Конспект классного часа во 2 классе

«Учимся быть организованными»

Игровой час

Цели:

— способствовать воспитанию организованности у детей;

— приучать планировать и организовывать свой труд;

— работать собранно, ритмично;

— предоставить ученику возможность самому осваивать систему организации работы;

— обеспечивать через игровую форму переход от одной деятельности (познавательной) к другой (занимательной), то есть позволить детям овладеть знаниями, играя.

Оборудование: плакаты с пословицами об организованности и бережливости; наглядные пособия и реквизит к играм.

Ход классного часа

1. Понятийный блок: что значит быть организованным?

Учитель: Взрослые, в том числе и ваши родители, считают, что с детских лет необходимо приучать ребенка планировать свой труд, работать собранно, ритмично. А вы согласны с таким мнением?

— Можете ли вы на конкретных примерах доказать или опровергнуть утверждение о том, что хорошо работающий человек обладает способностью к организации своей деятельности?

— Подумайте и скажите, как вашей маме за день удается так много сделать: и приготовить вкусные обеды, и перестирать, и вам сказку почитать, и зашить, и в цирк с вами сходить… Да всего, пожалуй, сразу и не перечислить, что мама делает за свой выходной день!

Правы и те из вас, кто отметил мамино умение, мастерство, ловкость, быстроту, слаженность, сноровку, и те, кто среди всех достоинств особо отметил организованность, четкость, планомерность, последовательность, рациональность. Именно о таком качестве человека, как организованность, я предлагаю вам сегодня поговорить, поучиться способам и навыкам организованности, самостоятельности в учебной деятельности, в жизни.

— Послушайте стихотворные строки и ответьте, можно ли их героев назвать организованными и почему.

Игорь захотел помыться —

Нет ни мыла, ни корытца.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень,

Искала булавку весь день.

Лентяй лежит на раскладушке,

Грызет, похрустывая, сушки.

Что сделать должен был еще вчера,

Не приступал и нынче даже он с утра.

У Димы-соседа кругом тарарам:

Все вещи свои разбросал по углам.

Да, времени много уборка займет…

Когда же в порядок он все приведет?

Чтение рассказа.

— Мама, а где мои игрушки? Где карандаши? Хочу рисовать, хочу в мячи играть, мне скучно. Куда все подевалось?

— Никто не виноват, что ты ничего не находишь. Я тебе много раз говорила: куда положил, там и возьмешь. Ты меня не слушал, и вот результат — у тебя ничего не осталось.

— Бабушка, пожалей меня.

— Сначала все убери, тапок найди, вокруг оглянись — все ли в порядке. От таких поступков избавляться надо, иначе плохо будет, разбегутся от тебя все друзья, убегут все игрушки, и останешься ты на свете один-одинешенек.

Испугался Сережа, что вдруг правда так все и случится, и побежал к себе в комнату. Все быстро убрал — и нашел, и по местам разложил, и за временем следил.

— Оказывается, это так просто — быть организованным. Вот так я теперь всегда буду себя вести, — сказал Сережа.

Учащиеся читают стихотворение «Хозяин в доме»

Я все в доме приберу —

Не хочу попасть в беду,

Если книжку потеряю,

Где что было, не узнаю.

Книжки, ручки — все сложу

И на место положу.

Шапки, варежки, носки

В коридоре жить должны.

Я игрушки не теряю —

Все на место отправляю.

Если утром рано встать,

Легче будет все достать.

Я по правилам живу,

Все на место положу.

Маму, папу уважаю.

За собою все убираю.

За хозяйством я слежу:

Все, как надо, я сложу.

Я хозяин хоть куда —

Ты бери пример с меня.

А когда я подрасту,

Всех порядку научу.

Учитель: Когда вы придете домой, посмотрите — сложены ли ваши игрушки, книги, в порядке ли ваш уголок. И спросите себя: «Какой я хозяин?».

Откровение — рассуждение «Оцени себя».

Учитель: Вот какое большое у нас хозяйство: в школе — твой стол, стул, портфель, твоя папка для тетрадей; дома — игрушки, кровать, одежда, книги, карандаши.

— Если у тебя порядок в доме — ты какой? (Хороший хозяин, организованный.)

— Если беспорядок — как себя охарактеризовать? (Плохой хозяин)

— Посмотри на свое хозяйство и оцени себя.

Рисунок «Мои школьные принадлежности и игрушки».

Задание: на одной половине места нарисуй порядок, на другой половине — беспорядок. Сравни рисунки на одной и другой половине листа. В каком состоянии находятся твои принадлежности и игрушки? Сделай вывод.

Голова научит, руки сделают. Будь разумен в своих поступках.

— У каких людей все бывает красиво, чисто, уютно?

— Какого человека характеризуют такие решения?

• Надо — значит, я сделаю.

• Не хочется — я сумею себя перебороть и все сделаю.

• Меня не надо заставлять; все, что положено, я сделаю.

Учитель: Всему люди учатся с детства. Не привык к порядку ребенок — сколько беды он всем принесет, когда на работу пойдет, да кому он такой на работе нужен — от него один вред.

Вот бы все дети на Земле послушными стали, да порядок соблюдали — как было бы здорово. Давайте и мы с вами попробуем. Настрой себя, дружок, на добрый лад. Всем доброго утра пожелай. Улыбнись новому дню. Сделай зарядку. Почисть зубки, умойся. Убери постель. Спроси у мамы — может, помощь твоя нужна? И тогда, дружок, всем мамам будет большая радость, что детки по жизни идут правильно, поступают ответственно, во всем учатся порядок соблюдать.

Чтобы быть ответственным, надо, в первую очередь, отчетливо представлять, что входит в понятие «ответственность». Давайте постараемся выяснить, какие компоненты составляют определение термина «ответственность».

Одним из компонентов ответственности является четкое представление человека о цели своей деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть ее результаты. Если вы, например, поставили перед собой цель овладеть исполнительскими навыками игры на фортепиано, то сможете добиться технического и выразительного исполнения произведений классиков и современной музыки, а если вы решили изучить английский язык, вы будете день за днем тренировать произношение, осваивать новую лексику, чтобы говорить по-английски свободно и непринужденно. И так во всех делах: чтобы добиться желаемого, поставь себе цель!

Вторым компонентом ответственности является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления об условиях деятельности, то есть как, при помощи чего будем достигать задуманного.

— Скажите, что нужно делать, чтобы стать футболистом, хорошо играть в шахматы, бегло читать?

Ежедневные организованные систематические занятия, упражнения, тренировки, постепенное усложнение нагрузок — это и есть способы достижения цели.

Кроме того, организованность предполагает составление программы действий, ее реализацию, контроль, оценку и коррекцию, то есть проверку качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

II. Игровой блок: формирование организованности у учащихся в дидактических играх.

Учитель: Как вы думаете, у всех ли из вас сформировано чувство ответственности? А хотите к этому стремиться? Давайте поучимся организованности.

1. Игра «Кто лучше расскажет?»

Цель: учить детей составлять программу действий, развивать связную речь.

Содержание: учитель предлагает детям составить краткий план предстоящей работы. Например, придумать и назвать последовательность операций по изготовлению поделки на уроке трудового обучения. Можно помочь рассказчику вопросами.

2. Игра «Что нам надо для работы?»

Цель: знакомить с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать необходимое к уроку.

Содержание: учащиеся называют предметы, необходимы для работы на определенном уроке, демонстрируют, как рационально разложить их на рабочем столе.

Оборудование: школьные принадлежности.

3. Игра «Найди ошибки»

Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.

Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов, все ли рационально?

Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.

4. Игра «Волшебные минутки»

Цель: закреплять навыки выполнения режима дня; учить беречь свое и чужое время.

Содержание:

1-й вариант. Дети раскладывают в определенной последовательности сюжетные картинки, отражающие режимные моменты, и воспроизводят распорядок дня.

2-й вариант. Дети составляют рассказы без опоры на картинки.

Оборудование: серия картин «Режим дня».

5. Игра «Делу — время, потехе час»

Цель: воспитывать у детей умение рационально использовать время.

Содержание: учитель предлагает детям придумать и рассказать о возможной последовательности выполнения данных действий.

Оборудование: картинки с изображением ребенка, выполняющего различные действия: читает, рисует, умывается, поет, танцует, занимается на компьютере и т. д.

Учитель: Ребята, наверное, вы согласитесь со мной, что организованным быть — значит быть и бережливым. Прочитайте записанные на плакате пословицы о бережливости. Объясните, как вы понимаете их смысл. Как они связаны с понятием ответственности?

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. (Армянская.)

• Делали наспех, а сделали на смех. (Русская.)

• Стежок, сделанный вовремя, сберегает десять других. (Английская.)

• Неоконченное дело, что конь о трех ногах. (Афганская.)

• Легко нажитое богатство и без ног убежит. (Вьетнамская.)

• Люби порядок — он сохранит тебе время и силы. (Немецкая.)

• Принеси сперва издалека — близкое всегда взять успеешь. (Финская.)

• И на стол накрывать учатся у матери. (Турецкая.)

III. Рефлективный блок: будем ответственными во всем и всегда.

— Что нужно делать, чтобы воспитать в себе ответственность?

1-й ученик.

В школу, знает детвора,

Ходят с самого утра.

И хотели, не хотели —

Нужно быстро встать с постели,

Не скандалить, не кричать

И на маму не ворчать.

2-й ученик.

Научиться надо, братцы

Вам с улыбкой просыпаться.

Новый день пришел опять

Эй, друзья, пора вставать.

Учитель: Просыпайтесь по утрам вовремя, чтобы быть организованными.

Поспали? Что ж, пора вставать,

Свои постельки заправлять.

Ребята, вы должны стараться

С постелью сами управляться.

И застилать ее опрятно,

Красиво, ровно, аккуратно!

3-й ученик.

Если хочешь что-то съесть,

Надо надписи прочесть,

После дать себе ответ:

Польза будет или вред?

Учитель: Организованный ученик сначала подумает, потом сделает!

4-й ученик.

Когда ваш друг в беду попал,

Он провалился иль застрял,

Всегда зови на помощь взрослых,

Умелых, опытных и рослых.

Учитель.

Организованный ребенок поспешит скорей

Прийти на помощь и спасти своих друзей!

Если друг попал в беду,

Будь собран, помоги ему!

5 ученик.

Заяц с куколкой играл —

Платье куклы разорвал.

Взял потом себе машину —

Разобрал наполовину.

Мячик маленький нашел —

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял —

Все детали растерял!

Учитель.

Чем играть теперь другим?

Нет, не надо быть таким!

Вы игрушки берегите

И заботливо храните.

6 ученик.

Мама сынишке давала наказ:

«В школе учителя слушай рассказ.

Книги, альбомы, тетрадки —

Все содержи в порядке».

Но позабыл сынок о прилежании

И получал одни лишь замечания.

Учитель.

Мама за сынка стыдится,

Так, ребята, не годится!

Дети школу посещают,

Учатся в ней и играют.

Вместе спорят и мечтают,

Организованными подрастают.

Школа ведь — второй ваш дом,

Как светло, уютно в нем.

Это все, друзья, для вас:

Парты, глобус, книги, класс.

Любите и берегите школу, дети,

Школа — самый умный и добрый дом на свете!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here