Тема урока: Маша Вайсман. «Лучший друг медуз»
Цели урока:
-
Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.
-
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, развивать устную речь школьников.
-
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и окружающему миру. Воспитывать внимание; умение слушать и слышать музыку.
Задачи урока:
-
после того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;
-
подвести к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;
-
после полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
-
в ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
-
обсудить, почему рассказ помещён именно в эту главу.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД:
— формирование ценностно-смысловых ориентаций, духовно- нравственных оснований, развитие позитивной самооценки и самоуважения.
2. Познавательные УУД:
— общеучебные – умение поставить учебную задачу и найти информацию для её решения;
— логические — устанавливать причинно-следственные связи, постановка и решение проблемы, развитие воображения, памяти, внимания, формирование целостной картины мира.
3.Коммуникативные УУД :
— формирование умения слушать, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
— развивать умение вести диалог.
4.Регулятивные УУД:
— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
— формировать представление о том, что настоящее искусство -это мысль, выраженная в виде звуков.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
А) Выразительное чтение отрывков к рисункам
Б) Письменно решает кроссворд к рассказу «Лето в чайнике»
1. Кто разбил чайник?
2. Чего очень сильно жалко бабушке?
3. В каком месяце это происходило ?
4. Кто сказал : «Это же мой любимый чайник!»
В) Подготовить выразительное чтение пословиц и поговорок
Г) Подготовить выразительное чтение загадок про морских обитателей
III. Вводная беседа
-Вы слышите шум (шум моря)?
-Что это за звуки? (Море)
-А вы купались в море? (Да)
-Какие ощущения вы испытывали?
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
В море раз побудешь, век не забудешь.
Море шутить не любит.
Море кого любит, а кого губит.
Море любит смелых, да умелых.
Время и морской прилив никого не ждут.
Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.
То пропало, что в море упало.
Акул бояться — в море не ходить.
Кто не любит море, того и море не любит.
В море дорог много.
Перед морем все равны.
-В море кто-то живёт? ( Медузы,…)
-Посмотрите внимательно на доску (рисунки медуз)
— Как вы думаете с какими морскими жителями мы познакомимся? (Медузами)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЗАГАДОК ПРО МОРСКИХ ОБИТАТЕЛЕЙ
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит.
— Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской… (конек)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он… (скат)
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода. (Медуза)
-Вы узнаете кто же является лучшим другом медуз.
-А расскажет нам об этом автор рассказа Мария Евгеньевна Вайсман – детский писатель.
IV. Актуализация опорных знаний
-Какой раздел мы изучаем на уроках чтения ? (Учимся любить. Слушать музыку.)
-Как вы понимаете эти слова?
-Какие произведения этого раздела мы уже прочитали?
-Найдите самостоятельно в учебнике рассказ Марии Вайсман «Лучший друг медуз».
-На доске тема нашего урока
V. Подготовка к восприятию
-Что вы знаете о медузах?
Медуза — беспозвоночное морское животное в виде зонта, с прозрачным студенистым телом, по краям снабженным щупальцами.
VI. Работа с дополнительным материалом
— А чтобы вы могли ярче представить себе медуз ребята подготовили сообщения
-Рассмотрите рисунки
-Кто из вас сам видел медуз на море?
-Послушайте сообщения ребят
VII. Словарная работа
Игривое — располагает к игре.
Штормит – поднимается сильный ветер, и появляются крупные волны.
VIII. Знакомство с произведением.
-Предположите, о чем это произведение. (О море, о медузах.)
Настройтесь на чтение, послушав звуки моря. (Аудиозапись «Звуки моря».)
-Откройте учебник на стр. 148-149
(Дети по цепочке читают первую часть рассказа в учебнике )
-Прослушайте внимательно 1 часть текста
-Подумайте, что описывает автор в начале произведения?
IX. Работа и анализ над 1 частью рассказа
-О чём говорится в начале текста? (Каким бывает море.)
-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)
-Кто из вас догадался, как его зовут?
-Кто главный герой рассказа?
-О чем он нам рассказал? (Он вместе с сестрой отдыхал на море.)
— Какого они возраста?
— Назовите их имена?
-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?
-Что вы о них узнали?
—Брат с сестрой дружны или нет? (Дружны.)
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?(Нет. Боится медуз. неприязнь.)
-Почему ты так думаешь?
-Зачитайте отрывки из текста.
-Филя способен нанести вред медузам?
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог купаться?
-Обоснуй своё мнение.
X. Анализ прочитанного. Выборочное чтение
— Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте)
— Как Филя называл медуз? Найдите подтверждение в тексте.
— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? (боялся медуз)
-А почему же он сам себе противен? (Филе и самому неприятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.)
-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?
XI. Физминутка Музыка
К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Пальчиковая гимнастика «Медуза»
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков.
Соедините концы пальцев обеих рук и округлите ладони, чтобы получилось полушарие — вот и зонтик медузы.
А теперь попробуйте показать, как он сокращается.
Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее.
А сейчас медуза плывет быстро.
XII. Работа и анализ над 2 частью рассказа
-Продолжим знакомство с произведением
Чтение текста с 149-151. Читают дети по абзацам
-Назовите героев этой части.
-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?
— Что означает слово «склизкие»?
— Как эти слова характеризуют мальчика? (Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.)
-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам? (Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.)
-Когда же он почувствовал, что начал любить их? (Когда он пожалел медуз.)
-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз.
-Как бы вы поступили на месте Фили?
— С кем из мальчиков вы стали бы дружить?
-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?
-Как вы реагировали на это?
-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»? (Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.)
— Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними? (его доброта и жалость к медузам)
XIII. Закрепление нового материала
-Ребята, мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока?
-В конце рассказа мы узнаём, что Филя радостно плавает в море.
-А в море какая вода? (Солёная).
песня о море и о том, что в нём солёная вода
Скороговорка — В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.
XIV. Итог урока
-С каким рассказом вы познакомились?
-Как вы думаете, правильно ли, что этот рассказ разместили в данной главе?
(Способность сопереживать, сочувствовать другому, желание поддержать, помочь, спасти в трудной ситуации — это и есть проявления любви, поэтому правильно, что рассказ помещен в эту главу.)
-Кто же является лучшим другом медуз? (Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».)
-Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)
XV. Рефлексия
(Дети получают лист бумаги с изображением капли.)
-
Раскрасьте ее одним из двух цветов: если урок понравился — синим, если что-то не очень понравилось — голубым.
-
Если же урок показался скучным и ничего не понравилось, оставьте каплю белой.
Что бы вы добавили к фразам:
Я узнал, что…
Я понял, что…
Мне было интересно…
Я запомнил, что….
— Вы и дальше будете учиться выразительно читать, работать с текстом, учиться слушать музыку и слышать природу.
-И самое главное воспитывать в себе качества хорошего человека, которые всегда всем нужны!
XVI. Домашнее задание.
Выберите для себя любой вариант
1.Учебник .Стр.148-151
2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 20 (с. 42—43).
3.Найти песню о море
4. Прочитать о морях
5. Найти пословицы о море
XVII. Оценки за урок
-О чём говорится в начале текста?
-Кто рассказал нам эту историю?
-Кто из вас догадался, как его зовут?
-Кто главный герой рассказа?
-О чем он нам рассказал?
— Какого они возраста?
— Назовите их имена?
-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?
-Что вы о них узнали?
—Брат с сестрой дружны или нет?
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?
-Почему ты так думаешь?
-Зачитайте отрывки из текста.
-Филя способен нанести вред медузам?
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог купаться?
-Обоснуй своё мнение.
— Почему Филя не купался?
— Как Филя называл медуз?
— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться?
-А почему же он сам себе противен?
-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?
-Назовите героев этой части.
-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?
— Что означает слово «склизкие»?
— Как эти слова характеризуют мальчика?
-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам?
-Когда же он почувствовал, что начал любить их?
-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз.
-Как бы вы поступили на месте Фили?
— С кем из мальчиков вы стали бы дружить?
-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?
-Как вы реагировали на это?
-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»?
— Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними?
Загадки про морских обитателей
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит.
— Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской… (конек)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он… (скат)
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода. (Медуза)
Пословицы и поговорки
В море раз побудешь, век не забудешь.
Море шутить не любит.
Море кого любит, а кого губит.
Море любит смелых, да умелых.
То пропало, что в море упало.
Акул бояться — в море не ходить.
В море дорог много.
Перед морем все равны.
В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.
1. Кто разбил чайник?
2. Чего очень сильно жалко бабушке?
3. В каком месяце это происходило ?
4. Кто сказал : «Это же мой любимый чайник!»
Игривое — располагает
к игре.
Штормит – поднимается сильный ветер,
и появляются крупные волны.