Конспект урока математики в 1 классе
«Переход от непосредственного сравнения величин к сравнению величин с помощью их измерения»
-
Учить сравнивать величины с помощью мерки, введение числа как результата измерения величин; учить писать цифры 1, 4, 7.
-
Способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к математике, умения работать с учебником и тетрадью.
-
Воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Математика. 1 класс» Александрова Э.И., рабочая тетрадь «Математика. 1 класс» Александрова Э.И., касса цифр у учителя и каждого ученика.
Ход урока.
-
Орг .момент.
— А сейчас проверь, дружок,
Все ли взял ты на урок?
Тетрадь, учебник пригодится.
Ты готов уже учиться?
-
Актуализация опорных знаний.
— Ребята, вспомните, как можно определить длину отрезка? (С помощью нити, проволоки, по клеточкам.)
— Совершенно верно. Чему мы научились на прошлом уроке? (Измерять длину отрезка с помощью мерки.)
— А сегодня мы продолжим учиться измерять отрезок меркой и узнаем, как записать результаты измерения. (Слайд 1)
— Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, узнайте, отгадав загадку.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с … (Буратино)
— Верно! (Слайд 3) Ой, ребята, Буратино Вам хочет что-то сообщить. (Чтение высказывания Буратино).
— Ребята, поможем Буратино? (Да, конечно.)
— А для того, чтобы Буратино научился, вам самим нужно быть внимательными. Только тогда вы сможете научить его.
III. Изучение новой темы.
— Итак, первое задание. Ребята из другого класса измерили длины отрезков меркой Е и записали результаты измерения числами. (Слайд 3,4)
— Какие из этих чисел и цифр тебе уже знакомы? (Дети называют числа и цифры, которые уже знают)
— О чем по вашему рассказывает каждое число? (Сколько раз мерка Е уместилась в отрезке.)
— Молодцы! А теперь посмотрим, в каком отрезке сколько раз уместилась мерка Е. (Дети по очереди выходят к доске и считают, сколько раз уместилась мерка Е в отрезке. Нужное число появляется на слайде справа от отрезка.) (Слайд 5)
— Молодцы! Посмотрите, на что похоже расположение чисел на слайде? (На ступеньки.)
-Научите Буратино «скакать» по ступенькам вверх, вниз, через одну. (Дети называют прямой и обратный порядок чисел, считают через одно число.)
IV. Физминутка.
— Здорово! А сейчас мы немножко разомнемся. Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать!
V. Закрепление.
1. Работа в учебнике.
— А сейчас вас ждет очень интересное задание. Откроем учебник на с.42, №40. Что вы здесь видите? (Отрезки, измеренные меркой.) (Слайд 6)
— Посмотрите. Объясните Буратино, какой меркой измеряли отрезки? (Меркой в одну клетку.)
— Сейчас вам нужно с помощью кассы цифр показать число, которое рассказывает о том, сколько раз мерка умещается в отрезке. (Слайд 7. По мере ответов детей на слайде рядом с отрезками появляются цифры.)
— Молодцы! Справились с заданием, помогли Буратино. А почему мы показывали цифры, а не записывали их? (Еще не умеем.)
— Вот сейчас мы с вами будем учиться писать цифры. (Слайд 8)
— Посмотрите на с.43 в учебнике. Рассмотрите, как пишутся цифры. Из каких элементов они состоят? (1 – наклонная длинная и короткая, 4 – наклонная длинная и короткая, перекладина, 7 – наклонная длинная, перекладина, волнистая линия.)
— Посмотрите, сколько точек-помощниц нужно для написания цифр? (1- три, 4 –пять, 7 – семь)
— Сейчас мы будем с вами учиться писать цифры. Но перед этим подготовим наши пальчики. (Гимнастика для пальчиков «Семья».)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я. (По очереди, начиная с большого, пальчики разминаются.)
Вот и вся моя семья! (Руки сцепляются в замок.)
2. Работа в тетради.
— А теперь откройте рабочие тетради на с. 17. (Слайд 9)
Покажем Буратино, как нужно писать цифры. Сначала обведите цифры в крупных клетках, а затем в обычных. Подчеркните цифры, которые у вас наиболее удачно получились. А Буратино посмотрит на ваши цифры. (По окончании задания можно попросить детей показать тетради с цифрами Буратино.)
3. — Сделаем гимнастику для пальчиков. Гимнастика «Пальчики».
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел,
От того и потолстел. (Начиная с мизинчика, пальчики разминаются.)
-
Работа в учебнике.
— А теперь поможем Буратино выполнить задание в учебнике на с.44 №42.
— Послушайте задание: «Длину полоски измерили меркой Е. Мерка уместилась в ней 4 раза. Это записали так. (Слайд 10)
— Что означают записи? (Слайд 11)
(Что мерка Е уместилась в отрезке А 1 раз. Что мерка Е уместилась в отрезке М 7 раз.)
— Чему равна мерка Е? (Слайд 12)
(3 клетки.)
— А теперь в тетради в клетку самостоятельно начертите отрезки, длины которых равны К, А, М. (Самостоятельная работа.)
— Обменяйтесь тетрадями и поинтересуйтесь, а как ваш сосед справился с заданием. (Для проверки слайд 13)
VI. Итог урока.
— Молодцы! Отлично справились с заданием. Буратино хочет вас поблагодарить за помощь! (Слайд 14)
— А теперь подумайте, чему вы сегодня научились на уроке? Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке…»(Ответы, мнения детей.)
— Наш урок окончен.
Список использованной литературы
-
Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2008.
-
Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: Книга для учителя. — М.: Дрофа, 2004.
-
Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2010.
-
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005.
-
Макарова Е.А., учитель МОУ СОШ №125. Шаблон для мультимедийной презентации.
-
Синючкова Жанна. Загадка про Буратино. — http://www.stihi.ru/2008/03/29/3243