Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большесосновская средняя общеобразовательная школа Большесосновского района Пермского края Методическая разработка учителя физической культуры Кузнецовой Валентины Николаевны. Спортивно – оздоровительное мероприятие
«Путешествие по туристической тропе».
для 1 – 4 классов
Цели и задачи: 1. Познакомить с понятием «туризм».
2. Развивать ловкость, силу, быстроту,
сообразительн6ость.
3. Воспитывать любовь к туристическим навыкам,
дружеские отношения друг к другу.
Место проведения: лесная поляна
Ведущий:
Ребята, а как вы понимаете слово «туризм?»
Туризм – это разнообразные по содержанию и длительности походы по родному краю, увлекательные путешествия и экскурсии по стране. Туризм укрепляет здоровье, повышает работоспособность и активную деятельность человека. В походе люди учатся преодолевать препятствия различной сложности, готовить пищу, разбивать лагерь, оказывать помощь товарищу. Походная жизнь сближает людей. Говорят, туристы живут лет на 10 больше тех, кто мир видит только с экрана телевизора.
Существует значок «Юный турист», который вручают школьникам 10 – 14 лет, совершившим 4 похода, хотя бы с одним ночлегом в полевых условиях и общей протяжённостью 48 км. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по туристической тропе.
Наше путешествие начинается с разминки «Зарядка туриста».
-
Погрозить пальцем одной руки, затем другой.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от неё никуда не денешься.
-
И.п. – руки вверх в замок. Наклоны туловища – «рубить дрова».
Занимаешься костром –
Поработай топором.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
-
И.п. – о.с. Махи руками вверх и вниз.
Чтоб жар костру задать,
Всем руками помахать.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
-
И.п. – руки к плечам. Полуприседы, руки в стороны.
А туристические задания –
Все сплошные приседанья.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
-
И.п. – руки на пояс. Повороты туловища вправо и влево.
Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе покрутиться.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
-
Ходьба на месте.
На спине огромный дом.
Ходит с нами он пешком.
И не раз, и не пять,
Трудно даже сосчитать.
Прежде чем отправиться в поход. Я хочу проверить не только вашу ловкость, но и дружеские отношения друг к другу. А точнее. Чей отряд самый дружный.
«Верёвочная экскурсия».
Взялись за руки, закрыли глаза. Я буду подавать команды, а вы должны их выполнять.
3 шага вперёд.
«Овраг» — делаем широкий шаг.
«Ручей» — перепрыгнули его.
«Ветки» — нагнулись и сделали 3 шага вперёд.
«Преграда» — присели, идём вперёд 5 – 7 шагов.
«Змейка» — бег змейкой, взявшись за руки, приставными шагами между предметами с открытыми глазами.
Командам выдаётся маршрутный лист.
Станция 1 «Грибная»
10 карточек с изображением съедобных и несъедобных грибов. Определить и отгадать названия. Рассказ о правилах сбора.
(оценка 5 баллов)
Станция 2 «Сила»
В упоре лёжа на скамейке отжаться.
(сумма отжатий всего отряда)
Станция 3 «Лесная»
За 3 мин. участники должны найти листья от 5 названных растений, деревьев, кустарников и показать их.
(за каждый ответ 1 балл)
Станция 4 «Прыг – скок»
Прыжки в длину с места – каждый следующий начинает с места приземления предыдущего. Задача – добраться до поставленной цели.
(Кто добрался 6 баллов)
Задание: назвать конкретные примеры деятельности человека, в результате которых возникли (или могут возникнуть) экологические бедствия. За каждый правильный ответ +1 балл.
Станция 5 «Лесная эстафета»
На краю редкого леса без всякого порядка крепятся на деревьях, находящихся друг от друга на различных расстояниях номера от 1 до 10. По 5 – 8 чел. По очереди по правилам эстафеты должны обежать все деревья от 1 до 10 и коснуться каждого из них рукой на время. Окончательный результат после выступления всех команд.
(6 баллов за 1 место и т.д.)
Станция 6 «Орнитологическая»
За 5 мин. участникам предлагается написать названия птиц, живущих в наших краях и выполнить добрые советы «Как помочь пернатым?»
(птица – 1 балл, совет – 1 балл)
Игра «Ушки на макушке».
Учащиеся строятся по туристическим группам в колонны по 1. Каждый порядковый номер соответствует одной должности:
1 – командир группы
2 – завхоз по снаряжению
3 – врач
4 – редактор газеты
5 – костровой
6 – казначей
7 – краевед
8 – навигатор
9 – фотограф
10 – дежурный
Ведущий называет походную должность, из каждой команды выбегает соответствующий ученик, обегает предмет, лежащий на расстоянии 7 м, и возвращается к своей команде. Прибежавший первым приносит 1 очко.
Загадки
Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)
Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)
Скорчится – с кошку,
А растянется – с дорожку. (Веревка)
Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки. (Лыжи)
Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)
Что из воды родится,
А воды боится? (Соль)
На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)
Конкурс «Костровые»
Командам выдаются карточки с названием костра и за 1 мин. необходимо выложить костёр.
Песни у костра.
Законы юных туристов.
Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
Идешь в поход – не бойся, боишься – не ходи.
Плохой поход бывает только у плохих туристов.
В походе семеро одного не ждут.
Если ты устал – помоги товарищу, и тебе станет легче.
Не бери в поход слишком тяжелый рюкзак, тащить его придется твоим товарищам.
Не бери с собой селедку, лучше соли съешь щепотку.
Дождь туристам не помеха.
Каким бы ни был маленьким оставшийся кусочек хлеба, в походе его делят на всех.
Как бы ни было трудно в пути, соблюдай наш закон – не пищать!
Дорогу осилит идущий.
Турист это тот, кто людям добро несет.