МБОУ «Шегарская СОШ №2»
Конспект урока по шахматам в 3 классе
Тема: «Сочетание тактических приемов»
Составила:
Чекинева Мария
Александровна, учитель начальных классов
Цель:
Научить детей использовать сочетание тактических приемов при игре в шахматы.
Задачи:
Образов. – познакомить детей с сочетанием тактических приемов при иг-
ре в шахматы и учить применять эти приемы при игре;
Развив. — активизировать мыслительную деятельность, тренировать логи-
ческое мышление и память, наблюдательность, находчивость,
смекалку;
Воспит. – воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настой-
чивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с досто-
инством.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, шахматы, демонстрационная шахматная доска.
Ход урока | Примечание | |
Орг. Момент (1 мин) | — Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Александровна, и урок математики у вас сегодня проведу я. Надеюсь, что вы мне поможете и будете активно со мной работать. Кто ты – Петя, Валя, Тоня, Говорун или тихоня, Непоседа – озорник Или лучший ученик, Дрессируешь ли собаку, Затеваешь с братом драку, Любишь спорт или кино – Это в общем всё равно. Дело – то сейчас не в том, Дело – то сейчас в другом — Хочешь, в новый мир-игру Дверь тебе я отворю? Что с собой нам взять? Желанье И терпения чуть – чуть. Шахматы – игры названья, В шахматы мы держим путь! |
|
Актуализация знаний (4 мин) | — Что такое шахматная игра? (Шахматная игра – это сражение двух армий: Белой и Чёрной. Каждой армией командует храбрый и умный генерал – это я и мой соперник) — Молодцы! А какие же основные правила существуют при игре в шахматы. Давайте вспомним. — Игроки ходят по очереди или кто когда захочет? (игроки ходят по очереди) — Какого цвета фигуры всегда начинают игру первыми? (Белые) — Сколько фигур можно передвинуть при каждом ходе? (только одну свою фигуру) — А мы имеем право «бить» («съедать») любую вражескую фигуру или нет? (Мы имеем право бить любую вражескую фигуру кроме короля) -А что мы делаем с «битой» фигурой? (снимаем ее с доски и она выбывает из игры) |
|
Изучение новой темы (15 мин) | — Молодцы! Вот мы с вами вспомнили, что такое шахматная игра, основные ее правила. Но в шахматах есть еще и особые тактические приемы. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие тактические приемы в шахматах существуют, познакомимся с ними, посмотрим как они осуществляются и попробуем их применить на практике. -Итак, первые две тактических приема, с которыми мы сегодня познакомимся – это отвлечение фигуры и завлечение фигуры. -Отвлечение фигуры – это такой тактический прием, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестает выполнять какие либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы. -Завлечение фигуры – это тактический прием, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определенное поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры. — Сейчас откройте учебники на страницу 33 и давайте посмотрим с вами как можно использовать два этих тематических приема вместе. Это первая картинка. Первый ход мы с вами должны сделать Фb5, тем самым мы ………………….. У черных теперь два варианта хода либо это будет пешка, либо король. Рассмотрим оба этих варианта по отдельности. Допустим, что черные походили пb5. То мы должны будем с вами походить ……………….., тем самым мы поставим мат сопернику. -Давайте с вами теперь представим, что черные сделали ход
— Вот с двумя тактическими приемами мы с вами уже познакомились. Давайте теперь с вами посмотрим на вторую картинку. Здесь идет использование таких тактических приемов, как завлечение и блокировка. Что такое блокировка мы с вами уже знаем. А что же такое блокировка? -Блокировка – тактические прием, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. — Теперь давайте посмотрим, как эти приемы используются на практике. — Первый ход мы делаем Фf8. Затем ход черных. И черные могут сделать ход двумя фигурами – это будет либо королем, либо ладьей. Давайте рассмотрим эти ходы по порядку. Допустим, что черные делают ход Кр:f8. Мы теперь должны поставить мат одним ходом и этот ход – Лh8. То есть сначала мы………………………, а затем…………………… — Теперь давайте рассмотрим другой вариант, когда чёрны ходят не Кр:f8, а Лf8 Тогда мы должны сделать ход Кe7, чтобы поставить мат. — Теперь давайте посмотрим на третью картинку. Она называется «освобождение пространства и отвлечение». Что такое отвлечение мы с вами уже знаем. Что же такое освобождение пространства? — Освобождение пространства – это тактический прием, при котором линия освобождается от фигур, мешающих нанести решающий удар. — Теперь посмотрим как эти правила применяются на практике. Первый ход мы делаем Кf5, тем самым мы ставим шах черным. У черных есть два варианта хода – это либо конь либо ферзь. Рассмотрим оба случая по отдельности. -Допустим, что черные делают ход
-Давайте теперь познакомимся еще с одним тактическим приемом – это перекрытие. — Перекрытие — это тактический прием в шахматной партии, расположении фигуры на линиях действия дальнобойных фигур. — теперь давайте посмотрим, как этот прием применяется на практике. Посмотрите на 4 картинку. -Первый ход мы делаем Лe8, тем самым ставим мат сопернику. У черных сейчас есть два варианта хода – это либо ферзь, либо слон. Рассмотрим эти действия по очереди. Допустим, что черные делают ход Фe8, тогда мы должны сделать ход Фf6, тем самым мы ставим мат сопернику. В этой игре м сначала………….., а затем……………….. — Рассмотрим второй вариант игры – черные делают ход Сe8. Тогда мы должны сделать ход Фf8. |
|
Первичная проверка понимания (5 мин) | — Откройте учебник на страницу 33 и прочитайте задание. — Выходи к доске и выполни задание под №2. Покажи фигурами, как ты будешь выполнять действия, а затем запиши на доске. (1.Кd7 + Сd7 2. Лg8X ИЛИ 1……Кр: g7 2. Лh7X) -Молодцы! А теперь давайте выполним задание №3. -Выходи к доске и покажи фигурами, как ты будешь выполнять действия, а затем запиши на доске. (1. Фa6 + пa6 2. Лh7X ИЛИ 1. Фa6 + Кр:a6 2. Лa8 -Молодцы! Теперь давайте откроем учебники на страницу 36. Прочитайте задание. —Выходи к доске и выполни задание под №1. Покажи фигурами, как ты будешь выполнять действия, а затем запиши на доске. () |
|
Самостоятельная работа (5мин) | -Молодцы! Теперь откройте свои тетради на стр.14 и выполните задание №1 и №2. |
|
Игра (10 мин) | — |
|
Подведение итогов (1 мин) | — С какими тактическими приемами мы с вами познакомились сегодня на уроке? -Спасибо за урок. Все свободны. |
|