Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
во 2 классе
«Гипотезы и провокационные идеи»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2013
Тема: Гипотезы и провокационные идеи
Цели и задачи: учить детей вырабатывать гипотезы; формировать мотивацию к занятию учебно-исследовательской деятельности и развивать навыки исследовательского поведения; развивать способность анализировать, устанавливать закономерность, логические связи; развивать умение рассуждать, память, мышление.
Планируемые результаты: предметные (учатся выдвигать гипотезы, провокационные идеи, анализировать, устанавливать логические связи); личностные УУД (интерес к исследовательской деятельности); регулятивные УУД (познавательная инициатива в учебном сотрудничестве, на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов); познавательные УУД (строить логическое рассуждение, включающее установление причинно — следственных связей, осуществлять запись, т.е. фиксацию информации); коммуникативные УУД (учатся контролировать действия партнёра, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь).
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыть знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
2. Вступительная беседа.
— Как называется наше занятие? (Наше занятие называется «Я – исследователь»)
— Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
— Исследовать – идти по следу. Посмотрите на доску, выберите по какому следу вы пойдёте.
(На доске: следы трёх цветов – зелёный, красный, синий)
На партах вы видите следы разных цветов, займите свои места в группах по цветам, которые вы выбрали.
— Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)
— Посмотрите вокруг. Какие методы исследования вы видите?
(дети собирают по классу методы и прикрепляют их к доске, называя метод)
— Какой первый и главный метод использует исследователь? ( Подумать самостоятельно)
— Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.
3. Знакомство с темой занятия.
— С чего начинается любое исследование? (с проблемы). Что мы делаем, после того как появилась проблема? (выдвигаем гипотезы)
— Сегодня мы с вами потренируемся в выдвижении различных гипотез.
— Давайте вспомним, какие слова нам помогут в выдвижении гипотез.
-
Может быть
-
Предположим
-
Допустим
-
Возможно
-
Что, если
— Посмотрите на экран. Мне кажется, эта машина может ехать быстрее. Давайте выдвинем гипотезы, что нужно сделать, чтобы машина ехала быстрее.
— Я тоже хочу выдвинуть гипотезу. Возможно, машина ехала бы быстрее, если бы у нее были квадратные колеса.
— Стоит ли проверять мою гипотезу? (нет, она изначально неправильная).
— Такие предположения называются провокационными идеями. Тема нашего занятия – «Гипотезы и провокационные идеи».
— Что же такое провокационная идея?
— Цель провокационных идей состоит не в том, чтобы подтвердить уже имеющиеся у нас представления, а в том, чтобы дать нам идеи, о которых мы не имели ни малейшего представления.
— Предположите несколько гипотез по следующим поводам, и придумайте несколько провокационных идей:
— Как вы думаете, почему летом снег в горах не тает?
— Почему бывают наводнения?
— Почему голодные хищные звери не съедают своих детенышей?
— Почему ананас нельзя вырастить на севере?
— А теперь мне хотелось бы услышать гипотезы об одном очень интересном персонаже. Послушайте внимательно старинную песню.
Звучит русская народная колыбельная «Бабай»
— Кому из вас знакомо слово Бабай? Давайте задумаемся, что это за персонаж.
4. Выдвижение гипотез.
— Итак, сейчас проведём «Мозговой штурм». Ваша задача за 2 минуты выдвинуть как можно больше гипотез и идей по прозвучавшему вопросу.
(Выступление спикеров)
— Бабай. Какой он? Каким вы его себе представляете? Запишите несколько слов.
— Когда он приходит? Почему им пугают детей? Выдвинете гипотезы?
— Кто его придумал?
— Мы с вами выдвинули гипотезы. Как их можно проверить? (воспользоваться методами исследования. Дома найдите информацию о Бабае и подготовьте ее к следующему занятию.
5. Рефлексия
— Что вам особенно понравилось?
— Подумай, с каким настроением ты заканчиваешь занятие?
— Спасибо за работу.
Список использованной литературы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.