МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
ЕКАТЕРИНОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Символы нашего села»
Автор: учитель начальных классов
МКОУ СОШ п.Индустриальный
Андреева Марина Петровна
2013 – 2014
Методический паспорт учебного проекта «Символы нашего села»
Тема учебно-тематического плана предмета | Предмет: окружающий мир, учебник «Окружающий мир (Моё Отечество). 3 класс, часть 2/А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова, С.В. Тырин –М.:Баласс, 2013. -144 с.» Тема раздела: Твои родные и твоя Родина Тема урока 5: Память о прошлом | |
| Цель | Создать условия для реализации творческих замыслов учащихся и получения социального продукта (макеты символов села) |
| Задачи | — помочь ученикам получить информацию о своём селе, учить преподносить эту информацию другим; — обучать исследовательской деятельности (генерировать идеи, выбирать лучшие), обучать социальному взаимодействию и толерантности (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло), развивать креативные способности обучающихся, обучать выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; — учить проводить рефлексию своей деятельности, воспитать чувство ответственности и гордости за своё село |
| Учебно-педагогическая задача | -Какими вы представляете себе герб и флаг нашего села? -Как, используя накопленные знания по изучаемым предметам, разработать макет герба и флага нашего села? |
| Характеристика проекта | -надпредметный, социальный, -школьный, -групповой, -информационный, — творческий |
| Возраст учащихся | 3 класс |
| Время работы над проектом | Месяц (октябрь 2013 г.) |
| Режим работы | Урочный (1 урок, начало проекта, погружение в проблему) Внеурочный (проектная деятельность, защита проекта) |
| Продукт проекта | Макеты герба и флага села |
2. Обеспечение | Материально-техническое и учебно-методическое оснащение |
ПК, мультимедиапроектор, экспозиционный экран, принтер лазерный, фотокамера цифровая |
| Дополнительно привлекаемые | Родители обучающихся, библиотекарь школьной библиотеки, библиотекарь местного сельского Дома культуры www.ekaterinovka.sarmo.ru http://www.nachalka.info/ (электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия) Энциклопедия «История России. 862 – 1917 гг.» (электронное пособие) – М.: «ВЕСЬ» — Добрые вести. -2004 |
| ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы | Целеполагание, планирование группового взаимодействия на общий результат, работа с различными источниками информации, структурирование изученной информации по заданной форме, презентативные навыки |
| Мотивация к познанию, работе | Конкурс на лучший герб и флаг нашего села, объявленный администрацией Индустриального муниципального округа |
3. Предполагаемые приращения | Новое содержание по темам |
|
| Новые практические приёмы | Развитие навыков самооценивания этапов деятельности по циклу проектирования, развитие умения предъявлять свою работу другим |
| Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта | Исследовательские: генерировать идеи; выбирать лучшее решение Социального взаимодействия:
Коммуникативные:
Оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других Информационные:
Презентационные:
Рефлексивные:
Менеджерские:
|
| Воспитание толерантности | — умение выслушивать и принимать другую точку зрения, аргументировать свой ответ и спорить, соблюдая правила общения, идти на компромисс |
| Расширение кругозора | — получение дополнительной информации о своей малой родине, о геральдике как науке |
| Развитие навыков | — самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, — самостоятельного принятия решений, — коммуникативности в информационном обмене; в ролевом взаимодействии (умение выполнять отведённую тебе лично группой роль, — мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании и другом, — самоанализа и рефлексии |
4.Осуществление деятельности |
| 1 группа: чтение краеведческой литературы, местной периодической печати, сбор информации о своём селе в беседах со взрослыми, работа в библиотеках 2 группа: сообщение о геральдических законах (простейшее), о символах РФ индивидуальный этап проекта: свой эскиз герба села, коллективный этап проекта: выполнение единого макета герба и флага нашего села, 3 группа: подбор стихов (сочинение) для защиты проекта, 4 группа: подготовка сценария защиты проекта, разучивание выступлений |
| Статус учебного проекта | Социальный проект |
| Автор-разработчик | Учитель начальных классов МКОУ СОШ п.Индустриальный Андреева М.П. |
| Опыт использования | Проведён в рамках предмета окружающий мир и сельского конкурса социального проекта «Герб и флаг нашего села» |
| Степень распространения | Муниципальный: http://industr-school.okis.ru/ |
| Критерии оценки проекта | Критерии оценки проекта (см. приложение) взяты из программы внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты», составленной на основе данных материалов: 1.Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/ 2. Горячев А.В. Организация проектной деятельности. gor 2@procenter .net .ru |
|
|
|
Защита проекта «Символы нашего села»
Индивидуальные эскизы герба. Наш макет герба села.
1 ученик:
Как мы выполняли проект.
На занятиях кружка «Учимся создавать проекты» мы узнали об истории нашего села и о конкурсе.
Сначала каждый из нас придумал свой эскиз герба села.
2 ученик:
Потом все идеи соединились в один макет, который нам помогли оформить родители.
Мы – россияне, поэтому фон герба повторяет цвета российского флага: белый – благородство, синий – верность и честность, красный – смелость и мужество нашего народа.
3 ученик:
На гербе отражена история села.
В далёком 1929 году образовался совхоз-«гигант» Индустриальный. Жители его были трудолюбивыми. Много хлеба, мяса и молока производили они для страны.
4 ученик:
Потомки продолжили добрые традиции: в прудах разводят рыбу, на фермах – телят и коров, на нашей земле выращивают хлеб и подсолнечник.
5 ученик:
Индустриальный – родина моя!
Поля, сады, пруды и реки,
Я всей душой люблю тебя,
Моя ты родина навеки!
Шумят берёзы, тополя,
Посевы в поле зеленеют…
6 ученик:
Я жизнь отдал бы за тебя,
Кривить душой я не умею.
Когда окончу школу я,
Пойду служить родной Отчизне.
И буду помнить я всегда
Индустриальный – родина моя!
7 ученик:
В центре белого флага прямоугольной формы изображён герб.
8 ученик:
Как силён наш посёлок –
Им Россия горда!
В нём – вся жизнь и дела
Трудового народа
Описание символов нашего села
Герб нашего села отражает историю посёлка.
С 1929 года совхоз-«гигант» «Индустриальный» производил для страны хлеб и мясо-молочную продукцию. Потомки продолжили добрые традиции:
в прудах разводят рыбу, на фермах – телят и коров, на нашей земле выращивают хлеб и подсолнечник.
Герб имеет форму французского щита: прямоугольник, заострённый книзу. Фон герба разделён на четыре части и повторяет российский триколор: белый цвет – благородство, синий – верность и честность, красный – смелость и мужество нашего народа. В правой верхней четверти на синем фоне изображена рыба (посёлок богат прудами, население занимается рыбоводством и рыболовством); в левой нижней четверти на красном фоне – изображение «бурёнки» (в СХПК выращивают телят, коров); в правой нижней четверти на белом фоне – подсолнух (в хозяйстве развито производство подсолнечника); в левой верхней четверти на белом фоне изображён каравай (хлеб-соль) на полотенце и золотые колосья пшеницы – главное богатство нашей гостеприимной земли.
Флаг – полотнище прямоугольной формы белого цвета. В центре флага изображён герб.
Коллектив обучающихся 3 класса МКОУ СОШ п.Индустриальный
Классный руководитель – Андреева М.П.
Приложение 1
Критерии для оценки сформированности
коммуникативной компетентности
| 1 балл | 2 балла |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно. | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель. | Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
Критерии для оценки сформированности
информационной компетентности
| 1 балл | 2 балла |
Поиск информации
| Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация. | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. | Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил полученную информацию. | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации. | Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
Критерии для оценки сформированности
компетентности решения проблем
| 1 балл | 2 балла |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. | На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата
| Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом. | Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Приложение 2
Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)
1. Название проекта: ________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом? ________________________________
_____________________________________ ____________________________
________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом? ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить? _________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________ —-____________________________
5. Как я работал над проектом:
Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 3
Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом
Ученик:______________________________________________
Руководитель:_________________________________________
Название проекта_______________________________________
Помощь, оказанная ученику:
Работа с информацией | Коммуникация | ||||
Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
Проб-лема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы | |||||
|
| ||||||||
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи | |||||
|
| ||||||||
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | ||||||
|
| ||||||||
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | ||||||
|
| ||||||||
Оценка результата | 1 | Отнёсся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту | |||||
|
| ||||||||
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | ||||||
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | |||||||||
Поиск информации | 1 | Задаёт вопросы по ходу работы | 2 | Задаёт вопросы при планировании | |||||
|
| ||||||||
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объём информации (1 источник) | ||||||
|
| ||||||||
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | 2 | Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание | |||||
|
| ||||||||
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привёл пример, подтверждающий вывод | ||||||
|
| ||||||||
Коммуникация Количество баллов: ______________ | |||||||||
Письм. ком-я | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | |||||
|
| ||||||||
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану | |||||
|
| ||||||||
| Уточняющий вопрос | ||||||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привёл дополнительную информацию | ||||||
|
| ||||||||
Продуктивная коммуникация | 1 | Следуют теме и процедуре | 2 | Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре | |||||
|
| ||||||||
1 | Высказываются, относятся к высказываниям | 2 | Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее | ||||||
|
| ||||||||
Всего баллов: ______________ |
Используемые источники:
1.Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/
2. Горячев А.В. Организация проектной деятельности. gor 2@procenter .net .ru
3. Фотографии из личного архива учителя за 2013 – 2014 учебный год