Внеклассное мероприятие «В гостях у леса»
Автор: Христофорова Маргарита Николаевна – учитель начальных классов МОУ
Бологовской СОШ Андреапольского района Тверской области
Цели:
1.Расширять знания детей о лесе и его богатствах.
2.Воспитывать у детей культуру поведения в природе, любовь к окружающему миру, к родному краю.
3.Развивать познавательный интерес к естествознанию, умение самостоятельно принимать решения.
Оборудование:
1.На доске: « От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» Н. Рыленков.
2.Выставка фото учащихся с изображением лесных пейзажей наших окрестностей в разные времена года.
3.Репродукции художников Шишкина, Грабаря, Левитана на тему «Лесные просторы».
4. Выставка поделок из природного материала.
5. Презентация « В гостях у леса».
Ход занятия:
Учитель: — Ребята, сегодняшнее занятие мы посвящаем нашему зелёному другу — лесу. К этому занятию мы долго готовились: ходили в лес на экскурсию, делали поделки из природного материала, оформили выставку своих лучших фотографий, провели конкурс стихов о лесе, нашли много поговорок и пословиц о нашем зелёном друге. Сегодня мы обобщим наши знания о лесе, о том, зачем нужен лес, какой вред люди наносят лесам, как помогая лесу, мы помогаем себе.
Презентация. Слайд 1: Гимн лесу. Учитель читает стихи к слайду.
— Как вы понимаете название 1-го слайда? Что такое гимн?
-Леса всегда вдохновляли своей красотой художников, композиторов, поэтов. Послушайте, пожалуйста, замечательные стихи о лесе, о природе. Ученики читают наизусть:
1.Словно сказочной книги страница Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя, и птицу, И они понимают меня. Может быть на тропинках звериных, В непроглядной лесной глубине Вдруг избушка на ножках куриных Неожиданно встретится мне…
2.Нас встретит, как друга, лесная опушка, Нам тысячу лет нагадает кукушка! Нас очень хотят обласкать ветерки, Живою водой напоить родники!
3. Тропинкою извилистой лесною, Где колокольчики цветут,
Под тенью лёгкой и сквозною Меня кустарники ведут.
4.Садится солнце, даль синеет, Кукушка стонет, а река Уже от запада алеет И отражает облака.
5. Мне лес поможет горе и ненастье,
И зиму лютую забыть,-
Есть на Земле одно лишь счастье- Весь божий свет душой любить!
-Каково значение леса в жизни человека?
Слайд 4.
Вывод: значение леса в нашей жизни очень велико. — Всегда ли люди с благодарностью относятся к своему зелёному другу? Как вы думаете, мог бы пожаловаться нам лес на свою горькую участь, если бы умел говорить?
Слайд 5.
-Как вы думаете, ребята, о каких своих проблемах может поведать лес чуткому, осторожному человеку?
— Среди лесных звуков внимательный человек может услышать жалобы его обитателей. Угадайте, кому они принадлежат.
— Я — самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки, они так и норовят их обломать. Если бы они знали, как это больно! Но ещё хуже мне зимой в канун новогоднего праздника. Каждый день жду своей погибели!..
— Я – красивый лесной цветок. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта, украшают нами свои жилища. Я стараюсь укрыться в зарослях кустарника, во влажных и сумрачных местах. Но и там находят люди. А я не только душистый цветок, но и полезное лекарственное растение.
— Каждую весну люди режут мою кору острыми ножами, рубят топорами. Я так трепещу от боли! Из ранок вытекает мой сок. Я слабею, с трудом стоя под порывистым ветром. А в ранки так и норовят попасть болезнетворные бактерии…
— Берёза – символ нашей Родины. Ни в одной стране нет столько берёз, как в России. Мила белоствольная берёзка русскому человеку. Она и в песнях, и в сказках, и в загадках. Вот как воспел в своих стихах русскую берёзу поэт В. Боков:
– Не руби берёзы белой, Не губи души лесной. Не губи и зла не делай, А особенно весной. Не губи, не тронь берёзы, Обойдись с ней по-людски. А иначе хлынут слёзы, Сам засохнешь от тоски. Пусть берёзка, как невеста, Бережёт свою красу. Её не в печке жаркой место, Место ей всегда в лесу!
Вывод: В лесу мы в гостях у леса, его обитателей, поэтому вести себя в лесу нужно тихо, не нанося лесу и его жителям обид и ран.
— Физкультминутка « Звери делают зарядку» Звери делают зарядку ( ходьба на месте, руки на поясе ) Кто вприскочку ( прыжок вверх ), Кто вприсядку ( присесть, руки вперёд )
Кто-то плечи поднимает, Кто-то плечи опускает.
Сделаем руками взмах,
Вправо мах и влево мах. Полуприсед, присед, наклон,
Всем зверятам шлём поклон. ( подняться на носки, руки вверх, наклон с касанием руками пола )
Стройными, красивыми Все хотим мы стать, Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!
— А какая самая страшная беда может грозить лесу? — Очень часто лесные пожары случаются по вине людей. А как долго, по-вашему, восстанавливается лес?
Слайд 6.
— Вывод: Лесной пожар – страшная беда, его трудно остановить. В пожаре гибнут деревья, травы, лесные обитатели!
— В лес нужно ходить только со взрослыми, потому что можно заблудиться. Грамотный человек всегда найдёт дорогу домой даже без компаса. Какие лесные ориентиры могут помочь нам в этом?
Слайд 7.
— Вывод: Нужно уметь ориентироваться в лесу!
Слайд 8.
— Кроме грибов и ягод человек приносит из леса целебные травы. Какие лесные лекарственные травы вы знаете? Как их нужно собирать?
Вывод: Собирать целебные травы нужно, не нанося урон лесу. Главное правило – собирая, сохранять. При сборе нужно брать столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесённые в Красную книгу. Из года в год не проводят сбор целебных трав на одном и том же месте.
— Люди научились получать из древесины тысячи различных изделий. Для разных изделий подходят разные породы деревьев.
Слайд 9.
— Вывод: Нужно бережно использовать древесину.
— Готовясь к сегодняшнему празднику, вы смастерили своими руками поделки, композиции из природного материала. Слово их авторам.
— Вот какие чудные вещи можно сделать из природного материала. Молодцы, ребята!
Слайд 10.
— Прочтите, что здесь зашифровано. — Молодцы!
— Народная мудрость гласит: « На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну и внуку!»
Экскурс по фотовыставке. (Дети коротко поясняют, где и когда сделан снимок.)
Знакомство с репродукциями художников Шишкина, Грабаря, Левитана.
— Сегодня в нашей стране отмечается День леса. Для нас этот праздник важен вдвойне. Почему? ( Мы живём в лесной полосе, должны знать и беречь свой край, охранять его красоту.)
— Закройте глаза, послушайте шум ветра, птичьи голоса. Не открывая глаз, поднимите вверх руки и представьте, что вы дерево, ваши руки – ветви, которые качает лёгкий ветерок.
— Но лес ещё и дом для птиц, зверей, насекомых… Вырубая леса, люди лишают животных своих мест обитания. Животные уходят в глубь леса или погибают.
— Приглашаю вас в фотоателье « Зоркий глаз». Ваша задача – узнать птицу по описанию.
— Эти птицы общительны, селятся колониями. Образуя стайки, легче замечают опасность и скорее находят корм. Ведут осёдлый образ жизни, так как круглый год могут добывать себе пропитание. Окраска перьев этих крох серо-коричневая со светлыми полосками на крыльях. (Воробьи.)
— Кормятся эти птицы семенами ольхи, ясеня, клёна, липы. В садах и парках поедают древесные почки. Особенно привлекают их плоды рябины. Самцы этих птах обладают ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Самочки отличаются более скромным оперением. Прилетают эти птицы к нам на зимовку с первым снегом. ( Снегири.)
— Эта птица имеет пёструю окраску из сочетания белых и чёрных тонов. У самцов – красный затылок. Хорошо лазает по деревьям. Сильный, прямой и острый клюв помогает ей не только разрушать кору, но и разбивать древесину, делая в ней углубления. Из них птица своим длинным липким языком достаёт насекомых и их личинок. Зимой питается семенами хвойных деревьев. ( Дятел )
— Конкурс «Лесная грамматика»
яг…дная п…ляна б…рёзовая рощ… к…дровые …рехи с…сновые ш…шки в…твистые р…га у…кая тр…пинка ни…кая коч(?)ка мя…кая тра…ка
( Дети по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные буквы )
Конкурс «Лесная арифметика»
— Продолжительность жизни ежа 10 лет,а зайца на 2 года меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?
— Масса медвежонка 1кг, а взрослого медведя в 350 раз больше. Какова масса взрослого медведя?
— Кукушка за час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц она может уничтожить за 2 часа?
— Осина за день поглощает 66 литров воды, а берёза – 60. На сколько литров воды больше нужно в день осине, чем берёзе?
— Молодцы, ребята.
Слайд 11:
— Берегите русский лес , Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!
— Наше сегодняшнее мероприятие я хочу закончить вот этими замечательными строками:
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться всё краше!
Охрана природы – дело народа:
Моё, твоё и наше!