План урока изобразительного искусства в 4 классе.

Составила учитель начальных классов Шаповаленко Раиса Павловна.

Тема: народное декоративно – прикладное искусство. Батик.

Оборудование:

  • Плакат «Чем славится земля русская»

Вологодские кружева

Дымковская игрушка

Валдайские колокольчики

Тульские самовары

Палехская шкатулка

Рязанский сарафан…

  • Иллюстрации народных промыслов:

Дымковская игрушка – матрёшки, грибы Полхов- Майдана, Золотая хохлома, Гжель.

  • Образцы ручной росписи. Батик в восточном стиле.

  • Рефераты детей о декоративно – прикладном искусстве, книжная выставка по теме.

  • Музыкальное сопровождение физминутки «Оранжевая песенка»

  • Оборудование рабочих мест: гуашь, клей ПВА, вода, кисти, белая ткань, натянутая на картон.

  • Поливитамины для ассоциации терминологии «полихромная, монохромная роспись»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Тема нашего урока — народное декоративно – прикладное искусство. Во все времена народные умельцы славили землю русскую. Чем же славится земля русская? (дети читают плакат)

Это далеко не полный перечень предметов народного промысла. Поэтому, предложение не закончилось, в конце стоит многоточие. Нам не хватит целого урока, чтобы перечислить все виды промысла.

Вот мы ранее рассматривали ( дети смотрят иллюстрации или на слайдах) Дымковскую игрушку, Полхов – Майданскую игрушку, Золотую Хохлому, Гжель. Краски сочные, яркие, мотивы взяты из природы. А назначение какое? (украсить жизнь).

Что общего? ( взято из природы). В чём различие? ( все росписи разноцветные, а Гжель одним цветом – синим кобальтом). Такая роспись называется монохромной. Допускается использование оттенков одного цвета.

Противоположное слово – антоним, полихромная. Чтобы вам легче запомнить это слово, вспомните, как вам мамы весной дают витамины для укрепления организма. В одной горошине много различных групп витаминов, поливитамины. Полихромная роспись, значит много цветов и оттенков.

Все промыслы пришли издавна. Как появились предметы быта, так человек и стал их украшать.

А вот последние 50 – 60 лет художники осваивают новый вид художественной росписи – батик.

Этот способ росписи ткани родился столетия назад на островах Индонезии. Это искусство пришло из Японии в Европу только в ХХ веке. Батик позволяет обходиться очень небольшим количеством материалов и инструментов. Два вида батика: холодный и горячий. Используют специальный состав: резиновый клей, бензин, парафин, спирт, соду. С этими веществами детям работать нельзя, вредно для здоровья. Поэтому, мы создадим свой состав безвредных красок. На этом уроке вы станете народными умельцами. Вы нарисуете настенное панно полихромной росписью.

III. Инструктаж и практическая работа учащихся.

Палитрой служит крышка с гуаши. Набрать гуашь нужного цвета, добавить каплю клея ПВА, немного воды и кистью размешать состав. Должна получиться однородная масса, не густая и не слишком жидкая. Если добавить много воды, то краска будет расплываться на ткани, если мало воды, то трудно работать кистью по ткани, края рисунка будут неровные, рваные.

Движения ровные, плавные, не заострять внимание на какой – то одной части рисунка.

Чтобы движения были свободные – физминутка «Оранжевая песенка»

Вид росписи в песне? ( монохромная ). А наша роспись? ( полихромная )

IV. Практическая работа учащихся.

Порядок работы.

Сначала прорисовываете стебель листа, затем листья приёмом прикладывания кисти с дорисовкой кончиком кисти. Ягоды выполняете приёмом «тычка» Батик предполагает использование подручных средств: пальчик, спичка, палочка, стержень ручки.

В последнюю очередь – фон. Рваные края подравнять спичкой, подточенной палочкой.

V. Повторение правил обращения с кистью.

  • Никогда не оставлять кисти в банке с водой, так как кончики волосков загибаются и приходят в негодность.

  • Нельзя носить кисти в пакете без специальной упаковки, лучше убрать в пенал.

  • После работы кисти промыть и поставить в вазу волосками вверх.

VI. Помощь детям во время практической работы.

Рассказ об образцах батика. Рисунки расписаны по восточным мотивам, использован орнамент Японии. Символом Японии является цветущая вишня – сакура. Весной в Японии устраивают праздник цветения сакуры. Птица в произведениях – символ света, радости и счастья. Перед вами птицы необычные: гордые, с красивыми пышными хвостами, с необыкновенными хохолками на головах, с нарядными крыльями. Это и есть главные особенности сказочных птиц. Художники изображают птиц по – разному. У одних птица летит, у других – сидит на ветке.

Рязанский сарафан.

Сарафан – старинная русская одежда. Раньше сарафаны носили мужчины. Это была свободная широкая рубаха с длинными большими рукавами. Сарафаны, как платье без рукавов, русские женщины стали носить 300 лет тому назад. Русские мастерицы умели шить нарядные сарафаны. Их украшали золотым шитьём, речным жемчугом, пышными оборками, мягкими складками. На сарафанах вышивали ярких птиц, причудливые цветы.

Валдайские колокольчики.

В русских народных песнях нередко упоминается Валдай. Валдай – это холмистая местность в центре земли русской. Земля здесь покрыта валунами. Среди камней видны курганы. Это могилы наших предков – славян.

В памяти народа сохранилась легенда. Московский князь приказал разбить на Валдае Новгородский колокол. А этот колокол был символом свободолюбия и вольности Новгорода. Колокол разбился на мелкие части. С тех пор, по легенде, пошли звенеть валдайские колокольчики. На самом деле город Валдай славится своим мастерством. Здесь отливают колокола разных размеров с напевной причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь животный и растительный мир находятся под охраной.

VII. Подведение итогов урока.

  • Анализ и выставка работ (что удалось, что не удалось)

  • Чему учились на уроке?

  • Какие открытия сделали, какие чувства и мысли пробудил в вас материал урока?

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here