Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект урока для 2 класса

«Елка в гости к нам пришла»

подготовила

воспитатель

Симакова Татьяна Леонидовна

Чебоксары

декабрь 2013

Тема: « Елка в гости к нам пришла»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей разрешать противоречия, отстаивать свою точку зрения.

  • Уточнить и расширить знания детей о приближающимся Новогоднем празднике

  • Совершенствовать умение детей мыслить системно, видеть настоящее, прошлое объекта через использование метода системного анализа (ТРИЗ- теория решения изобретательских задач) Учить детей анализировать, делать выводы.

Развивающие задачи:

  • Развивать творческое воображение, мышление, умение видеть плохое и хорошее в объекте. Развивать внимание, сообразительность, любознательность.

  • Развивать связную речь, умение подбирать определения к заданному слову.

  • Развивать интерес к здоровому образу жизни через использование здоровьесберегающих технологий

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать экологическую культуру, вызвать у детей чувство радости, сопереживания.

  • Создать у детей радостное настроение.

Словарная работа : ввести в активный словарь детей слова: новогодний праздник, веселый, нарядная елка; в пассивный словарь слово посадки

Материал: Открытки о новогоднем празднике, искусственная елочка,

девятиэкранка к методу системного анализа, карточки «Ель» ( настоящее, прошлое, будущее) ( см. Приложение №1); еловые шишки на каждого ребенка ; пособие к игре «Цепочка слов»: плоскостное изображение паровозика и вагончиков (не менее 15 штук) на фланели. (см. Приложение №2); фланелеграф.

1. Выставка открыток о новогоднем празднике.

Воспитатель обращает внимание на выставку открыток с изображением Дед Мороза, снегурочки, новогодней елки. Предлагает найти открытки с изображением новогодней елки, рассмотреть их.

2. Рассмотреть искусственную елочку в группе.

Воспитатель. Какое настроение может быть у елки? ( У живой и у нарядной ) Почему?

Дети. У живой елочки может быть плохое настроение, потому что ее срубят.

-Елочка может грустить, потому что она расстанется со своими друзьями- другими елочками.

Воспитатель. А когда елочку нарядят, какое у нее будет настроение?

Дети. У елочки будет веселое настроение, потому что она будет красивой, нарядной.

-Ей будет весело, потому что все дети вокруг нее будут веселиться.

Воспитатель. Чем мы можем порадовать елочку? Как ее развеселить?

Ответы детей.

Воспитатель. Я предлагаю сделать елочке комплимент.

Дети. Елочка, ты красивая, пушистая, зеленая и т.д.

3. Игра «Цепочка слов»

Воспитатель. Елочка какая?

Воспитатель выставляет плоскостное изображение паровозика- это слово «Елочка», а вагончики будут слова-определения, которые дети подберут к слову « Елочка» Приложение №;2

Дети: Зеленая, пушистая, колючая, нарядная, красивая, долгожданная, высокая, чудесная, любимая, дорогая, вкусная, и т.д.

4. Метод комплексной аналогии.

Воспитатель. С чем можно сравнить елочку по цвету. Что бывает зеленым?

Дети: Трава, краска, крокодил, одежда, обувь, бумага и т.д.

Воспитатель: С чем можно сравнить елочку по колючести. Что бывает колючим?

Дети: Ежик, иголка, свитер, варежки,

Воспитатель. Что является одеждой для елки ?

Дети. Иголки, кора.

Воспитатель. Для кого елка является домом?

Дети. Для белок, птиц,

Воспитатель. А на празднике ?

Дети. Для игрушек, подарков.

5. Заполнение девятиэкранки. МСА (метод системного анализа).

Ставится девятиэкранка к методу системного анализа и карточки.. Заполнение девятиэкранки.(см.Приложение № 1)

Воспитатель: Что есть у елки?

Воспитатель ставит карточку, на которой изображена ель.

Дети: Корень, ствол, ветки, иголки

Ставится карточка с изображением частей строения елки.

Воспитатель: Где ель растет?

Дети: Ель растет в лесу.

Ставится карточка с изображением леса.

Воспитатель: Чем была ель раньше?

Дети: ростком, а еще раньше- семечком.

Ставится карточка с изображением ростка

Воспитатель: Из каких частей состоит росток?

Дети: Росток, корень

Ставится карточка с изображением частей строения ростка.

Воспитатель: Где растет росток молодой елочки?

Дети: Росток растет среди молодых елочек.

Ставится карточка посадок молодых елочек

Воспитатель знакомит детей с понятием «посадки», объясняя, что ростки елочек высаживают на открытом месте и ухаживают, пока они не станут сильными.

В.Какой елка станет, когда ее привезут в детский сад или домой?

Ставится карточка с изображением дома или детского сада

Дети: Нарядной елкой.

Ставится карточка с изображением нарядной елки.

Воспитатель: Из каких частей будет состоять нарядная елка?

Дети: Корень, ствол, подставка для елки, игрушки

Примечание: Карточки на наборное полотно ставит воспитатель.

6. Физкультминутка Метод эмпатии. « В лесу родилась елочка»

( на слова песни « В лесу родилась елочка)

Воспитатель. Из чего родилась елочка?

Дети. Из семечка.

Воспитатель. Из шишек упали семечки в землю, появился росток.

(Воспитатель говорит слова и предлагает детям повторить движениями )

Воспитатель. Подул ветерок, семечки вылетели из шишек и полетели на землю.

(Дети бегают, плавно двигаются по комнате, затем приседают )

Воспитатель. Солнышко пригревает, полил дождик, семечко превратилось в росток. Выросла елочка.

( Дети имитируют рост елочки )

Воспитатель. Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай. Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай»

( Дети имитируют сон, сложив ладошки под щечку).

В. :Трусишка зайка серенький меж елочкой скакал , и даже волк, сердитый волк порою пробегал. Чу, снег по лесу частому под полозом скрипит, лошадка мохноногая торопится – бежит. Везет лошадка дровеньки, а в дровнях – мужичок…

Дети имитируют движения.

Воспитатель. Мужичок хочет срубить елочку.

Кто-то по желанию детей будет дровосеком , можно выбрать 2-3 дровосеков. Желательно выбрать детей подвижных, агрессивных, это поможет им выплеснуть лишнюю энергию. Обратить внимание на реакцию детей, она будет разной :кто-то с защитной реакцией может выставить руки, как бы защищая себя , кто-то прячется за других детей , кто-то может убежать. Дети, которые любят быть в центре внимания, наоборот, сделают шаг вперед, как бы говоря, что они ничего не боятся.

Воспитатель: Ребята, а искусственная елочка – это хорошо или плохо?

  1. Дидактическая игра «Хорошо – плохо» — ИСКУССТВЕННАЯ ЕЛКА

Воспитатель: Искусственная елочка – это хорошо. Почему?

Дети: — Долго может стоять в помещении

— Можно наряжать каждый год

— Один раз только нужно купишь

— Иголки не падают на пол

— Не очень колется и т.д.

Воспитатель: Искусственная елочка- это плохо. Почему?

Дети: — Дорогая.

-Не пахнет смолой

Воспитатель: Живая елочка это хорошо. Почему?

Дети: — Красиво дома

— Пахнет смолой, лесом

Воспитатель: Живая елочка- это плохо. Почему?

Дети: В лесу становится мало елок.

— Быстро осыпается.

— Колется.

-Елочку жалко.

— После праздника елочку выбрасывают на улицу, появляется мусор.

— Для белочек , птиц нет шишек.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Лучше наряжать искусственную елку.

Решение противоречия

Воспитатель: Ребята, елка на Новый год должна быть на празднике в детском саду и в то же время ее нельзя рубить. Как быть?»

Решение. Нарядить искусственную елочку

8. Массаж с шишками

Воспитатель: Ребята, живая елочка подарила нам шишки. А вы знаете, что можно сделать с шишками?

Дети: Можно сделать поделку, игрушку; повесить на елку.

Воспитатель: А еще можно сделать массаж. Я научу вас упражнениям с шишками, они очень полезны для здоровья.

Воспитатель: Повторяйте за мной

    • шишку положите между ладонями и начинаем ее катать;

    • удерживаем шишку между пальцами, сначала в одной руке, потом также во второй;

    • кладем шишку на верхнюю тыльную сторону руки и начинаем ее катать;

    • кладем шишку на бедро и начинаем ее катать; сильно сжимаем шишку и крутим ее между ладонями.

Воспитатель: Какими горячими стали наши ладошки. Подуем на них холодным ветерком. Ребята, елочка подарла нам эти шишки, чтобы мы смогли и дальше делать массаж и закаляться.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

-Что вам больше всего понравилось

Использованная литература

1. Ефанова З.А. Комплексные занятия по программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Средняя группа Волгоград, «Учитель», 2012

2. Никитин А.И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону, , «Аспект -ТРИЗ»1992,

3. Страунинг А.М. Страунинг М.А. Игры на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии». Ростов-на-Дону, , «Аспект -ТРИЗ» 1992.

Приложение №1

Метод системного анализа

Посадки молодых

Елочек

В лесу среди высоких

елок и других деревьев

Дома, в детском саду и т.д.

Семечко- росток

ЕЛКА

Нарядная елка

Росток

Корень

Корень

Ствол

Ветки

иголки

Корень

Ствол

Подставка для елки

игрушки

Приложение №2

Игра «Цепочка слов»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here