отправляемся в путешествие на велосипедах по стране Экология. Давайте узнаем, что такое экология.
Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. Экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
— Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие?
Две группы велосипедистов. Будем делать несколько остановок. На каждой остановке будем отвечать на вопросы и за правильные ответы получим шаблоны.
3 Путешествие
— Поехали! (Показ видио и музыка)(Взяли руль и крутим педали)
1 остановка «Природная».
Учитель.
— Что такое природа? (Природа — это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
Проведем игру «Природа — не природа». Я называю слова по очереди каждой команде, а вы говорите, природа это или нет:1команда: ромашка, телевизор, трава,2команда: дерево, река,
— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и
производит себе подобных.)
— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)
Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше .
2 остановка «Солнечная».
— Ребята, а что такое солнце? (Солнце — это ближайшая к Земле звезда.)
— А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)
— Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
— Давайте вылепим солнце _из_пластилина._Какого цвета пластилин вы возьмете? (Желтого.)
— Покажите своё солнышко после того, как мы вместе, дружно позовем:
Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись, красное, покажись!
— А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет?
-Покажите на своём лице настроение вашего солнышка.
-Поехали! Учитель. Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.) Воспитатель из одного сосуда в другой переливает воду на большом расстоянии, чтобы дети смогли услышать, как течет вода.
3 остановка «Родниковая».
— Посмотрите на модель Земли — глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.
Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
— Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.
Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно
расходовать.
Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
— Какой лед по структуре? (Твердый.)
— Что происходит со льдом в тепле?(Он тает и превращается в воду.)
— А вода — это какое состояние? (Жидкое.)
— Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)
— В этом чайнике вода, и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.)
— Пары воды — это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
— При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
— При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)
— Кто же губит воду? (Человек.)
Необходимый источник жизни — воду — загрязняет и губит человек.
-Как человек загрязняет воду? Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода — может быть отравлен окончательно.
А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!
Детям в индивидуальные разовые стаканчики наливается магазинная вода «Родниковая».
Вкусная, ребята, вода? (Да!) Помните: воду надо беречь. Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше.
-Поехали!
4 остановка «Закаляйся».
Существует несколько видов закаливания:
• пребывание на солнце — это воздушные и солнечные ванны, умеренный здоровый загар;
• пребывание на воздухе — прогулки на свежем воздухе в любое время года и погоду;
• водные процедуры — обтирание мокрым полотенцем, держание стоп ног в тазу с водой различной температуры — от теплой до холодной, обливание водой, душ, купание, моржевание.
-Поехали!
5 остановка «Бережливая».
— Наше путешествие подходит к концу.
— Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)
— Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Как человек губит природу?
Экологи придумали прекрасный праздник — День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Задумайтесь и вы, как себя ведёте в природе.
4 Итог урока
— Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия «Берегите природу» — это будет итогом нашей работы сегодня.
Учитель.За правильные ответы вы получали шаблоны предметов: Земли, человека, кроны дуба, бабочки, Солнца. Сейчас выберите нужные, эти шаблоны помогут вам составить эмблему «Берегите природу».
—Защита эмблем.
5 Рефлексия Звуки природы — Пение птиц
Учитель: Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить
природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были
чистыми, птицы, звери, растения — не вымирали), т.е. чтобы природа была жива,
а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано.
-А чтобы жить надо природу…? — беречь и любить.
Помни:
Озера — глаза Планеты!
Реки — вены Планеты!
Леса — легкие Планеты!
Цветы — украшение Планеты!
Что у нас главное? (Земля.)
Кто является хозяином Земли? (Человек.)
Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
—Понравилась работать в вашем классе. За активную работу получите призы.
Приложение: Осенняя прогулка на велосипеде
Приложение: Звуки природы — Пение птиц