Урок НПИ в 4 классе ҮIII вида.
Тема: Технология изготовления ненецкой куклы (ӈухуко)
Цель: познакомить с технологией изготовления ненецкой куклы (ӈухуко)
воспитание трудолюбия, самостоятельности;
развитие внимание учащихся, учить различать тонкость цвета.
Коррекция мелкой моторики пальцев на основе работы с иглой, устанавливание логической последовательности изготовления игрушки.
Соблюдение правил техники безопасности при работе с иглой.
Оборудование и инструменты: иглы швейные, напёрстки, ножницы, нитки (чёрные, красные, жёлтые), клювы птиц (лебедь, казарка, гусь), красные, жёлтые розовые полоски сукна, готовые элементы одежды ӈухуко (сукно), образец – одежды ӈухуко. Названия игр. Схема последовательности изготовления ӈухуко, картинки с изображением птиц.
Словарная работа: ӈухуко, клюв.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Словарная работа
Схема изготовления ӈухуко
Картинки с изображением птиц
Названия
ненецких
игр
Ход урока:
I. Орг. момент: — Сядет тот, кто назовёт названия детских игр ненецкого народа. «Ярколава», «Нямдко», «Пясько», «Ӈухукова».
II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. — Вот вы назвали названия детских игр. У всех народов есть свои детские игры. Ненецкие игрушки отличаются от игрушек других народов тем, что они сделаны своими руками или руками взрослых. Ненецкие ребятишки в тундре тоже играют. Дети в тундре играя, учатся жить. Некоторые игры разделены, есть игры только для мальчиков (ярколава, ӈынторма), только для девочек (эта игра называется ӈухукова) Все игры чему-то учат и при этом развивают физически. Например, «Ярколава» — развивает сноровку, ловкость, меткость. «Нямдко» — игра с палочками – учит счёту, развивает кисть руки, развивает мышление. Игра для девочек «Ӈухукова» — это тихая, спокойная игра в семью. — Как вы уже поняли, игрушки, которыми играют девочки, называется «Ӈухуко». — Показ ненецких игрушек «Ӈухуко». — Ӈухуко бывают женского тела, мужского тела, старики и старухи. Словарная работа.
III. Сообщение темы урока. — На сегодняшнем уроке мы познакомимся с последовательностью изготовления ненецкой куклы «ӈухуко». — Скажите, пожалуйста, может кто-то из вас знает, из чего изготавливается «ӈухуко»? — Правильно, из клювов птиц. — Какие птицы прилетают к нам весной? — Для изготовления «ӈухуко» используются клювы птиц – гусей (ябто), казарки (шако), уток (нябы, ӈано). — Весной и осенью во время охоты заготавливают головы птиц, обрабатывают их, высушивают на свежем воздухе. (Показ клюва птицы) IҮ. Объяснение практической части задания с показом. — Сегодня мы должны начать изготовление вот такой куклы (показ). — Берём клюв птицы, например, гуся. — Выравниваем ножницами заднюю часть, чтобы удобнее было пришивать одежду. — Эту заготовку (показ) называем одеждой для ӈухуко. — Работать будем с готовыми элементами одежды. — В тундре нет сантиметра, ненки пользуются фалангами пальцев для изготовления мелких вещей. Для изготовления ягушек, малиц пользуются расстоянием от большого до указательного пальца и т.д. — А мы с вами будем измерять линейкой. — Для изготовления одежды гуся, утки, казарки – Верхняя часть — 6 см Нижняя часть – 7 см Длина – 8 см.
Для изготовления одежды лебедя – Верхняя часть – 7 см Нижняя часть – 9 см Длина – 10 см — Одежду изготавливаем из сукна. I элемент – это одежда ӈухоко (показ) II элемент – это украшение ӈухуко (показ) — Украшения одежды изготовляется тоже из сукна, но разного цвета. Стараемся брать яркие, сочные цвета для куклы женского пола, и приглушенные цвета для кукол мужского пола. Ширина полосок – 7 см Длина – длина одежды.
— Обычно берут 5 различных полосок, 3 полоски разных цветов, по краям одного цвета. (показ) — Как я уже сказала, сегодня мы с вами работаем с готовыми кроем, т.е. все элементы одежды скроены. Нам остаётся их пришить друг другу. IҮ. Объяснение выполнения задания. (Показ учителя, дети повторяют) Раздать всем детям элементы одежды куклы (лежат на столах) — У вас на столах лежат элементы одежды ӈухуко. — Берём элемент одежды, ложем перед собой, прикладываем к ней полоски, посередине – розовую полоску, по бокам – жёлтые полоски, и по краям с четырёх сторон красные полоски. I этап работы – это смётывание полосок на одежду, II этап — пришивание полосок краевым швом. — Смётываем и прошиваем аккуратным краевым швом, лишнее отрезаем (показ). — После того, как готова одежда, готовую одежду пришиваем к клюву птиц через глазные отверстия (показ). — Кукла готова. Если мы хотим изготовить куклу женского пола, украшаем её накосниками (показ куклы в накосниках). — Сегодняшняя цель нашего урока – это изготовление одежды куклы. Мы и начнём её выполнять. Ү. Практическая часть. (Повторить технику безопасности во время работы с иглой) — Берём иголку, вдеваем чёрную нитку. — Смётываем полоски к основе. (Контроль за выполнением, помощь слабым, обязательное пользование напёрстком) ҮI. Физминутка. — Встали. Изобразите, как передвигается гусь, утка. — А теперь какие звуки издают эти птицы. — Как летают эти птицы, полетели, полетели и т.д. ҮII. Продолжение практической работы. Контроль за выполнением работы. Следить за осанкой детей. Если останется время, можно провести ещё одну физминутку. ҮIII. Практическая часть. — Сшиваем полоски сукна к одежде аккуратным краевым швом. — Для красной полоски берём красные нитки, для жёлтой полоски – жёлтые нитки и т.д. IX. Итог урока. — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Как называется ненецкая игрушка, которую мы начали изготавливать сегодня? Показ выполненных работ. Похвалить лучших.
|