Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 4 классе
на тему «Моя Родина- Россия»
подготовила
Маскалева Светлана Дмитриевна,
учитель начальных классов
Кочево
2014
Цели:
-
способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
-
развитие интереса к истории своей страны
Задачи:
-
расширить кругозор учащихся о своей стране;
-
прививать чувство любви к своей Родине;
-
воспитывать уважение к старшим, к традициям своего народа
Оборудование: физическая карта России; репродукции картин Шишкина и Левитана; карточки с пословицами; аудиозапись песен «С чего начинается Родина», «Гимн России»; лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии; выставка книг о Родине; иллюстрации детей по теме классного часа; сборник Конституции России, матрешка-сувенир.
Ход классного часа
Звучит запись песни «С чего начинается Родина»
Учитель: Ребята, сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. Слово «Родина» каждый знает с детства. Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
Как называется место, где родились вы? Что вы о нём можете рассказать? (Ответы учащихся).
У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок: деревня или город, где родился и живёшь, где стоит твой родной дом. Это место – малая родина человека. Множество таких уголков составляет нашу великую Родину. Как называется наша Родина?
Посмотрите на карту. Наша страна очень велика. Она так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией России, то можно увидеть горы, пустыни, степи, тундру, реки и леса.
Мы часто слышим выражение «московское время». Как вы его понимаете? Почему люди в разных уголках нашей страны следят за временем в этом городе и событиями, которые там происходят? Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – столица России)
— Посмотрите на репродукции картин известных художников: «Рожь» И.Шишкина, «Март» И. Левитана. Что объединяет эти картины? Можно ли эти картины подписать словом «Родина»? (высказывания детей)
— Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи. (Стихотворение читает заранее подготовившийся ученик)
Россия
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою- рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
С. Васильев
Учитель: Вот какая наша Родина – святая, героическая, раздольная, прекрасная. Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках (пословицы — на доске).
— Одна у человека мать, одна у него и Родина.
— Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
— Нет в мире краше Родины нашей.
— За Родину – мать не страшно умирать.
— Родина – мать, умей за неё постоять.
— Родной куст и зайцу дорог.
— С родной земли – умри, не сходи.
— Своя земля и в горсти мила.
— Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать «рассыпавшиеся пословицы»).
— Россия – единое многонациональное государство, в котором проживает более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, населяющих нашу страну, называют россиянами. Давайте послушаем сообщение
Ученик: Народы России составляют единую дружную семью. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, одна автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт- Петербург. Все они объединены в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
Учитель: Все люди в нашей стране равноправны: мужчины и женщины, молодёжь и старики, люди любой национальности и веры. В Конституции Российской Федерации записано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства. Отношения к религии». И вы должны об этом помнить и уважать людей разных национальностей. В каком документе об этом написано?
А что вы знаете о Конституции? (ответы детей).
Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года. В ней записано, что взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну от врагов. Россия – дружная семья равноправных народов. Давайте прочитаем, какие права и обязанности есть у граждан России (чтение из сборника Конституции России).
-
Права:
— Право на жизнь.
— Право на образование.
— Свобода мысли и слова.
— Право на труд.
— Право на личную неприкосновенность.
-
Обязанности:
— Сохранять природу и окружающую среду.
— Защищать Родину.
— Соблюдать законы.
Учитель: Какое главное право и какая обязанность у школьников? (учиться в школе и становиться достойными гражданами нашей страны).
— Итак, ребята, вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их. (Ответы детей)
— Что вы знаете о цветах флага? (Белый означает мир, чистоту, правду; синий –небо, верность, постоянство; красный – энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество).
— Что символизирует двуглавый орёл на гербе? ( Орёл – символ власти. Над головами орла – три короны, две малые и одна большая; они соединены лентой — это символизирует кровное братство.)
— Где можно увидеть герб нашей страны? (на знамёнах, флагах, монетах, печатях.)
Гимн – торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Каждое государство имеет свой гимн.
Прослушивание гимна стоя.
Учитель: Какие чувства вызвало у вас исполнение гимна? (ответы учащихся).
— А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ– дерево:
Кедр — символ Ливана.
Сакура — символ Японии
Дуб — также символ Германии и США.
Кактус (это для нас он — маленькое растение) -национальный символ Мексики.
— А какое дерево – символ России? (Ответ детей)
— Какое милое, очаровательное дерево — стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено!
Игра
«Знаете ли вы Россию?». (Задания на карточках тестового характера)
1.Столица России:
-Москва
-Киев
-Петербург
2.Древнерусское сооружение?
-собор
-мечеть
-кремль
3.Жилой дом русского народа?
-хата
-изба
-юрта
4.Праздник проводов русской зимы?
-рождество
-масленица
-крещение
5.Предметы одежды русских женщин?
-чалма
-сарафан
-кимоно
Учитель: Продолжаем говорить о негосударственных символах. Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда… Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде — они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев — с апреля до сентября — смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: «Сбудется, не сбудется, любит, не любит…»
— А сейчас сыграем.
Игра «Что отдашь Земле родной?»
Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»
(Ученик должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома…).
(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
— Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
— Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
— Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубок-рефлексия
Учитель: У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
— Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это? (Высказывания детей)
— Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
— Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая. (0тветы детей)
— Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке? (Высказывания детей)
— Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?
(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)
Итог.
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А на следующем классном часе мы продолжим разговор о нашей малой родине.
Использованная литература
1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М., 2002.
2. Знакомство с Конституцией России: Иллюстративно – дидактический материал для детей мл. школьного возраста. М., 2005.
3. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ Сост. М.А.Козлова. М., 2009.
4. Страны мира: Энциклопедия. М.,2008.