Классный час «Здоровый образ жизни» 4 класс
Задачи:
1)Формировать у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
2) Выработать варианты здорового образа жизни.
3) Развивать у учащихся активную позицию по отношению к сохранению своего здоровья.
Накануне занятия ребятам предлагается заполнить дома следующую анкету.
«Моя семья о здоровом образе жизни» (заполняется членами семьи)
Можно каждой группе нарисовать плакат « Наше будущее — здоровый образ жизни!» и подготовить его небольшую защиту в виде «кричалки», стихотворения, куплета из песни и т. д.
В начале занятия учитель показывает ребятам лист ватмана, на котором записано определение здоровья, которое группы составили на самом первом занятии. Все признаки здоровья, данные ими, направлены на то, чтобы подчеркнуть отсутствие заболеваний, вредных привычек, губящих организм человека, состояние психической и физиологической сфер жизнедеятельности, при котором полностью реализуются таланты и способности людей. То есть здоровье — это гармоничное комфортное состояние души и тела человека.
Затем учитель напоминает ребятам, что кроме патологических заболеваний состоянию здоровья могут навредить вредные привычки, которые человечество само приобрело в результате исторического развития:
курение, алкоголизм и наркомания. На доску вывешиваются ватманы «Мой выбор — …, заполненные группами на предшествующих занятиях. Кроме этих обозначенных проблем, пагубно влияющих на состояние здоровья, ребята называют несоблюдение режима дня, употребление в пищу вредных продуктов, постоянное сидение перед телеэкраном и монитором компьютера, отсутствие занятий спортом, которые приводят к гиподинамии.
Учитель: «А сможете ли вы предложить своим сверстникам, из которых кто-то курит, кто-то пьет пиво или другие крепкие напитки или, не дай Бог, применяет наркотики, альтернативу свободному, на их взгляд, образу жизни?»
Работа в группах
Обсуждение и высказывание выработанного решения сопровождается записью на ватмане «Альтернатива ПАВ»
Ребята называют виды жизнедеятельности: активное развитие талантов и склонностей в кружках, клубах, секциях, общение со сверстниками при посещении кинотеатров, театров, занятие каким-либо интересным делом, спортом (как традиционными видами, так и современными, популярными у молодежи), работа в свободное от учебы время и т. д.
Названные ими занятия учитель записывает как альтернативу ПАВ. Затем задает вопрос: «Можно ли все эти выработанные рецепты назвать сторонами здорового образа жизни?»
Подростки констатируют, что не все предложенные занятия ведут к здоровью. Например, излишняя тяга к компьютерным играм, ставшая хобби для многих подростков, приводит к заболеваниям глаз и гиподинамии.
Поэтому следующий вопрос, обсуждаемых в группах, относится к формулированию понятия о здоровом образе жизни: «Здоровый образ жизни — это…».
После обсуждения данных учениками ответов
учитель подводит итоги:
— Здоровый образ жизни — систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, режима дня и рационального здорового питания. Это осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. (В.А. Мижериков. Указ. соч.).
О необходимости вести только здоровый образ жизни народ сложил большое количество пословиц и поговорок.
• Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле: проживешь сто лет на Земле! • Болен — лечись, а здоров — берегись!
• Лук — от семи недуг.
• Сон — лучшее лекарств.
• Лук и баня все исправят.
• Холода не бойся, по пояс мойся.
• Береги нос в большой мороз.
Великие мыслители, писатели о необходимости уделять внимание здоровью:
«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» (В. Гюго).
«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!» (Гораций).
«Нельзя врачевать тело, не врачуя души» (Сократ).
«Избегай удовольствия, которое рождает печаль» (Солон).
«Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться» (Ф. Ларошфуко).
« Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья» (Ф. Вольтер).
« Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима дня» (Авиценна).
« Каждый человек — строитель храма, называемого его телом» (Г. Торо).
Действительно, великий Авиценна более тысячи лет назад подтвердил формулу здоровья, которая остается актуальной и по сей день. Через физкультуру, постоянную работу над своим телом, его физическим совершенством, а также соблюдение нормы режима дня, питания, рабочего ритма лежит путь к здоровью и долголетию. И только от каждого из нас зависит, будем ли мы господами своего тела или станем рабами привычек.
В древней Греции очень ценились занятия физическими упражнениями. Мыслители-философы Платон и Аристотель стали создателями школ, в которых ученики обучались при ходьбе. Было замечено, что именно в движении лучше думается. Называли таких учащихся перипатетиками — гуляющими.
Для занятий-собеседований, которые проводились только при ходьбе, отводились места, перинаты. А то, что система обучения в ходе двигательного процесса имела положительные результаты, доказывают успехи многих греков: среди них было много атлетов и ученых.
Продолжателями греков можно считать японцев. У них есть правило: каждый день необходимо совершить 10000 шагов! И большинство представителей. Страны восходящего солнца обязательно придерживаются этой нормы. Говорят, что одной из причин долголетия жителей Японии являются именно ежедневные 10 000 шагов! Поэтому, если мы хотим быть здоровыми, надо обязательно взять себе за правило постоянно заниматься физическими упражнениями, гимнастикой, больше ходить пешком. А в идеале серьезно заняться каким-либо видом спорта. Пусть не для больших достижений и высоких результатов. Главный результат таких занятий — физическое развитие тела, закаливание и тренировка организма, которые помогут приспособиться к постоянно нарастающему темпу жизни, противостоять стрессовым ситуациям, инфекционным и хроническим заболеваниям!
Наше питание тесно связано с состоянием здоровья и хорошим самочувствием. Еще Гиппократ определял медицину как искусство подражания лечебному воздействию природы, а продукты питания называл лекарствами. Употребляя те или иные продукты питания, мы физически и психологически или оздоравливаем организм, или, наоборот, губим его. Реалии современного общества: избыточное питание у одних и хроническое отсутствие полноценного питания у других. Нехватка в пище каких-либо витаминов, а также белков или углеводов может привести не только к плохому самочувствию, но и хроническим заболеваниям. И, напротив, чрезмерное употребление полезных веществ имеет отрицательные последствия, так как организм неспособен перерабатывать их в больших количествах.
Несомненно, еда вызывает положительные эмоции у человека, на что и направлено кулинарное искусство. Но она не должна становиться основным их источником. Как не вспомнить основные принципы употребления продуктов питания: «Хороший повар — враг здоровья», «Голод — лучший кулинар» и главный — «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить!»
Для сохранения здоровья немаловажное значение имеет и режим дня. В его основе лежит постоянное и регулярное чередование различных видов деятельности в течение суток. Запомните, однообразие и монотонность пользы нашему организму не приносят! Поэтому, когда подростки, придя из школы, в качестве отдыха от учебных занятий предпочитают садиться за компьютер, это никак не позволит не окрепшему еще организму полноценно восстановиться от школьной нагрузки. Даже наоборот, «нагрузит» его по полной программе»! Именно чередование труда и отдыха, физических нагрузок и спокойного состояния, сна и бодрствования позволяет сохранить наше здоровье.
Итак, в ходе нескольких занятий класс вывел для себя .формулу здорового образа жизни, которую можно назвать «дорогой жизни. Ведь от того, насколько мы будем придерживаться точности предписаний ЗОЖ, его формулы, зависят в конце концов ее легкость, продуктивность, продолжительность. Конечно, каждый в праве сам выбрать для себя свой путь, но хочется надеяться, что его не омрачат ни сигаретный дым, ни алкогольный угар или наркотический дурман. Что постоянными помощниками будут активное движение, рациональное питание, свежий воздух и полноценный отдых! Наше здоровье только в наших руках!
И в заключение ребятам можно предложить творческие задания в группах. Это могут быть игра «буриме«, в рифмах которой отражался бы вывод о необходимости здорового образа жизни, придумывание эмблемы здоровья или здорового образа жизни, сочинение письма — обращения к сверстникам на тему Берегите здоровье! .
Через несколько минут подводятся итоги заданий.
Рифмы для буриме
Наркотик — против!
Табак — враг.
Алкоголь — не позволь!
Курильщик — могильщик.
Основы — здоровый.
Закалка — смекалка.
Напрасно — лекарство и т.д.
Обращение к сверстникам
«Друг, прикуривая первую или сотую сигарету, остановись! Открывая банку пива или выпивая стакан вина, остановись! Беря в руки набитую «травкой» папиросу или готовясь к принятию дозы, ОСТАНОВИСЬ!
Ты — единственное и неповторимое, великое и прекрасное творение природы. Ты человек! Твое предназначение — жить. дышать полной грудью чистым воздухом, просыпаться каждое утро1 радуясь солнцу и новому дню. Впереди у тебя будущее, полное удач и невзгод, встреч и потерь, побед и поражений. И такое интересное, неповторимое, что для него стоит ЖИТЬ! Жить ради любви, семьи, страны, планеты, ради себя!
Поэтому — Живи! Будь здоровым и счастливым! Не дай обмануть себя сиюминутным сомнительным наслаждениям. Береги себя!
Твои друзья»