Урок НПИ в 4 классе ҮIII вида.

Тема: Технология изготовления ненецкой куклы (ӈухуко)

Цель: познакомить с технологией изготовления ненецкой куклы (ӈухуко)

воспитание трудолюбия, самостоятельности;

развитие внимание учащихся, учить различать тонкость цвета.

Коррекция мелкой моторики пальцев на основе работы с иглой, устанавливание логической последовательности изготовления игрушки.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с иглой.

Оборудование и инструменты: иглы швейные, напёрстки, ножницы, нитки (чёрные, красные, жёлтые), клювы птиц (лебедь, казарка, гусь), красные, жёлтые розовые полоски сукна, готовые элементы одежды ӈухуко (сукно), образец – одежды ӈухуко. Названия игр. Схема последовательности изготовления ӈухуко, картинки с изображением птиц.

Словарная работа: ӈухуко, клюв.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Словарная работа

Схема изготовления ӈухуко

Картинки с изображением птиц

Названия

ненецких

игр

Ход урока:

Лексическое упражнение для развития памяти.

Актуализация опорных знаний и представлений учащихся.

Учить анализу восприятия информации.

Учить анализу восприятия информации.

Опора на зрительный анализатор.

Задание приучает детей к анализу жизненных ситуаций.

Упражнения на развитие памяти и разнообразие движений.

Коррекция мелкой моторики пальцев на основе работы с иглой.

Проверка полученных знаний.

I. Орг. момент:

— Сядет тот, кто назовёт названия детских игр ненецкого народа. «Ярколава», «Нямдко», «Пясько», «Ӈухукова».

II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

— Вот вы назвали названия детских игр. У всех народов есть свои детские игры. Ненецкие игрушки отличаются от игрушек других народов тем, что они сделаны своими руками или руками взрослых. Ненецкие ребятишки в тундре тоже играют. Дети в тундре играя, учатся жить. Некоторые игры разделены, есть игры только для мальчиков (ярколава, ӈынторма), только для девочек (эта игра называется ӈухукова)

Все игры чему-то учат и при этом развивают физически. Например, «Ярколава» — развивает сноровку, ловкость, меткость. «Нямдко» — игра с палочками – учит счёту, развивает кисть руки, развивает мышление.

Игра для девочек «Ӈухукова» — это тихая, спокойная игра в семью.

— Как вы уже поняли, игрушки, которыми играют девочки, называется «Ӈухуко».

— Показ ненецких игрушек «Ӈухуко».

— Ӈухуко бывают женского тела, мужского тела, старики и старухи.

Словарная работа.

III. Сообщение темы урока.

— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с последовательностью изготовления ненецкой куклы «ӈухуко».

— Скажите, пожалуйста, может кто-то из вас знает, из чего изготавливается «ӈухуко»?

— Правильно, из клювов птиц.

— Какие птицы прилетают к нам весной?

— Для изготовления «ӈухуко» используются клювы птиц – гусей (ябто), казарки (шако), уток (нябы, ӈано).

— Весной и осенью во время охоты заготавливают головы птиц, обрабатывают их, высушивают на свежем воздухе. (Показ клюва птицы)

IҮ. Объяснение практической части задания с показом.

— Сегодня мы должны начать изготовление вот такой куклы (показ).

— Берём клюв птицы, например, гуся.

— Выравниваем ножницами заднюю часть, чтобы удобнее было пришивать одежду.

— Эту заготовку (показ) называем одеждой для ӈухуко.

— Работать будем с готовыми элементами одежды.

— В тундре нет сантиметра, ненки пользуются фалангами пальцев для изготовления мелких вещей. Для изготовления ягушек, малиц пользуются расстоянием от большого до указательного пальца и т.д.

— А мы с вами будем измерять линейкой.

— Для изготовления одежды гуся, утки, казарки –

Верхняя часть — 6 см

Нижняя часть – 7 см

Длина – 8 см.

Для изготовления одежды лебедя –

Верхняя часть – 7 см

Нижняя часть – 9 см

Длина – 10 см

— Одежду изготавливаем из сукна.

I элемент – это одежда ӈухоко (показ)

II элемент – это украшение ӈухуко (показ)

— Украшения одежды изготовляется тоже из сукна, но разного цвета. Стараемся брать яркие, сочные цвета для куклы женского пола, и приглушенные цвета для кукол мужского пола.

Ширина полосок – 7 см

Длина – длина одежды.

— Обычно берут 5 различных полосок, 3 полоски разных цветов, по краям одного цвета. (показ)

— Как я уже сказала, сегодня мы с вами работаем с готовыми кроем, т.е. все элементы одежды скроены. Нам остаётся их пришить друг другу.

IҮ. Объяснение выполнения задания. (Показ учителя, дети повторяют)

Раздать всем детям элементы одежды куклы (лежат на столах)

— У вас на столах лежат элементы одежды ӈухуко.

— Берём элемент одежды, ложем перед собой, прикладываем к ней полоски, посередине – розовую полоску, по бокам – жёлтые полоски, и по краям с четырёх сторон красные полоски.

I этап работы – это смётывание полосок на одежду,

II этап — пришивание полосок краевым швом.

— Смётываем и прошиваем аккуратным краевым швом, лишнее отрезаем (показ).

— После того, как готова одежда, готовую одежду пришиваем к клюву птиц через глазные отверстия (показ).

— Кукла готова. Если мы хотим изготовить куклу женского пола, украшаем её накосниками (показ куклы в накосниках).

— Сегодняшняя цель нашего урока – это изготовление одежды куклы. Мы и начнём её выполнять.

Ү. Практическая часть. (Повторить технику безопасности во время работы с иглой)

— Берём иголку, вдеваем чёрную нитку.

— Смётываем полоски к основе. (Контроль за выполнением, помощь слабым, обязательное пользование напёрстком)

ҮI. Физминутка.

— Встали. Изобразите, как передвигается гусь, утка.

— А теперь какие звуки издают эти птицы.

— Как летают эти птицы, полетели, полетели и т.д.

ҮII. Продолжение практической работы.

Контроль за выполнением работы. Следить за осанкой детей.

Если останется время, можно провести ещё одну физминутку.

ҮIII. Практическая часть.

— Сшиваем полоски сукна к одежде аккуратным краевым швом.

— Для красной полоски берём красные нитки, для жёлтой полоски – жёлтые нитки и т.д.

IX. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как называется ненецкая игрушка, которую мы начали изготавливать сегодня?

Показ выполненных работ. Похвалить лучших.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here