Конспект внеклассного занятия по математике

2 класс

«Сказочная математика»

Игра по станциям

Тема: «Сказочная математика»

Форма проведения: Игра по станциям.

Форма организации учащихся: группы по 6-7 человек.

Цель: Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления. Актуализация имеющихся знаний по математике.

Задачи:

  1. Образовательные:

  1. Закреплять умения решать составные задачи, находить значения выражений со скобками и без них, вычислять длину ломаной линии.

  2. Закреплять навыки измерения геометрических фигур.

  3. Продолжать формировать умение сравнивать, выбирать рацио­нальные способы выполнения работы.

  1. Воспитательные:

  1. Развивать умение работать в команде.

  2. Воспитывать сотрудничество и коллективизм, командный дух.

  3. Развивать умение следовать установленным правилам игры.

  4. Повышать интерес к изучению математики.

  5. Способствовать сплочению детского коллектива через работу в командах, выполнение общего задания.

  6. Прививать любовь к русским народным сказкам.

  1. Развивающие:

1. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях.

      1. Развивать речь, мышление, эмоционально-во­левую (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационную сферы личности учеников.

      2. Развивать умственную деятельность через выполнение заданий повышенной трудности.

4. Способствовать сдоровьесбережению учеников через частую смену видов деятельности и двигательную активность во время занятия.

Оборудование и материалы: проектор, диск с презентацией, «путевые листы» для команд, цветные эмблемы для команд (красная, жёлтая, зеленая), карточки с заданиями, тарелки для «пирожков», «золотое конфетное дерево», декорации (изображение станций «Печка», «Яблонька», «Речка»), колокольчик, ручки, карандаши, линейки.

План занятия:

Этап занятия

Время, мин

Цели

Форма проведения

Форма взаимодействия учеников

Материалы и оборудование

I. Организация начала.

1

Настроить учеников на рабочий лад

Устная

Фронтальная

II. Основная часть.

33

1. Пересказ учащимися фрагмента сказки «Гуси-лебеди», объяснение учителем темы и формы проведения занятия.

5

Заинтересовать учеников, объяснить тему и форму проведения занятия, вспомнить сказку «Гуси-лебеди»

устная

фронтальная

Проектор, диск с видеоматериалом, эмблемы для команд

2. Объяснение правил игры. Повторение правил работы в команде

2

Ввести детей в суть игры, закрепить знания учеников о правилах работы в команде.

Устная

фронтальная

3. Работа с «путевыми листами»

1

Задать четкую последовательность действий учеников.

устная

фронтальная

«Путевые листы» (Приложение 2)

4. Выполнение заданий на станциях: «Печка», «Яблонька», «Речка»

18 (6+6+6)

  • Закреплять умения решать составные задачи, находить значения выражений со скобками и без них; решать круговые примеры.

  • Развивать умение работать в команде.

  • Развивать умственную деятельность через выполнение заданий повышенной трудности.

Письменная и устная

Работа в группах

Карточки с заданиями (пирожки, яблочки, камни), тарелка для пирожков и яблочек, декорации (изображение станций «Печка», «Яблонька», «Речка»), колокольчик, ручки, карандаши.

Приложения 3-9

5. Встреча команд на финише «В избе у Бабы Яги». Выполнение последнего задания

5

  • Закреплять навыки вычисления длины ломаной линии.

  • Продолжать формировать умение сравнивать, выбирать рацио­нальные способы выполнения работы, принимать оперативные, адекватные, компромиссные решения

Письменная

Индивидуальная работа, работа в группах, затем фронтальная

Карточки с заданием, ручки. карандаши, линейки, декорация «Изба Бабы Яги» (Приложение 10, 11)

6. Награждение учеников призами

2

Поощрение учеников за хорошую работу

Устная

фронтальная

Деревце с конфетами

III.Организация окончания занятия

1

Рефлексия (выяснить, какая из станций

Устная

фронтальная

Ход занятия

    1. Организация начала занятия.

Ученики проходят в класс, встают полукругом в своей команде. Состав команд и капитаны определены до начала игры. У каждой команды есть цветные эмблемы – красная, жёлтая и зеленая.

Учитель просит поприветствовать гостей. Ученики поворачиваются к гостям и приветствуют их.

    1. Основная часть.

  1. Объяснение учителем темы и формы проведения занятия.

У ч и т е л ь. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям, которая называется «Сказочная математика». Как вы думаете, почему эта игра так называется?

У ч е н и к. Потому что игра будет связана со сказкой.

У ч и т е л ь. Верно. Наша игра будет проходить по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Я просила вас дома прочитать и вспомнить эту сказку. Кто может кратко пересказать ее?

Ученики кратко пересказывают сказку.

У ч и т е л ь. Молодцы. Сказку вы прочитали. Итак, сестрица Алёнушка не сберегла братца Иванушку, и унесли его гуси-лебеди в избу злой Бабы Яги. Давайте посмотрим видеообращение Бабы Яги.

Учитель показывает на экране фрагмент «Обращение Бабы Яги к детям».

У ч и т е л ь. Что ж, поможем Алёнушке спасти братца?

У ч е н и к и. Поможем!

У ч и т е л ь. Вот здесь-то нам и пригодятся наши знания по математике. Баба Яга уж очень любит считать и измерять. Поэтому и задания она для вас приготовила математические. Ну что, готовы? Тогда я объясняю вам правила игры.

  1. Объяснение правил игры. Повторение правил работы в команде.

У ч и т е л ь. — Работать вы будете в командах. У каждой команды есть своя эмблема – красная, желтая или зеленая. Давайте вспомним правила работы в команде.

У ч е н и к и. Работать дружно, выслушивать мнение каждого члена команды, а затем выбрать одно правильное решение, разговаривать тихо, не мешая другим командам, не спорить.

У ч и т е л ь. Команды должны выполнить задания на трех станциях. Давайте вспомним, с кем встречалась Алёнушка по пути к Бабе Яге.

У ч е н и к и. С печкой, яблонькой и речкой.

У ч и т е л ь. Верно. Станции так и будут называться: «Печка», «Яблонька» и «Речка». Команда, которая находится на станции, читает просьбу героя сказки в письме и выполняет задания. На каждую станцию отводится по 5 минут. За это время вы должны успеть выполнить задание. Когда ваше время закончится, я сообщу об этом, позвонив в колокольчик.

3. Работа с «путевыми листами». Приложение 2.

Учитель раздаёт капитанам команд путевые листы, в которых обозначена последовательность станций (станции изображены с помощью картинок «Печка», «Речка», «Яблонька», «Избушка Бабы Яги»). Путевые листы помечены цветом эмблемы каждой команды.

У ч и т е л ь. Я раздала капитанам команд путевые листы, на которых обозначена последовательность станций. Вы должны будете путешествовать по станциям только в такой последовательности, которая указана в путевом листе вашей команды. После того, как вы пройдете все станции, все команды встретятся на финише – в избе Бабы Яги. Там вы будете выполнять задание все вместе.

Итак, вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

Ученики переходят к первой станции, указанной в их путевом листе.

4. Выполнение заданий на станциях: «Печка», «Яблонька», «Речка» (см. Приложение)

Задания:

Станция «Печка». Приложение 3, 4, 5.

Обращается внимание учеников на декорации. К Печке прикреплено письмо, в котором она просит учеников помощи (выполнить задания). Ученики читают это письмо, вынимают пирожки из печки и выполняют задание.

У ч и т е л ь. В печке давно испеклись пирожки. Их нужно вынуть. Для этого, ребята, вы должны записать выражения и найти их значения.

Для каждой команды приготовлена отдельная тарелка с «пирожками». На каждом «пирожке» (с обратной стороны) словами записано математическое выражение. Задача детей: записать эти выражения с помощью цифр и математических знаков и найти их значения.

Первая команда:

  • К разности чисел 15 и 5 прибавить разность чисел 8 и 4.

(15-5)+(8-4)=14

  • Из разности чисел 45 и 20 вычесть разность чисел 30 и 10.

(45-20)-(30-10)=5

  • К сумме чисел 6 и 4 прибавить сумму чисел 10 и 9.

(6+4)+(10+9)=29

  • Из суммы чисел 10 и 15 вычесть сумму чисел 5 и 10.

(10+15)-(5+10)=10

Вторая команда:

  • К разности чисел 85 и 20 прибавить сумму чисел 6 и 4.

(85-20)+(6+4)=75

  • К сумме чисел 14 и 20 прибавить разность чисел 16 и 6.

(14+20)+(16-6)=44

  • Из разности чисел 60 и 30 вычесть сумму чисел 8 и 2.

(60-30)-(8+2)=20

  • Из суммы чисел 13 и 20 вычесть разность чисел 15 и 5.

(13+20)-(15-5)=23

Третья команда:

  • К числу 45 прибавить разность чисел 25 и 15 и вычесть число 10.

45+(25-15)-10=45

  • Из числа 80 вычесть сумму чисел 16 и 4 и прибавить число 15.

80-(16+4)+15=75

  • К числу 35 прибавить сумму чисел 8 и 2 и вычесть число 25.

35+(8+2)-25=20

  • Из числа 74 вычесть разность чисел 10 и 6 и прибавить число 8.

74-(10-6)+8=78

Станция «Яблонька». Приложение 3, 6, 7

У ч и т е л ь. На Яблоньке созрело много яблочек, и деревцу стало тяжело их держать. Нужно помочь Яблоне собрать все яблочки.

Игра «Математическое домино» (круговые примеры).

Возле Яблоньки висит письмо, в котором деревце просит помочь снять тяжелые яблоки. Команда берёт «яблочко», на котором написан пример, решает его. Полученный ответ должен быть началом следующего примера и т.д. Каждой команде нужно снять по 5 «яблок». Первое «яблоко» уже лежит на тарелочке.

Примеры:

(74+6)-25=55 55+(90-45)=90 90-65+8=33 33-(14+9)=10 10+39+11=60 60+(17+7)=84

84-24+13=73 73-(11+22)=40 40+24-14=50 50+(16+14)=80 (80-45)-14=21 21+13+7=41

41+(25+5)=71 71-11-45=15 15+(33+17)=65

Станция «Речка». Приложение 3, 8, 9

У ч и т е л ь. На пути у речки лежат три камня, которые не дают ей бежать. Нужно убрать камни с дороги.

Ученики читают письмо с просьбой Речки, которое прикреплено к берегу.

Задание для детей: необходимо решить задачу, написанную на камне. Нужно сделать краткую запись условия задачи, записать решение в виде одного выражения со скобками и ответ задачи. Ученики выполняют задание на листочке, помеченном цветом эмблемы каждой команды, который будет лежать на парте возле Речки.

1 камень:

Василиса Премудрая вышивала платки. Она вышила 3 розовых платка, голубых – на 6 больше, чем розовых, а белых – на 2 меньше, чем розовых и голубых вместе. Сколько всего платочков вышила Василиса?

Дополните краткую запись и запишите решение задачи по действиям. Запишите ответ.

Р. – 3 пл.

Г. — ?, на 6 >

Б. —

2 камень:

В волшебном саду Кощея Бессмертного росли 5 золотых яблонь, серебряных – на 4 больше, а медных на 3 больше, чем золотых и серебряных вместе. Сколько всего яблонь росло в саду Кощея?

Дополните краткую запись и запишите решение задачи по действиям. Запишите ответ.

З. – 5 яб.

С. — ?, на 4 >

М. —

3 камень:

У Бабы Яги было 8 белых гусей, серых – на 4 меньше, а пятнистых на 2 больше, чем белых и серых вместе. Сколько всего гусей было у Бабы Яги?

Дополните краткую запись и запишите решение задачи по действиям. Запишите ответ.

Б. – 8 г.

С. — ?, на 4 <

П. —

5. Встреча команд на финише «В избе у Бабы Яги». Выполнение последнего задания. Приложение 10, 11

После выполнения заданий на всех станциях, учитель приглашает команды собраться на финише – в избе Бабы Яги.

У ч и т е л ь. Итак, вы выполнили все задания, прошли все станции. Баба Яга очень довольна, что вы умеете считать и решать задачи. Свое обещание она сдержит и отдаст Иванушку сестрице, но бабушка очень просит вас помочь ей. Дело в том, что Баба Яга большая сладкоежка. Она узнала, что в саду Кощея Бессмертного растет конфетное дерево. А поскольку Кощей очень жадный, то не угощает Бабу Ягу конфетками. Вот она и хочет проучить злого Кощея и забрать его деревце. Поможем бабушке?

У ч и т е л ь. Тогда слушайте задание. От Бабушкиной избушки к саду Кощея ведут три дороги. Вам нужно измерить длину этих дорог и выяснить, какая из них короче. Каждая команда измеряет дорогу своего цвета (по эмблеме), а затем все три команды вычисляют, какая из этих дорог короче. Результаты измерений и вычислений можете записывать на своих листочках.

Каждая команда получает лист, на котором изображены 3 дороги разного цвета (по цвету эмблемы). Кроме того, каждый ученик из команды получает по листу с изображением дорог. Дороги в виде ломаных линий. Команда должна измерить дорогу своего цвета. Учитель рекомендует ребятам разделить дорогу по звеньям – каждый ученик измеряет одно звено. Результаты записываются на общий листок команды. Затем вся команда вычисляет длину ломаной линии.

По завершении работы все команды презентируют свои результаты и обсуждают, какая дорога короче.

Дороги в виде ломаных линий.

Красная: 4+4+7+3+6 =24 см

Желтая: 4+1+5+7+4 = 21 см

Зеленая: 4+5+9+6+5 = 29 см

6. Награждение учеников сладкими призами.

После выполнения задания учениками учитель достаёт из-за ширмы конфетное дерево.

У ч и т е л ь. Какие вы молодцы! Вы выполнили все задания Бабы Яги, помогли Аленушке спасти братца Иванушку, пожалели Бабу Ягу и привели ее к конфетному дереву. На самом деле Баба Яга не такая уж злая, она хочет отблагодарить вас за помощь и дарит вам по конфетке с волшебного дерева.

Ребята снимают с дерева по конфетке.

III. Организация окончания занятия.

Учитель просит учеников оценить сложность задания на каждой станции. Когда называется станция, ребята поднимают большой палец вверх (очень сложное), показывают палец в горизонтальном положении (не очень сложное), опускают палец вниз (легкое задание).

Учитель благодарит учеников за хорошую дружную работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here