Тема урока: Маша Вайсман. «Лучший друг медуз»

Цели урока:

  1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.

  2. Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, развивать устную речь школьников.

  3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и окружающему миру. Воспитывать внимание; умение слушать и слышать музыку. 

Задачи урока:

  • после того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;

  • подвести к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;

  • после полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые изменили отношение главного героя к медузам;

  • в ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;

  • обсудить, почему рассказ помещён именно в эту главу.

Планируемые результаты: 
1. Личностные УУД: 
— формирование ценностно-смысловых ориентаций, духовно- нравственных оснований, развитие позитивной самооценки и самоуважения. 
2. Познавательные УУД: 
— общеучебные – умение поставить учебную задачу и найти информацию для её решения; 
— логические — устанавливать причинно-следственные связи, постановка и решение проблемы, развитие воображения, памяти, внимания, формирование целостной картины мира. 
3.Коммуникативные УУД : 
— формирование умения слушать, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; 
— развивать умение вести диалог. 
4.Регулятивные УУД: 
— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия; 
— формировать представление о том, что настоящее искусство -это мысль, выраженная в виде звуков

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

А) Выразительное чтение отрывков к рисункам

Б) Письменно решает кроссворд к рассказу «Лето в чайнике»

1. Кто разбил чайник?

2. Чего очень сильно жалко бабушке?

3. В каком месяце это происходило ?

4. Кто сказал : «Это же мой любимый чайник!»

В) Подготовить выразительное чтение пословиц и поговорок

Г) Подготовить выразительное чтение загадок про морских обитателей

III. Вводная беседа

-Вы слышите шум (шум моря)? 
-Что это за звуки?
(Море)
-А вы купались в море?
(Да) 
-Какие ощущения вы испытывали? 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

В море раз побудешь, век не забудешь.

Море шутить не любит.

Море кого любит, а кого губит.

Море любит смелых, да умелых.

Время и морской прилив никого не ждут.

Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.

То пропало, что в море упало.

Акул бояться — в море не ходить.

Кто не любит море, того и море не любит.
В море дорог много.
Перед морем все равны.


-В море кто-то живёт?
( Медузы,…)
-Посмотрите внимательно на доску
(рисунки медуз)

— Как вы думаете с какими морскими жителями мы познакомимся? (Медузами)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЗАГАДОК ПРО МОРСКИХ ОБИТАТЕЛЕЙ

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит.

Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской… (конек)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он… (скат)

Для неё волна – качели, 
И плывёт она без цели 
Ниоткуда в никуда, 
Вся прозрачна как вода. (Медуза)

-Вы узнаете кто же является лучшим другом медуз.

-А расскажет нам об этом автор рассказа Мария Евгеньевна Вайсман – детский писатель.

IV. Актуализация опорных знаний

-Какой раздел мы изучаем на уроках чтения ? (Учимся любить. Слушать музыку.) 

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие произведения этого раздела мы уже прочитали?

-Найдите самостоятельно в учебнике рассказ Марии Вайсман «Лучший друг медуз».

-На доске тема нашего урока

V. Подготовка к восприятию

-Что вы знаете о медузах?

Медуза — беспозвоночное морское животное в виде зонта, с прозрачным студенистым телом, по краям снабженным щупальцами.

VI. Работа с дополнительным материалом

А чтобы вы могли ярче представить себе медуз ребята подготовили сообщения

-Рассмотрите рисунки

-Кто из вас сам видел медуз на море?

-Послушайте сообщения ребят

VII. Словарная работа

Игривое — располагает к игре.

Штормит – поднимается сильный ветер, и появляются крупные волны.

VIII. Знакомство с произведением.

-Предположите, о чем это произведение. (О море, о медузах.)

Настройтесь на чтение, послушав звуки моря. (Аудиозапись «Звуки моря».)

-Откройте учебник на стр. 148-149

(Дети по цепочке читают первую часть рассказа в учебнике )


-Прослушайте внимательно 1 часть текста

-Подумайте, что описывает автор в начале произведения?

IX. Работа и анализ над 1 частью рассказа

-О чём говорится в начале текста? (Каким бывает море.) 

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

-Кто из вас догадался, как его зовут?

-Кто главный герой рассказа? 

-О чем он нам рассказал? (Он вместе с сестрой отдыхал на море.)

— Какого они возраста?

— Назовите их имена?

-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?

-Что вы о них узнали?
Брат с сестрой дружны или нет? (Дружны.) 
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?
(Нет. Боится медуз. неприязнь.) 
-Почему ты так думаешь?

-Зачитайте отрывки из текста.

-Филя способен нанести вред медузам? 
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог купаться?

-Обоснуй своё мнение. 

X. Анализ прочитанного. Выборочное чтение

— Почему Филя не купался? (найдите подтверждение в тексте)

Как Филя называл медуз? Найдите подтверждение в тексте.

— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться? (боялся медуз)

-А почему же он сам себе противен? (Филе и самому неприятно, что он так относится к медузам, но перебороть свою неприязнь он не может.)

-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?

XI. Физминутка Музыка

К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Пальчиковая гимнастика «Медуза»
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков.

Соедините концы пальцев обеих рук и округлите ладони, чтобы получилось полушарие — вот и зонтик медузы.

А теперь попробуйте показать, как он сокращается.

Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее.

А сейчас медуза плывет быстро.

XII. Работа и анализ над 2 частью рассказа

-Продолжим знакомство с произведением

Чтение текста с 149-151. Читают дети по абзацам

-Назовите героев этой части.

-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?

— Что означает слово «склизкие»?

— Как эти слова характеризуют мальчика? (Злой, грубый, не любит животных и издевается над ними.)

-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам? (Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль, поэтому он стал их защищать.)

-Когда же он почувствовал, что начал любить их? (Когда он пожалел медуз.)

-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз. 

-Как бы вы поступили на месте Фили?

— С кем из мальчиков вы стали бы дружить?

-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?

-Как вы реагировали на это?

-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»? (Да, он будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред.)

— Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними? (его доброта и жалость к медузам)

XIII. Закрепление нового материала

-Ребята, мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока? 
-В конце рассказа мы узнаём, что Филя радостно плавает в море.

-А в море какая вода? (Солёная).

песня о море и о том, что в нём солёная вода

Скороговорка — В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.

XIV. Итог урока

-С каким рассказом вы познакомились?

-Как вы думаете, правильно ли, что этот рассказ разместили в данной главе?

(Способность сопереживать, сочувствовать другому, желание поддержать, помочь, спасти в трудной ситуации — это и есть проявления любви, поэтому правильно, что рассказ помещен в эту главу.)

-Кто же является лучшим другом медуз? (Филя, который сначала относился к медузам с отвращением, но сочувствие, сопереживание помогли побороть страх, и он «подружился с медузами».)

-Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)

XV. Рефлексия

(Дети получают лист бумаги с изображением капли.)

  • Раскрасьте ее одним из двух цветов: если урок понравился — синим, если что-то не очень понравилось — голубым.

  • Если же урок показался скучным и ничего не понравилось, оставьте каплю белой.

Что бы вы добавили к фразам: 
Я узнал, что… 
Я понял, что… 
Мне было интересно… 
Я запомнил, что…. 
— Вы и дальше будете учиться выразительно читать, работать с текстом, учиться слушать музыку и слышать природу.

-И самое главное воспитывать в себе качества хорошего человека, которые всегда всем нужны! 

XVI. Домашнее задание.

Выберите для себя любой вариант

1.Учебник .Стр.148-151
2.
Тетрадь для самостоятельной работы: № 20 (с. 42—43).
3.Найти песню о море
4. Прочитать о морях

5. Найти пословицы о море

XVII. Оценки за урок

-О чём говорится в начале текста?

-Кто рассказал нам эту историю?

-Кто из вас догадался, как его зовут?

-Кто главный герой рассказа? 

-О чем он нам рассказал?

— Какого они возраста?

— Назовите их имена?

-Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?

-Что вы о них узнали?
Брат с сестрой дружны или нет?
-Вправе ли главный герой считать себя другом всех зверей?

-Почему ты так думаешь?

-Зачитайте отрывки из текста.

-Филя способен нанести вред медузам? 
-Как вы думали он согласился бы на то, чтобы уничтожили медуз и он смог купаться?

-Обоснуй своё мнение. 

— Почему Филя не купался?

Как Филя называл медуз?

— Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили, и он смог бы купаться?

-А почему же он сам себе противен?

-Удалось ли вам узнать из этой части, кто лучший друг медуз?

-Назовите героев этой части.

-Почему автор-рассказчик использовал в речи мальчика слова «что ты орешь», «сдохли», «гадкие»?

— Что означает слово «склизкие»?

— Как эти слова характеризуют мальчика?

-Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам?

-Когда же он почувствовал, что начал любить их?

-Найдите в тексте подтверждение, что Филя действительно начинает любить медуз. 

-Как бы вы поступили на месте Фили?

— С кем из мальчиков вы стали бы дружить?

-Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами?

-Как вы реагировали на это?

-Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»?

— Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними?

Загадки про морских обитателей

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит.

Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской… (конек)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он… (скат)

Для неё волна – качели, 
И плывёт она без цели 
Ниоткуда в никуда, 
Вся прозрачна как вода. (Медуза)

Пословицы и поговорки

В море раз побудешь, век не забудешь.

Море шутить не любит.

Море кого любит, а кого губит.

Море любит смелых, да умелых.

То пропало, что в море упало.

Акул бояться — в море не ходить.
В море дорог много.
Перед морем все равны.

В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.

1. Кто разбил чайник?

2. Чего очень сильно жалко бабушке?

3. В каком месяце это происходило ?

4. Кто сказал : «Это же мой любимый чайник!»

Игривое — располагает

к игре.

Штормит – поднимается сильный ветер,

и появляются крупные волны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here