Цели и задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.

  2. Учить анализировать текст, рассуждать, мыслить.

  3. Закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации.

  4. Развивать устную речь, мышление. Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.

  5. Воспитывать культуру общения на уроке, чувства ответственности за других, тех, кто рядом. Формировать нравственные качества.

Оборудование урока:

  • Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 3 класс, 2 часть.

  • Портрет С. Козлова. (Приложение 1)

  • Выставка книг С. Козлова. (Приложение 2)

  • Картинки с изображением Ёжика и Медвежонка.

  • Магнитофон, кассета с записью С. Рахманинова «Вокализ».

  • Запись песни «Песня о дружбе» (Приложение 3).

  • Опорные слова (Приложение 4).

  • Синтезатор.

  • Самоанализ урока (Приложение 5)

Оформление доски:

 портрет

7 декабря.

Выразительные и изобразительные интонации.

С. Козлов «Если меня совсем нет».

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Друг дороже денег.
Говорить правду – потерять дружбу.

Опорные слова

Для выставки:

Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок — лесовичок. Лунная дорожка. Правда, мы будем всегда? Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая.

Присутствовали: учителя начальной школы,

План урока:

п/п

Этап урока

Время в минутах

1

Музыкальное приветствие.

1

2

Сообщение темы, задач и целей урока.

1

3

Проверка Д/З.

5

4

Подготовительная работа.

Прослушивание музыки.

Беседа.

10

5

Работа с выставкой книг.

2

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

6

Чтение сказки С. Козлова.

5

7

Анализ произведения.

10

8

Работа с иллюстрацией в учебнике.

5

9

Исполнение «Песни о дружбе»

3

10

Итог урока. Работа с пословицей.

2

11

Домашнее задание.

1

 

Итого по времени

45

 Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, задачи и цели урока.

— Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас. Будем учиться определять характер музыки и характер героев произведения. Тема нашего урока записана на доске.

3. Проверка домашнего задания.

а) рассказ о герое, который произвёл на вас неизгладимое впечатление.

(Минисочинения детей о героях рассказа «Заячьи лапы»- К. Паустовского.)

4. Слушание и анализ музыкального произведения.

— Вы хорошо поработали над рассказом, и теперь, когда вы поняли характер произведения, попробуйте представить ту музыку, которая смогла бы передать такие же чувства, которые переживали герои рассказа К. Паустовского. Давайте разберём её характер по средствам выразительности: мелодия, лад, регистр, темп, ритм, динамика.

— А теперь давайте послушаем одно музыкальных произведений. С. Рахманинова «Вокализ».

— Как вы думаете, совпадают ли эти два произведения по характеру?

— А по средствам выразительности?

— Когда слушали музыку, то какие чувства вы испытали,?

— На предыдущем уроке музыки вы говорили об интонации в музыке.

— Что такое интонация? (Выразительность музыки)

— Какие бывают интонации? (Выразительные и изобразительные)

— А какие интонации вы услышали в произведении С.Рохманинова? (Выразительные, музыка выражает чувства человека)

— Какие точные интонации? (Грустные, печальные, светлые; тоска, одиночество)

— А, на мой взгляд, эта музыка по характеру больше подходит к произведению, с которым мы познакомитесь дальше.

5. Работа с выставкой книг.

— Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги с произведениями С. Козлова. Давайте вспомним, какие произведения этого автора мы уже читали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(исполняются танцевальные упражнения под музыку)

6. Первичное восприятие текста (Слушаем аудиосказку) (Приложение №7)

— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением С. Козлова. Снова встретимся с понравившимися нам его героями — Ёжиком и Медвежонком.

— Вспомните этих героев. Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)

7. Анализ произведения.

— Что происходит с Ёжиком,как вы думаете,? (Он переживает за Медвежонка)

— Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за близкого)

— Можно ли сказать, что Медвежонок глупый?

(Нет, так нельзя сказать.)

— Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик?

(Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному и без Ёжика.

Поисковое чтение.

В тексте есть отрывок:

Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

— А ты где?

— Меня нет.

— Так не бывает).

— Найдите ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание?

(Мы друг у друга есть.

Ты должен быть или у меня, или у себя дома.

Если тебя нет, то и меня нет).

— В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик очень дорог ему?

(Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду.

Побегу в соседний лес.

Переверну все вверх дном, и ты отыщешься).

— Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок у С. Козлова очень разные. Почему же они вместе?

(Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. У них есть общие интересы, им друг с другом очень комфортно, приятно находиться рядом).

— Что случилось с Медвежонком в конце сказки?

(Он рассердился, а, может, задумался)

— Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа?

(Потому что обычно ночью легко думать, размышлять, мечтать, т.к. ничто не отвлекает.)

— Что в этом пейзаже главное?

(Холодный свет луны, поднявшейся над лесом, разливающей свой свет на неразлучных друзей)

— О чем он заставляет задуматься?

(О смысле жизни, о значимости одного человека для другого, о ценности дружеских отношений. Очень важно знать, что ты кому-то необходим, чувствовать поддержку кого-то, чью-то любовь, тогда и жить становится легче и есть цель в жизни, ради которой стоит жить).

— Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ? (Приятель, дружок, товарищ).(Вывешиваются карточки на доску)

— Какие бывают друзья? (Верные, настоящие, преданные).

— Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?

(Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать).

— Трудно быть настоящим другом? (Да, трудно)

— Можно ли научиться быть хорошим другом? (Можно и нужно)

— Какие пословицы подойдут к нашему произведению?

  • Дружба — великая сила.

  • Человек без друга, что земля без воды.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.

  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.

  • Без друга в жизни туго..

— Есть ли какая-то связь между рассказом «Заячьи лапы» К.Паустовского и сказкой

С. Козлова?

(Есть. И в рассказе и в сказке прослеживается мысль вечности. Нас не будет, но жизнь продолжится, и такие чувства, как дружба и любовь, преданность останутся всегда. Поэтому необходимо ценить то, что мы имеем, наслаждаться каждым мгновением, проведенным с близкими нам людьми. Неважно, кто это — близкий человек, животное или просто друг).

8. Работа с иллюстрацией.

— Рассмотрите иллюстрацию к книге. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.

— Какой момент изображен на иллюстрации?

— Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке?

— Мы с вами тоже изучили песню о дружбе, давайте её исполним.

9. Исполнение «Песни о дружбе»- авт. Любаша

10. Рефлексия. Итог урока.

— О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских взаимоотношений).

Что запомнилось? — Какие чувства вы испытываете после урока?

Сможем ли мы применить полученные знания в жизни?

— Что для себя взяли?

-Продолжите предложения .

Сегодня на уроке я…

  • узнал, открыл для себя…

  • научился, запомнил…

  • смогу применить,

  • использую в…

11. Д/З. стр.170-176, задания по группа:

1 гр.- Нарисовать портреты главных героев

2 гр.- Подобрать музыкальное произведение, которое подходит на ваш взгляд к этой литературной сказке.

3 гр. –подготовить инсценирование этого произведения.

12. Оценки за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here