Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги
Экскурсия
«Весенние изменения в природе»
Подготовила
учитель начальных классов
Сальникова Юлия Игоревна
г. Калуга
2014
Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»
2 класс
Цели:
I. Образовательные:
1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.
2. Формирование представления о признаках наступления весны.
II. Развивающие:
1. Развитие наблюдательности
2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.
3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.
III. Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Воспитание культуры поведения в природе.
Оборудование:
Для учителя: савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.
Для учащихся: блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.
ХОД ЭКСКУРСИИ:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Выставление книжки – раскладушки:
Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений — от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.
Мать-и-мачеха – многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней — отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.
Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.
Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки — светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль.
Карточка №1 Экскурсия. Весенние изменения в природе. 1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой. 2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.
Карточка №2 Экскурсия. Весенние изменения в природе. 1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения. 2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.
Карточка №3 Экскурсия. Весенние изменения в природе. 1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты? 2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.
Карточка №4 Экскурсия. Весенние изменения в природе. 1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач? 2. Зарисуйте грача.
— Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе). — Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет? Грач на горе – весна на дворе. Ласточка прилетела – скоро гром загремит. Длинные сосульки к долгой весне. — Как вы понимаете эти пословицы? — Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны. — Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой? — Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете? — Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте). — Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился? — Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды? — Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах. Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения. — Что происходило с растениями зимой? — Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев? — На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения. — На ветках березы почки стали больше — набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки. — Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям? — Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной. — Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете? — Появились пушистые почечки. — Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев). — Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану: 1. Начало сокодвижения (у клена и березы). 2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей). 3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков). 4. Начало развертывания листьев 5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).
— А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение? — Мать-и-мачеха — Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут. — Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть? — Насекомых. — Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них? — Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали? — Пение птиц? — Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц? — А вы заметили, чем сейчас заняты птицы? — Строят гнезда. — Из каких материалов они строят гнезда? — И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить? III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА. -А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.
IV . ОБОБЩЕНИЕ. — Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали? — Каких животных и растения мы с вами наблюдали? — А теперь возвращаемся в класс. V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА. — Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений. — Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда. — Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны? — Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной? — Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали. — Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем — Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем — Что наблюдала 3 группа?… — Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария. — Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках. Список литературы: Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222 Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544