Цели и задачи урока:
-
Продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.
-
Учить анализировать текст, рассуждать, мыслить.
-
Закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации.
-
Развивать устную речь, мышление. Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
-
Воспитывать культуру общения на уроке, чувства ответственности за других, тех, кто рядом. Формировать нравственные качества.
Оборудование урока:
-
Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 3 класс, 2 часть.
-
Портрет С. Козлова. (Приложение 1)
-
Выставка книг С. Козлова. (Приложение 2)
-
Картинки с изображением Ёжика и Медвежонка.
-
Магнитофон, кассета с записью С. Рахманинова «Вокализ».
-
Запись песни «Песня о дружбе» (Приложение 3).
-
Опорные слова (Приложение 4).
-
Синтезатор.
-
Самоанализ урока (Приложение 5)
Оформление доски:
7 декабря. Выразительные и изобразительные интонации. С. Козлов «Если меня совсем нет». Нет друга – ищи, а нашел – береги. | Опорные слова |
Для выставки:
Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок — лесовичок. Лунная дорожка. Правда, мы будем всегда? Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая.
Присутствовали: учителя начальной школы,
План урока:
Этап урока | Время в минутах | |
1 | Музыкальное приветствие. | 1 |
2 | Сообщение темы, задач и целей урока. | 1 |
3 | Проверка Д/З. | 5 |
4 | Подготовительная работа. Прослушивание музыки. Беседа. | 10 |
5 | Работа с выставкой книг. | 2 |
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
|
6 | Чтение сказки С. Козлова. | 5 |
7 | Анализ произведения. | 10 |
8 | Работа с иллюстрацией в учебнике. | 5 |
9 | Исполнение «Песни о дружбе» | 3 |
10 | Итог урока. Работа с пословицей. | 2 |
11 | Домашнее задание. | 1 |
| Итого по времени | 45 |
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, задачи и цели урока.
— Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас. Будем учиться определять характер музыки и характер героев произведения. Тема нашего урока записана на доске.
3. Проверка домашнего задания.
а) рассказ о герое, который произвёл на вас неизгладимое впечатление.
(Минисочинения детей о героях рассказа «Заячьи лапы»- К. Паустовского.)
4. Слушание и анализ музыкального произведения.
— Вы хорошо поработали над рассказом, и теперь, когда вы поняли характер произведения, попробуйте представить ту музыку, которая смогла бы передать такие же чувства, которые переживали герои рассказа К. Паустовского. Давайте разберём её характер по средствам выразительности: мелодия, лад, регистр, темп, ритм, динамика.
— А теперь давайте послушаем одно музыкальных произведений. С. Рахманинова «Вокализ».
— Как вы думаете, совпадают ли эти два произведения по характеру?
— А по средствам выразительности?
— Когда слушали музыку, то какие чувства вы испытали,?
— На предыдущем уроке музыки вы говорили об интонации в музыке.
— Что такое интонация? (Выразительность музыки)
— Какие бывают интонации? (Выразительные и изобразительные)
— А какие интонации вы услышали в произведении С.Рохманинова? (Выразительные, музыка выражает чувства человека)
— Какие точные интонации? (Грустные, печальные, светлые; тоска, одиночество)
— А, на мой взгляд, эта музыка по характеру больше подходит к произведению, с которым мы познакомитесь дальше.
5. Работа с выставкой книг.
— Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги с произведениями С. Козлова. Давайте вспомним, какие произведения этого автора мы уже читали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(исполняются танцевальные упражнения под музыку)
6. Первичное восприятие текста (Слушаем аудиосказку) (Приложение №7)
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением С. Козлова. Снова встретимся с понравившимися нам его героями — Ёжиком и Медвежонком.
— Вспомните этих героев. Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)
7. Анализ произведения.
— Что происходит с Ёжиком,как вы думаете,? (Он переживает за Медвежонка)
— Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за близкого)
— Можно ли сказать, что Медвежонок глупый?
(Нет, так нельзя сказать.)
— Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик?
(Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному и без Ёжика.
Поисковое чтение.
В тексте есть отрывок:
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— Меня нет.
— Так не бывает).
— Найдите ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание?
(Мы друг у друга есть.
Ты должен быть или у меня, или у себя дома.
Если тебя нет, то и меня нет).
— В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик очень дорог ему?
(Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду.
Побегу в соседний лес.
Переверну все вверх дном, и ты отыщешься).
— Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок у С. Козлова очень разные. Почему же они вместе?
(Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. У них есть общие интересы, им друг с другом очень комфортно, приятно находиться рядом).
— Что случилось с Медвежонком в конце сказки?
(Он рассердился, а, может, задумался)
— Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа?
(Потому что обычно ночью легко думать, размышлять, мечтать, т.к. ничто не отвлекает.)
— Что в этом пейзаже главное?
(Холодный свет луны, поднявшейся над лесом, разливающей свой свет на неразлучных друзей)
— О чем он заставляет задуматься?
(О смысле жизни, о значимости одного человека для другого, о ценности дружеских отношений. Очень важно знать, что ты кому-то необходим, чувствовать поддержку кого-то, чью-то любовь, тогда и жить становится легче и есть цель в жизни, ради которой стоит жить).
— Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ? (Приятель, дружок, товарищ).(Вывешиваются карточки на доску)
— Какие бывают друзья? (Верные, настоящие, преданные).
— Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?
(Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать).
— Трудно быть настоящим другом? (Да, трудно)
— Можно ли научиться быть хорошим другом? (Можно и нужно)
— Какие пословицы подойдут к нашему произведению?
-
Дружба — великая сила.
-
Человек без друга, что земля без воды.
-
Дружба заботой да подмогой крепка.
-
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
-
Без друга в жизни туго..
— Есть ли какая-то связь между рассказом «Заячьи лапы» К.Паустовского и сказкой
С. Козлова?
(Есть. И в рассказе и в сказке прослеживается мысль вечности. Нас не будет, но жизнь продолжится, и такие чувства, как дружба и любовь, преданность останутся всегда. Поэтому необходимо ценить то, что мы имеем, наслаждаться каждым мгновением, проведенным с близкими нам людьми. Неважно, кто это — близкий человек, животное или просто друг).
8. Работа с иллюстрацией.
— Рассмотрите иллюстрацию к книге. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
— Какой момент изображен на иллюстрации?
— Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке?
— Мы с вами тоже изучили песню о дружбе, давайте её исполним.
9. Исполнение «Песни о дружбе»- авт. Любаша
10. Рефлексия. Итог урока.
— О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских взаимоотношений).
—Что запомнилось? — Какие чувства вы испытываете после урока?
Сможем ли мы применить полученные знания в жизни?
— Что для себя взяли?
-Продолжите предложения .
Сегодня на уроке я…
-
узнал, открыл для себя…
-
научился, запомнил…
-
смогу применить,
-
использую в…
11. Д/З. стр.170-176, задания по группа:
1 гр.- Нарисовать портреты главных героев
2 гр.- Подобрать музыкальное произведение, которое подходит на ваш взгляд к этой литературной сказке.
3 гр. –подготовить инсценирование этого произведения.
12. Оценки за урок.