Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект внеклассного мероприятия
в 3 классе

«В гостях у времён года»

подготовила

учитель начальных классов

Криворотова Елена Сергеевна

г. Козьмодемьянск

2012

Цели:

  1. Приобщать детей к сокровищам устного народного творчества.

  2. Побуждать средствами фольклора видеть необыкновенное в окружающих обычных предметах.

  3. Развивать эстетическое восприятие, выразительную речь, творческие способности.

Оборудование:

  1. Плакаты, отображающие времена года;

  2. Музыкальные инструменты: трещётки, ложки;

  3. Оборудование для инсценировок;

  4. Костюмы для детей.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, дорогие ребятишки!

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Всех без исключения

Приглашаем на чудо-праздник.

А почему чудо?

Да потому, что сейчас, здесь

Будут твориться чудеса.

Входят Зима, Весна, Лето, Осень.

Зима: Здравствуйте, гости дорогие!

Весна: Веселья вам да радости!

Лето: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем!

Осень: У нас для каждого найдётся и местечко и словечко.

Зима: Принесли мы вам забавушек на всякий вкус! Кому правда, кому сказка, кому песенка.

Весна: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Зима: Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?!

Лето: Да, что, ты, матушка, неуёмная какая? Ещё и праздник не начали, а ты уже ворчать взялась!

Зима: За всеми глаз да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как? Сами толком не знаете! Вот порядок ли, что мы тут толчёмся? Да хоть у ребят спросите…

Осень: Ты бы уверилась сперва, что ребята всех нас узнали! А потом бы уж и спрашивала, можно ли нам вместе быть!

Весна: Твоя правда, сестрица! Может они и знать не знают, у кого в гостях.

Зима: Опять шумит без толку! Ну-ка слушайте все меня. Я как-никак у вас старшая! Можно у ребят спросить, кто мы такие! Да только чтоб по очереди, и, чур, я первая! Ребята, я вам одну загадку загадаю, а вы отгадайте!

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

То-то! Зимой! Вот я сама Зима и есть! А теперь, сестрица, твой черёд.

Весна: Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Узнали! Вы меня узнали! Я и вправду Весна — красна!

Лето: А я про себя так скажу:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Вот я и буду Лето. Самое взаправдашнее.

Осень: Вы всех узнали! Теперь и меня немудрено узнать!

Пусты поля,

Мокра земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью)

Зима: Вот-вот. Вот и скажите, ребята, этим неслухам, скажите-ка, где это видано, чтоб Зима, Весна, Лето и Осень в одно время встречались?

Лето: Так мы же праздник затеяли. А праздник тогда и праздник, когда можно то, что всегда не бывает.

Весна: Посмотрите-ка, а гости наши тоже не простые, нарядились-то, как.

Осень: Да и, наверно, сюрпризов и подарков для нас приготовили? Верно я говорю?

Хором: Да!

Зима: Ребята. Давайте-ка повеселим народ зимними загадками.

1 загадка:

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло.

2 загадка:

Вился, вился белый рой.

Сел на землю, стал горой.

3 загадка:

Белая морковка зимой растёт.

Хором: Дорогая, Зимушка, а мы для тебя приготовили подарок.

Хоровод: Как на тоненький ледок…

(Инсценировка)

Зима: От всей души вам, ребята, спасибо! В старину проводы зимы справляли, как праздник, весело, с песнями, играми, забавами. Делали чучело-зиму (показывает чучело). Его возили на санях с колокольчиками, а в конце праздника его сжигали.

Игра «Попади в чучело».

Дети поют песню:

Ранним — рано петухи у нас запели,

Про весну – красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай зимушка

Уж проталинки меж снегом зачернели

С крыш сосульки звонко зазвенели.

Прощай, прощай, прощай, зимушка.

Зима: Да, надо мне место уступить весне. Давайте хором покличем Весну.

Жучик – крючик, паучок

Прилети к нам куличок

Вижу – вижу – вижу ай

Принеси весну в наш край.

Весна: Вот и я Весна – красна! А чтобы зиму проводить, давайте скажем слова, какие в прежние времена говорили:

Хором:

Кулик, кулик!

Замыкай зиму,

Отпирай весну!

Идёт матушка – весна

Отворяйте ворота…

Первый март пришёл –

Всех детей привёл,

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь

А уж как пришёл май –

Сколько хочешь гуляй.

Девочка: Эх, весна – красна.

Наш хоровод велик,

Хоровод велик

Погулять велит.

Мальчик: Как во тёмном во бору

Начинаем мы игру.

(Дети перешёптываются: Во что играем?»)

Игра «Эхо».

Дети называют приметы весны.

  1. Март – заря весны.

  2. Как в марте мороз не трескуч, да не больно жгуч.

  3. Снег скоро тает – к мокрому лету.

  4. Апрель воду подбирает – цветы раскрывает.

  5. Вода в апреле на лугу – сено в стогу.

  6. Дождь в мае хлеба поднимает.

  7. Ласточки прилетели, скоро гром загремит.

Девочка: А всем в подарок мы станцуем хоровод «Во поле берёзка стояла».

Ведущий: Ну и горазды вы, ребятушки, петь и танцевать. Спасибо! Давайте Лето выкликать.

Хором: Пеки, пеки, солнышко,

Красное вёдрышко,

Рано, рано играй

Лето красное скликай.

Лето: Гости мои, дорогие! Хочу с вами разучить всякие заклички.

1 закличка:

Солнце, солнышко! Выгляни на брёвнышко.

Сядь на пенёк, погуляй весь денёк.

2 закличка:

Радуга – дуга. Не давай дождя

Давай солнышка – колоколнышка.

3 закличка:

Дождик, дождик,

Лей, лей, лей

На меня и на людей

На меня по крошке

На людей по ложке.

Дети называют приметы лета:

  1. Июнь – месяц гнёзд и вывода птенцов.

  2. В июне заря с зарёй сходятся.

  3. Первый туман лета – верная грибная примета.

  4. Рыба выпрыгивает из воды к дождю.

  5. Разворковались голуби – будет хорошая погода.

  6. Август – лета закат.

  7. Много ягод – к холодной зиме.

Лето: Ай, да, молодцы, хорошо у вас получается.

Мальчик: Что вы, девицы, сидите?

А гулять вы не хотите?

Засиделись, чай, с утра,

Уж на улицу пора!

1-я девочка: Мы пойдём гулять на улицу,

На улицу, да на широкую.

2-я девочка: Супротив наших ворот

Разыграем хоровод.

Хоровод «Ах, улица, улица широкая».

Мальчик: Что за славный денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, народ, у ворот.

Игра «Кот и мыши».

Лето: Хорошо пели, играли, танцевали. А теперь давайте Осень выкликать.

Хором: Иди, Осень! Иди, Осень!

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок.

Осень: Вот и я прибыла!

Девочка: Как добралась, Осень?

Осень: На тучке приехала,

А ветер северный за погонщика был,

Дождик, изморось – за указчика.

Мне на пути нигде преграды не было.

Появились грибы в лесу – это моя примета.

Хором: А мы эти приметы знаем. (Дети называют приметы осени.)

  1. Гром в сентябре – жди долгую осень.

  2. В лесу много рябины – осень будет дождливая.

  3. Тёплая осень – к долгой зиме.

  4. Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Осень: А я вам сейчас загадки загадаю:

1-я загадка: Летит орлица по синему небу

Крылья распластала

Солнышко застала. (Туча)

2-я загадка: Я румяную Матрёну

От подруг не оторву.

Подожду, когда Матрёна

Упадёт сама в траву. (Яблоко)

3-я загадка: Его просят, его ждут

А как придёт, прятаться начнут. (Дождик)

Осень: Молодцы! А вот я вам напою сейчас такую напевку:

Заплетайся, плетень, заплетайся, плетень,

Заплетайся, заплетайся.

А вы умеете плетень строить?

Игра «Плетень»

Осень: Ох, и наплясалась я. Но мне очень захотелось побывать на осенней ярмарке.

Хоровод «Где был Иванушка?»

Потешки. Выбегают Фома и Ерёма.

-Здрасьте. А вот и мы оба, Фома да Ерёма.

Фома: Потешки услыхали, к вам прибежали.

Ерёма: Мы ребята удалые

Фома: Мы ребята озорные

Ерёма: Голосом пляшем, ногами поём

Фома: В общем и целом прекрасно живём.

Ерёма: А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома: Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы.

Ерёма: Начинай.

Оба: А, вместе начнём, а вы подпевайте.

Фома: Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерёма: На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Все поют припев: Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома: Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала верхом в ситцевой карете.

Припев:

Ерёма: А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Припев:

Фома: На заборе чепуха жарила варенье.

Куры съели петуха в одно воскресенье.

Припев:

Ерёма: Черти вилами поели из баранины уху.

Не пора ли нам закончить эту всяку чепуху.

Припев:

Фома: Как у нашего соседа хороша была беседа.

Ерёма: А у нашей соседушки рекой течёт беседушка.

Выбегают две девочки, обнимаются.

Марфа: Акулина, где была?

Акулина: На ярмарке.

Марфа: Что видела?

Акулина: Утку в юбке, курицу в серёжках,

Свинью в рогоже – нет её дороже.

Конкурс скороговорщиков.

  1. Три сороки тараторили, тараторили на горке.

  2. Шёл Егор через двор с топором чинить забор.

  3. Идёт Козёл с Козой, а Коза идёт с косой.

Осень: Большое спасибо, милые дети!

А прощаться всё же время пришло!

Пусть ненадолго вернутся

Зима, Весна и Лето.

Зима: Спасибо, ребята, вам за то, что вы пришли на праздник.

Весна: Спасибо за песни, танцы и пляски.

Лето: У вас появились новые знакомые – загадки, заклички, скороговорки. Пусть они вам помогут в учёбе и труде.

Хором: Хороша зима снегами,

Весна – цветами,

Лето – цветами,

А осень – стогами.

Список использованной литературы


1. А.Л.Табенкина и др. Хрестоматия по детской литературе. М., “Просвещение”, 1988.

2. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, “Академия развития”, 1996.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here