Урок математики в 1 классе по системе

«Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 г. Балаково

Терещенко Светлана Александровна

Тема: Число и цифра 7.

Цель урока: познакомить с числом и цифрой 7, научить учащихся распознавать и писать цифру 7

Задачи урока:

  1. Образовательные (предметные):

Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 7). 
• Развить умение распознавания цифры 7 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов) 
• Научить правильно писать цифру 7 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 7). 
• Развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный ответ. 
• Совершенствовать навыки счета с помощью игральных кубиков.

  1. Развивающие (метапредметные):

  • Регулятивные: 
    • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. 
    • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 7. 
    • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 
    • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

  • Познавательные: 
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. 
    • Подвести под понятие цифры и числа 7. 
    • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. 
    • Развивать умение работать с разными видами информации. 
    • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ. 
    • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу. 
    • Работать над использованием знаково-символичных средств. 
    • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

  • Коммуникативные: 
    • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 
    • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. 
    • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

  1. Воспитательные (личностные):

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.  
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. 
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении. 
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям путешествия). 
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 7»

Оборудование: учебник, тетрадь, веера, цветные карандаши, счетные палочки, карточки 5, 2, 7, +, =, конверт с пословицей, конверт с гномами-раскрасками, презентация

Ход урока

1.Орг.момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу «Будет интересно!»

Будем мы считать, писать, и решать задачи, чтоб сегодня как всегда в руки шла удача.

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать……(Это все умею я!)

2.Целеполагание

-Сегодня я приглашаю вас в сказку. В какую? Попробуйте отгадать загадку:

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь:

-Это…(гном)

Слайд2

-Сколько гномов пришли к нам сегодня на урок? Давайте посчитаем вместе.

Догадались, какая тема урока? ( Тема урока:“Число и цифра 7.”)

— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(красиво писать цифру 7, считать, думать, размышлять)

-У гномиков очень много забот. И хотя их 7, они очень маленькие, им трудно справиться самим. Давайте им поможем выполнить все задания.

3.Актуализация знаний учащихся

1)Математическая разминка

-Чтобы справиться хорошо, гном Простак предлагает вам разминку для ума (работа с веерами, ответы на слайде)

Слайд3

1. Сколько туфелек потеряла Золушка?

2. Сколько хвостов у трёх котов?

3. Сколько пальцев на руке?

4. Сколько углов у квадрата?

5. Сколько рогов у трёх коров?

6. Сколько дней в неделе?

7. У бабушки Даши был внучок Паша, котик Пушок, собака Дружок. Сколько внучат у бабушки Даши?

8. Сколько ложек соли нужно положить в стакан с чаем, чтобы чай был сладким?

Это задачи-ловушки.

-Молодцы, все справились.

2)Воспроизведение натурального ряда чисел.

Слайд4

-Гном Ворчун опоздал на разминку для ума. Помогите ему вспомнить счет до 10 в прямом и обратном порядке.

-Повернитесь друг к другу лицом и, хлопая друг другу в ладоши, посчитайте до 10 и обратно

3) Работа с натуральным рядом чисел

-А теперь, когда Ворчун вспомнил ряд чисел, ответьте на следующие вопросы

— Назовите число, которое предшествует числу 4, 5, 7.

-Назовите число, которое следует за числом 3, 6, 9.

— Какое число стоит между числами 4 и 6? 7 и 9?

— Какое число стоит справа от 9, слева от 4?

4) Математические выражения

-Пока мы помогали Ворчуну, гном Профессор ломал голову над математическими выражениями.

Слайд 5

4)-А какие выражения можете составить вы?: 1, 3, 2, =, +, <, >

-Вы оказались очень сообразительными.

4.Знакомство с новым материалом.

Постановка проблемы.

Слайд 6

-Гном Чихун приготовил вам вопрос. Как думаете, какой?

-Какое число потерялось?

1 2 3 4 5 6 8 9 10 – 7

Назовите соседей числа 7? (6 и 8)

На сколько 7 меньше последующего числа 8? (Меньше на 1.)

На сколько 7 больше предыдущего числа 6? (Больше на 1.)

Как можно получить число 7? (Дети предлагают свои варианты)

-Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес свет, семь подвигов Геракла….

А в каких сказках встречается число семь? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» братья Гримм, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»А.С.Пушкина, «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Семь подземных королей» В.Волкова)

-Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах и в загадках..

— А в каких пословицах и поговорках есть число 7?

Пословицы и поговорки:

· Семеро одного не ждут.

· Семь раз отмерь, один – отрежь.

· За семь вёрст киселя хлебать.

· Седьмая вода на киселе.

· Один с сошкой, семеро с ложкой.

· Семь пятниц на неделе.

· У семи нянек дитя без глазу.

Что в вашей жизни связано с числом 7? (первоклассникам 7 лет)

Физминутка Слайд8

5.Работа с учебником Учебник стр.62 №1

-А сейчас отгадайте загадку.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (дни недели)

-Назовите хором дни недели

-Откройте учебник, на той странице, где у нас прикреплена закладка.

1. Выполнение задания

Что нарисовано в верхней части страницы? Календарь.

Почему в календаре некоторые дни напечатаны черным цветом, а другие – красным? (Черным цветом отмечают рабочие дни, а красным – выходные.)

Сколько рабочих дней в неделе.

Сколько выходных в неделе.

Сколько всего дней в неделе?

Как записать ответ в виде суммы?

З а п и с ь: 5 + 2 = 7 на доске с помощью карточек

Рассмотрите верхние грани игральных кубиков. Сколько очков выпало на двух кубиках вместе? Как получили 7? Какое математическое действие мы составим.

Слайд 9

Прочитайте по-разному ( к 5 прибавить 2 получится 7, сумма чисел 5 и 2 равна 7, слагаемое 5, слагаемое 2 , сумма 5)

Как на математическом языке обозначают число 7? (-С помощью цифры 7.)

Показ печатной и письменной цифры7 Слайд 10

— На что похожа цифра 7?

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока остра

— Составьте из палочек цифру 7.(палочки) Сколько палочек вы использовали?

2 Найдите в учебнике среди знаков цифру 7.

Сколько раз встретилась цифра 7?

7. Работа в печатной тетради

Учебник с.63№4

Рассмотрите, как пишут цифру 7, обозначающую число семь.

-Ребята, какая цель у нас с вами при написании цифры 7? (Научиться писать цифру правильно и красиво, аккуратно)

— А что для этого необходимо? (Выяснить из каких элементов состоит цифра, как их записать, потренироваться)

-А в результате, что мы должны получить? (Чтобы у каждого получились правильные и красивые цифры)

-Поможет нам с вами в этом гном Скромник

Слайд 11 гном

Объяснение. Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной линии, большой наклонной линии и маленькой линии, пересекающей середину большой линии. Начинаем писать волнистую горизонтальную линию чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную линию, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем пишем посередине слева направо маленькую линию.

Далее учащиеся работают по образцу в тетради с.88 №1

Взаимопроверка

-Обменяйтесь тетрадями, и в тетрадке своего соседа найдите самую красиво написанную цифру 7, дайте ей звание мисс — цифра и нарисуйте корону простым карандашом.

Слайд 12

Физминутка

-Давайте отдохнем.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Столько же ногами топнем.

И потянемся сейчас

К верху ровно 7 мы раз.

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова

Нарисуй 7 кругов в ряд. Первый круг раскрась красным цветом, а последний синим. Расскажи соседу по парте, каким цветом раскрашен седьмой круг. А второй сосед скажет, сколько кругов расположено между первым и седьмым? (5)

8.Самостоятельная работа

-А сейчас ваша помощь нужна гному Засоне .

Слайд14

Тетрадь с.88 №2

— Составьте две суммы к рисунку

Проверьте на слайде. Поднимите красный сигнал у кого так же.

-Прочитайте математические выражения, которые вы записали.

-Молодцы!

Тетрадь с.88 №3

У нас в тетради зашифрованы цифры, найдите спрятанные цифры, назовите их и запишите в тетрадь.

Слайд 15

Резерв

Чтобы быть еще более дружными и поработать в парах задание подготовили для вас все гномы

Слайд 16

-Соберите пословицу и прочитайте ее. Семь бед — один ответ.

-Какое число используется в пословице?

9.Итог урока. Рефлексия

— Вот мы и выполнили все задания, смогли помочь гномикам.

— Сколько гномов с нами путешествовали?

— Расскажите все, что вы узнали о числе 7.

— Какие задания вам понравились больше?

— Какие задания были непонятны?

— Какие качества помогали вам быть успешными на уроке? (внимательность, наблюдательность, смекалка, находчивость, аккуратность, самостоятельность, взаимовыручка и т. д.)

— Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Хвалю я вас сейчас!

— А на память об этом уроке герои сказки оставили вам конверт.

Давайте посмотрим, что в нём.

(раскраски гномов, каждый на память об уроке выбирает себе одного гномика)

Раскрасьте шапочку гномику, если у вас сегодня получилось все отлично красным цветом, все хорошо- желтым цветом, а если получилось не все, то синим цветом.

Слайд 17

Список использованных ресурсов

1.Галерея картинок — http://images.yandex.ru/

2.http://www.uchportal.ru

3.http://metodsovet.su

4.http://school-collection.edu.ru

5.http://www.n-shkola.ru/

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here