Учитель: Тюляева Ирина Александровна.
2 класс.
Тема: «Весна в Заполярье».
Тип урока: закрепление и систематизация знаний и умений по теме.
Форма проведения: урок-беседа.
Используемый метод: частично-поисковый.
Средства обучения: карточки-задания, иллюстрации , мультимидийная система.
Цель:
Закрепить и систематизировать знания учащихся о весенних признаках.
Задачи:
Образовательные:
-расширять знания учащихся о климатических и погодных особенностях Мурманской области;
Развивающие:
— развивать умения и навыки сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления,
— развивать умения выдвигать гипотизу, обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа,
— проследить причинно- следственные связи наступления весны,
— установить взаимозависимость между живой и неживой природой в наступлении весны,
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучению родной природы, желание беречь и охранять природу нашего края.
Структура урока:
Оргмомент
Целеполагание и мотивация..
Актуализация.
Первичное усвоение и осмысление учебного материала.
Осознание и осмысление учебного материалы.
Систематизация знаний.
Применение знаний и умений.
Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Приветствие гостей.
2 Целепологание и мотивация…
2 девочки. («Заполярная весна», Раиса Мусс).
«Весна Заполярная.»
Весна заполярная — это значит:
В снегу ребята играют в мячик,
В снегу набирает силу трава.
В снегу воробьишки купают лапки,
Из школы мальчишка бежит без шапки.
Бела мальчишечья голова.
Над серым заливом чаячьи стаи.
А в небе, как льдины огромные, тают
Холодные зимние облака.
— ( презентация)
Учитель спрашивает:
—Как бы вы озаглавили стихотворение?
-А кто думает по- другому ? Кто не согласен?
— Что навело вас на эту мысль?
— Внимательно прочитайте
— Какие признаки весны вы заметили в стихотворении?
— ПРОЧТИТЕ ИХ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ученики отвечают, что
набирает силу трава, воробьи купают лапки-стали более активные, мальчишка без шапки, чаячьи стаи, тают.
Учитель спрашивает учеников:
— Назовите весенние признаки? (солнце, небо, облака, осадки, день длиннее…)
— Кто догадался, какая тема урока?
Учитель объявляет тему урока:
Тема урока — « Весна в Заполярье»
К нам пришла Весна, но бесцветная, к концу урока вы скажите каким цветом мы должны раскрасить её – КРАСАВИЦУ. ( показать раскраску Весны)
Учитель ставит перед детьми задачу урока:
—Наша задача выявить признаки наступления северной весны.
3.Первичное усвоение материала.
Учитель говорит, что
в конце урока мы должны составить картину «Приход весны на Север», опираясь на её признаки.
Учитель даёт задание ученикам.
Взять конверты с заданием №1, выполнив которое вы назовёте признаки весны.
1гр.Вставьте слова, подходящие по смыслу слова, прочитайте получившийся текст и определите о каком признаке весны говорится, если трудно- попросите помощь.
Весеннее небо.
Небо теперь …, …, по нему плывут …, … облака.
Солнце светит …., пригревает. Оно … поднимается над горизонтом. День стал
заметно …..
( низкое, тёмное — голубое, высокое ; тяжёлые, серые — лёгкие, светлые; меньше-ярче; ниже- выше ; , короче- длиннее).
______________________________________________________________
.2гр Найдите и назовите признаки весны на картине А.В.Васильева «Улица Воровского»..
___________________________________________________________________-
3гр. —Назовите и графически изобразите осадки, которые выпадают весной?
________________________________________________________________
4гр. Зачеркните в каждой строчке одинаковые буквы, прочтите и объясните значение слова, которое получилось.
змзпмркок
житуажиу
бюлюби
цныц
( время — по готовности)-
светофорик – красный- нужна помощь, зелёный- готовы.
— ПРОВЕРЯЕМ — читаете задание и даёте полный ответ.
Назовите весенние изменения в неживой природе. ОБОБЩИТЬ ( с доски прочесть)
ФИЗМИНУТКА
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте).
За природой наблюдали. (Ладонь прикрывают руками).
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху, «тянутся к солнышку»).
И их лучики согрели.
Птицы в небе залетали (машут руками).
Хорошо мы погуляли (маршируют).
И работать дружно стали
Учитель даёт задание.
Выполнить задания в конвертах №2
1гр.
— Внимательно прочтите текст и догадайтесь о каком дареве идёт речь.
Какое дерево описано.
Зацвела_____________. Каждый её барашек похож на пухового жёлтого цыплёнка: сидит и светится. Пальцем тронешь- пожелтеет палец. Щёлкнешь- золотой дымок запалит. Понюхаешь- мёд!
— Ответьте на вопрос.
Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
2гр.
—Прочитайте и ответьте на вопросы.
— Как называется растения, которые первыми появляются на проталинах?
Почему они так называется?
Назовите мурманский подснежник? — ( презентация)
3гр.
— Прочитайте внимательно и ответьте.
-Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
— Назовите перелётных птиц нашего края?
— Объясните очерёдность прилёта?
4гр.
— Прочитайте, подумайте и ответьте о ком идёт речь.
-Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем!- заругался ОН, вылезая из берлоги,- Вот я тебя сейчас!
Испугалась вода , зажурчала тихим голосом:
-Не я виновата- Снег во всём виноват. Таять начал, воду пустил. А моё дело водяное- теку под уклон.
-Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас!- взревел ОН
Испугался снег, заскрипел с перепугу:.
-Не я виноват- Солнце виновато. Так припекло, так прижгло- растаешь тут!
-Ах, так это Солнце, вот я его сейчас! А что «сейчас»? Солнце высоко зубами не цапнуть, ни лапой не дотянуться. Сияет в небе. Снега на земле топит, воду гонит стоит его ни …
ПРОВЕРКА- ДОСКА
1гр.
2гр.
Цветение растений. ( Рассказ о мать- мачехе)
Рассказ ученицы. — ( презентация)
РАССКАЗ О МАТЬ-И-Мачихе
В первые дни весны появляются на сухих пригорках городские подснежники . Кругом ещё снег, а этот смелый цветок уже размножился жёлтыми звёздочками по земле.
Зацветает это растение на много дней раньше, чем выползут к солнцу листья. Удивительные листья- одна сторона- матовая и пушистая- теплом отдаёт, вторая- гладкая и зелёная- холодом. ( мать-и-мачеха)
3гр.
Появление насекомых.
Возвращение птиц
домой.
2 мальчика.
— Солнце красного лучи Чу—де, чу-де , чу-де,чу-де…
Взбудоражили ручьи. Это чузи. Он один
Речка вздыбилась подковой, Тундру тронул до глубин.
Ледяные рвёт оковы И земля-
И с Ловозерских высот Так дивно пел он-
Воды мутные несёт. Забродила соком спелым.
На поляне между кочек Из полярной мерзлоты
Ожил маленький комочек К солнцу вылезли цветы,
Будто горсточки земли Так узоры вышивая,
Он взлетел. И вот вдали Словно радуга живая,
Услыхали песню люди; На лужайке у реки
Девушки плетут венки…
Будешь с тундрою в союзе-
И услышишь песню чузи.
( О.Воронова)
Пуночка- это полярный воробей, а на саамском языке, она называется — чузи. Жительница горных тундр и побережья Баренцева моря. Она немного крупнее овсянки. В конце марта или начале апреля пуночки прилетают с Украины, где зимуют. Первое время их можно увидеть около населённых пунктов, так как там раньше появляются проталины, чем в тундре. С наступлением тепла пуночки перелетают на свои места обитания. Гнёзда строят в камнях, выстилая их перьями различных птиц
— ( презентация)
-Учитель предлагает
Послушать весенние звуки и посмотрие часть перелётных птиц.
( презентация)
4гр.
Изменения в жизни зверей.
— ( презентация)
А что «сейчас»? Солнце высоко стоит: его ни зубами не цапнуть, ни лапой не дотянуться. Сияет в небе. Снега на земле топит, воду гонит……….
Учитель спрашивает учеников.
-С чего же начинается весна?
— Солнце- это главный весенний признак, с него всё начинается.
Солнце выше ,чем зимой.
Дни стали длиннее.
Очистилось небо от туч Он ставит печати:
И стало бездонно-глубоким. «Дана…
Уверенный солнечный луч что, пройдя по стране,
По сопкам скользит крутобоким. Явилась на Север.
На них,
Как на справках Весне, Встречайте!»
( В.Матвеев)
3 Осознание и осмысление учебного материала.
Учитель рассказывает.
— Весна к нам приходит последней и значительно позже, чем в других регионах нашей страны.
— Назовите весенние месяцы?
— Да, но это календарные, сезонные месяцы.
— На Кольском полуострове, из-за географического расположения нашей области, мы находимся на севере, за Полярным кругом, первый весенний месяц- апрель. Но и его ещё не назовёшь настоящей весной. В эту пору бывают и сильные снегопады и крепкие морозы.
-Но и май, оказывается, у нас ещё более капризный, чем апрель. Снежные метели сменяются жаркими днями.
— Июнь для Мурманской области переходный месяц от весны к лету.
Вот и получается, весенние месяцы Мурманской области — апрель, май, июнь.
Поэтому на севере надо особенно бережно относиться к природе, выполнять правила Друзей природы.
Учитель предлагает продолжить работу по карточкам.
— Возьмите карточки № 3.
1гр. – Прочитайте внимательно и выразите своё отношение к содержанию текста.
Ранней весной.
После уроков, девочки вышли на улицу погулять. Вдруг они увидели целую полянку маленьких, но очень ярких «солнышек». Ещё кругом лежал снег, а этот яркий островок так радовал глаза, что на душе сразу становилось весело. Поэтому девочки, погуляв на улице, нарвали букетики этих цветов домой. Придя домой, они показали их маме, но она почему не обрадовалась….Да и цветы очень быстро засохли.
— Выберите знак, который подходит к вашему рассказу.
__________________________________________________________________
2гр.- Прочитайте внимательно текст и скажите, согласны ли вы с заглавием и как бы вы поступили.
Радость.
Однажды Витя и Коля гуляли в парке. И вдруг они заметили, что из кустов выпорхнула птичка. Мальчики раздвинули кусты и увидели гнездо. Ребята очень обрадовались своей находке. Будет чем похвастаться в школе. Они наклонились и долго его разглядывали. Через неделю ребята снова пришли на это место, в надежде увидеть птенцов. Но обнаружили- разорённое гнездо. Что же могло случиться?
— Выберите знак, который подходит к вашему рассказу.
3гр.
— Прочитайте внимательно текст и выскажите своё отношение в нему.
Подарок.
Мальчик шёл грустный- сегодня День рождение бабушки, а он не подготовил ей подарка. И тут Коля почувствовал удивительный запах. Мальчик остановился, огляделся по сторонам, и увидел цветущую черёмуху- вот и подарок для бабушки. Он наломал огромный букет и радостный побежал к бабушке.
— Как вы думаете бабушка обрадуется? Почему?
— Какой знак подойдёт к вашему рассказу.
____________________________________________________________
4гр.- кроссворд.( грач, оттепель, капель, ручей и, берёза, проталины, листья)-
1 Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться. (грач)
2 При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется…( оттепель).
3 Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают копать под лучами весеннего солнца. Это явление называется … (капель)
4 Текущие по склонам небольшие потоки воды…(ручейки)
5 У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение ( Подсказка: стоит в белой одёжке, свесив серёжки). ( берёза)
6 Весной тёплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Эти тёмные капли называются …. ( проталины).
7 Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зелёные …(листья).
( КЛЮЧЕВОЕ слово- ГОЛУБАЯ )
Учитель спрашивает.
— А теперь скажите какого цвета ВЕСНА? ( Рисунок — ГОЛУБАЯ раскраска)
-Вернёмся к картине — будем составлять её , вспоминая признаки весны.
ДОСКА- КАРТИНА _ КОМПЬЮТЕР
6 Систематизация знаний.
Учитель подводит итог и предлагает-
— Посмотреть на нашу картину и назовите все признаки весны.
7 Информация о д/з.
— Раскрасить весну и продолжить наблюдения .
8 Рефлексия. Что нового узнали на уроке?