Конспект внеклассного занятия по математике
2 класс
«Сказочная математика»
Игра по станциям
Тема: «Сказочная математика»
Форма проведения: Игра по станциям.
Форма организации учащихся: группы по 6-7 человек.
Цель: Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления. Актуализация имеющихся знаний по математике.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Закреплять умения решать составные задачи, находить значения выражений со скобками и без них, вычислять длину ломаной линии.
-
Закреплять навыки измерения геометрических фигур.
-
Продолжать формировать умение сравнивать, выбирать рациональные способы выполнения работы.
-
Воспитательные:
-
Развивать умение работать в команде.
-
Воспитывать сотрудничество и коллективизм, командный дух.
-
Развивать умение следовать установленным правилам игры.
-
Повышать интерес к изучению математики.
-
Способствовать сплочению детского коллектива через работу в командах, выполнение общего задания.
-
Прививать любовь к русским народным сказкам.
-
Развивающие:
1. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях.
-
Развивать речь, мышление, эмоционально-волевую (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационную сферы личности учеников.
-
Развивать умственную деятельность через выполнение заданий повышенной трудности.
4. Способствовать сдоровьесбережению учеников через частую смену видов деятельности и двигательную активность во время занятия.
Оборудование и материалы: проектор, диск с презентацией, «путевые листы» для команд, цветные эмблемы для команд (красная, жёлтая, зеленая), карточки с заданиями, тарелки для «пирожков», «золотое конфетное дерево», декорации (изображение станций «Печка», «Яблонька», «Речка»), колокольчик, ручки, карандаши, линейки.
План занятия:
Время, мин | Цели | Форма проведения | Форма взаимодействия учеников | Материалы и оборудование | |
I. Организация начала. | 1 | Настроить учеников на рабочий лад | Устная | Фронтальная |
|
II. Основная часть. | 33 |
|
|
|
|
1. Пересказ учащимися фрагмента сказки «Гуси-лебеди», объяснение учителем темы и формы проведения занятия. | 5 | Заинтересовать учеников, объяснить тему и форму проведения занятия, вспомнить сказку «Гуси-лебеди» | устная | фронтальная | Проектор, диск с видеоматериалом, эмблемы для команд |
2. Объяснение правил игры. Повторение правил работы в команде | 2 | Ввести детей в суть игры, закрепить знания учеников о правилах работы в команде. | Устная | фронтальная |
|
3. Работа с «путевыми листами» | 1 | Задать четкую последовательность действий учеников. | устная | фронтальная | «Путевые листы» (Приложение 2) |
4. Выполнение заданий на станциях: «Печка», «Яблонька», «Речка» | 18 (6+6+6) |
| Письменная и устная | Работа в группах | Карточки с заданиями (пирожки, яблочки, камни), тарелка для пирожков и яблочек, декорации (изображение станций «Печка», «Яблонька», «Речка»), колокольчик, ручки, карандаши. Приложения 3-9 |
5. Встреча команд на финише «В избе у Бабы Яги». Выполнение последнего задания | 5 |
| Письменная | Индивидуальная работа, работа в группах, затем фронтальная | Карточки с заданием, ручки. карандаши, линейки, декорация «Изба Бабы Яги» (Приложение 10, 11) |
6. Награждение учеников призами | 2 | Поощрение учеников за хорошую работу | Устная | фронтальная | Деревце с конфетами |
III.Организация окончания занятия | 1 | Рефлексия (выяснить, какая из станций | Устная | фронтальная |
|
Ход занятия
-
Организация начала занятия.
Ученики проходят в класс, встают полукругом в своей команде. Состав команд и капитаны определены до начала игры. У каждой команды есть цветные эмблемы – красная, жёлтая и зеленая.
Учитель просит поприветствовать гостей. Ученики поворачиваются к гостям и приветствуют их.
-
Основная часть.
-
Объяснение учителем темы и формы проведения занятия.
У ч и т е л ь. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям, которая называется «Сказочная математика». Как вы думаете, почему эта игра так называется?
У ч е н и к. Потому что игра будет связана со сказкой.
У ч и т е л ь. Верно. Наша игра будет проходить по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Я просила вас дома прочитать и вспомнить эту сказку. Кто может кратко пересказать ее?
Ученики кратко пересказывают сказку.
У ч и т е л ь. Молодцы. Сказку вы прочитали. Итак, сестрица Алёнушка не сберегла братца Иванушку, и унесли его гуси-лебеди в избу злой Бабы Яги. Давайте посмотрим видеообращение Бабы Яги.
Учитель показывает на экране фрагмент «Обращение Бабы Яги к детям».
У ч и т е л ь. Что ж, поможем Алёнушке спасти братца?
У ч е н и к и. Поможем!
У ч и т е л ь. Вот здесь-то нам и пригодятся наши знания по математике. Баба Яга уж очень любит считать и измерять. Поэтому и задания она для вас приготовила математические. Ну что, готовы? Тогда я объясняю вам правила игры.
-
Объяснение правил игры. Повторение правил работы в команде.
У ч и т е л ь. — Работать вы будете в командах. У каждой команды есть своя эмблема – красная, желтая или зеленая. Давайте вспомним правила работы в команде.
У ч е н и к и. Работать дружно, выслушивать мнение каждого члена команды, а затем выбрать одно правильное решение, разговаривать тихо, не мешая другим командам, не спорить.
У ч и т е л ь. Команды должны выполнить задания на трех станциях. Давайте вспомним, с кем встречалась Алёнушка по пути к Бабе Яге.
У ч е н и к и. С печкой, яблонькой и речкой.
У ч и т е л ь. Верно. Станции так и будут называться: «Печка», «Яблонька» и «Речка». Команда, которая находится на станции, читает просьбу героя сказки в письме и выполняет задания. На каждую станцию отводится по 5 минут. За это время вы должны успеть выполнить задание. Когда ваше время закончится, я сообщу об этом, позвонив в колокольчик.
3. Работа с «путевыми листами». Приложение 2.
Учитель раздаёт капитанам команд путевые листы, в которых обозначена последовательность станций (станции изображены с помощью картинок «Печка», «Речка», «Яблонька», «Избушка Бабы Яги»). Путевые листы помечены цветом эмблемы каждой команды.
У ч и т е л ь. Я раздала капитанам команд путевые листы, на которых обозначена последовательность станций. Вы должны будете путешествовать по станциям только в такой последовательности, которая указана в путевом листе вашей команды. После того, как вы пройдете все станции, все команды встретятся на финише – в избе Бабы Яги. Там вы будете выполнять задание все вместе.
Итак, вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
Ученики переходят к первой станции, указанной в их путевом листе.
4. Выполнение заданий на станциях: «Печка», «Яблонька», «Речка» (см. Приложение)
Задания:
Станция «Печка». Приложение 3, 4, 5.
Обращается внимание учеников на декорации. К Печке прикреплено письмо, в котором она просит учеников помощи (выполнить задания). Ученики читают это письмо, вынимают пирожки из печки и выполняют задание.
У ч и т е л ь. В печке давно испеклись пирожки. Их нужно вынуть. Для этого, ребята, вы должны записать выражения и найти их значения.
Для каждой команды приготовлена отдельная тарелка с «пирожками». На каждом «пирожке» (с обратной стороны) словами записано математическое выражение. Задача детей: записать эти выражения с помощью цифр и математических знаков и найти их значения.
Первая команда:
-
К разности чисел 15 и 5 прибавить разность чисел 8 и 4.
(15-5)+(8-4)=14
-
Из разности чисел 45 и 20 вычесть разность чисел 30 и 10.
(45-20)-(30-10)=5
-
К сумме чисел 6 и 4 прибавить сумму чисел 10 и 9.
(6+4)+(10+9)=29
-
Из суммы чисел 10 и 15 вычесть сумму чисел 5 и 10.
(10+15)-(5+10)=10
Вторая команда:
-
К разности чисел 85 и 20 прибавить сумму чисел 6 и 4.
(85-20)+(6+4)=75
-
К сумме чисел 14 и 20 прибавить разность чисел 16 и 6.
(14+20)+(16-6)=44
-
Из разности чисел 60 и 30 вычесть сумму чисел 8 и 2.
(60-30)-(8+2)=20
-
Из суммы чисел 13 и 20 вычесть разность чисел 15 и 5.
(13+20)-(15-5)=23
Третья команда:
-
К числу 45 прибавить разность чисел 25 и 15 и вычесть число 10.
45+(25-15)-10=45
-
Из числа 80 вычесть сумму чисел 16 и 4 и прибавить число 15.
80-(16+4)+15=75
-
К числу 35 прибавить сумму чисел 8 и 2 и вычесть число 25.
35+(8+2)-25=20
-
Из числа 74 вычесть разность чисел 10 и 6 и прибавить число 8.
74-(10-6)+8=78
Станция «Яблонька». Приложение 3, 6, 7
У ч и т е л ь. На Яблоньке созрело много яблочек, и деревцу стало тяжело их держать. Нужно помочь Яблоне собрать все яблочки.
Игра «Математическое домино» (круговые примеры).
Возле Яблоньки висит письмо, в котором деревце просит помочь снять тяжелые яблоки. Команда берёт «яблочко», на котором написан пример, решает его. Полученный ответ должен быть началом следующего примера и т.д. Каждой команде нужно снять по 5 «яблок». Первое «яблоко» уже лежит на тарелочке.
Примеры:
(74+6)-25=55 55+(90-45)=90 90-65+8=33 33-(14+9)=10 10+39+11=60 60+(17+7)=84
84-24+13=73 73-(11+22)=40 40+24-14=50 50+(16+14)=80 (80-45)-14=21 21+13+7=41
41+(25+5)=71 71-11-45=15 15+(33+17)=65
Станция «Речка». Приложение 3, 8, 9
У ч и т е л ь. На пути у речки лежат три камня, которые не дают ей бежать. Нужно убрать камни с дороги.
Ученики читают письмо с просьбой Речки, которое прикреплено к берегу.
Задание для детей: необходимо решить задачу, написанную на камне. Нужно сделать краткую запись условия задачи, записать решение в виде одного выражения со скобками и ответ задачи. Ученики выполняют задание на листочке, помеченном цветом эмблемы каждой команды, который будет лежать на парте возле Речки.
1 камень:
Василиса Премудрая вышивала платки. Она вышила 3 розовых платка, голубых – на 6 больше, чем розовых, а белых – на 2 меньше, чем розовых и голубых вместе. Сколько всего платочков вышила Василиса?
Дополните краткую запись и запишите решение задачи по действиям. Запишите ответ.
Р. – 3 пл.
Г. — ?, на 6 >
Б. —
2 камень:
В волшебном саду Кощея Бессмертного росли 5 золотых яблонь, серебряных – на 4 больше, а медных на 3 больше, чем золотых и серебряных вместе. Сколько всего яблонь росло в саду Кощея?
Дополните краткую запись и запишите решение задачи по действиям. Запишите ответ.
З. – 5 яб.
С. — ?, на 4 >
М. —
3 камень:
У Бабы Яги было 8 белых гусей, серых – на 4 меньше, а пятнистых на 2 больше, чем белых и серых вместе. Сколько всего гусей было у Бабы Яги?
Дополните краткую запись и запишите решение задачи по действиям. Запишите ответ.
Б. – 8 г.
С. — ?, на 4 <
П. —
5. Встреча команд на финише «В избе у Бабы Яги». Выполнение последнего задания. Приложение 10, 11
После выполнения заданий на всех станциях, учитель приглашает команды собраться на финише – в избе Бабы Яги.
У ч и т е л ь. Итак, вы выполнили все задания, прошли все станции. Баба Яга очень довольна, что вы умеете считать и решать задачи. Свое обещание она сдержит и отдаст Иванушку сестрице, но бабушка очень просит вас помочь ей. Дело в том, что Баба Яга большая сладкоежка. Она узнала, что в саду Кощея Бессмертного растет конфетное дерево. А поскольку Кощей очень жадный, то не угощает Бабу Ягу конфетками. Вот она и хочет проучить злого Кощея и забрать его деревце. Поможем бабушке?
У ч и т е л ь. Тогда слушайте задание. От Бабушкиной избушки к саду Кощея ведут три дороги. Вам нужно измерить длину этих дорог и выяснить, какая из них короче. Каждая команда измеряет дорогу своего цвета (по эмблеме), а затем все три команды вычисляют, какая из этих дорог короче. Результаты измерений и вычислений можете записывать на своих листочках.
Каждая команда получает лист, на котором изображены 3 дороги разного цвета (по цвету эмблемы). Кроме того, каждый ученик из команды получает по листу с изображением дорог. Дороги в виде ломаных линий. Команда должна измерить дорогу своего цвета. Учитель рекомендует ребятам разделить дорогу по звеньям – каждый ученик измеряет одно звено. Результаты записываются на общий листок команды. Затем вся команда вычисляет длину ломаной линии.
По завершении работы все команды презентируют свои результаты и обсуждают, какая дорога короче.
Дороги в виде ломаных линий.
Красная: 4+4+7+3+6 =24 см
Желтая: 4+1+5+7+4 = 21 см
Зеленая: 4+5+9+6+5 = 29 см
6. Награждение учеников сладкими призами.
После выполнения задания учениками учитель достаёт из-за ширмы конфетное дерево.
У ч и т е л ь. Какие вы молодцы! Вы выполнили все задания Бабы Яги, помогли Аленушке спасти братца Иванушку, пожалели Бабу Ягу и привели ее к конфетному дереву. На самом деле Баба Яга не такая уж злая, она хочет отблагодарить вас за помощь и дарит вам по конфетке с волшебного дерева.
Ребята снимают с дерева по конфетке.
III. Организация окончания занятия.
Учитель просит учеников оценить сложность задания на каждой станции. Когда называется станция, ребята поднимают большой палец вверх (очень сложное), показывают палец в горизонтальном положении (не очень сложное), опускают палец вниз (легкое задание).
Учитель благодарит учеников за хорошую дружную работу.