Министерство образования Саратовской области
Управление образования администрации Петровского района и города Петровска
Программа
факультативного курса по литературе (интегрированный курс литературы, музыки, живописи)
«Азбука искусства»
для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ
Составила: Сосипатова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Петровска Саратовской области
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости
Ничто, кроме искусства, не в состоянии передать мир во всем его богатстве и многообразии. На уроках искусства есть возможность узнать о культуре давних времен и исчезнувших народах, искусство которых доносит до нас облик некогда живших людей, их обычаях и нравах.
Интегрированный курс «Азбука искусства» познакомит учащихся с достижениями человечества, ценность которых не уменьшается с ходом тысячелетий, познакомит с культурой своего народа.
Знание основ искусства и культуры поможет ученику углубиться в историю искусства, сделать первые шаги в мир радости, добра и красоты, познать переживание, сочувствие, любовь.
Первоначальные знания этого удивительного мира помогут учащимся более серьезно подготовиться к обстоятельному разговору об искусстве и культуре в старших классах на уроках литературы и МХК.
Урок искусства – это особый урок. Он, прежде всего, должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Искусство предполагает духовное общение, поэтому так необходимо на уроке сотрудничество, сотворчество учителя и ученика.
Программа интегрированного курса «Азбука искусства» ставит перед собой следующий ряд задач:
-
формирование самосознания личности, обогащение ее духовного мира, расширение кругозора, развитие эстетического вкуса;
-
знакомство с новыми именами и произведениями искусства, овладение языком искусства;
-
воспитание любви к прекрасному, утверждение красоты человеческих отношений в повседневной жизни;
-
развитие коммуникативных навыков и их совершенствование.
Рекомендуются разнообразные формы проведения занятий:
-
уроки-исследования;
-
уроки восприятия искусства;
-
уроки творчества;
-
уроки-концерты;
-
уроки-праздники;
-
уроки-путешествия и т.д.
Все изучение учебного материала строится на уровне исторических периодов: античность, средние века, Возрождение, XVIII век, XIX век, современность. Синхронно изучаются отечественная и зарубежная культура и различные виды искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр и т.д. Такая структура позволяет рассмотреть закономерности формирование и развитие культуры, легко переходить от прошлого к настоящему, сформировать целостное представление о культуре, позволяющей интегрировать исторические события и факты в единую картину. Интегрированный принцип построения курса дает широкие возможности для связей с предметами гуманитарного и эстетических циклов.
Это позволит воспитать чувство красоты, умение видеть прекрасное в жизни и создавать его, самостоятельно мыслить, наблюдать, делать выводы, развивать творческие способности.
Акцентируется внимание на изучении исторических, трудовых, бытовых, нравственно-духовных и эстетических традиций в искусстве. В центре внимания изучаемого периода будет стоять личность с ее эстетическими и нравственными ценностями.
Особое внимание уделяется урокам-путешествиям. Дети познакомятся с шедеврами мирового искусства, с музеями мира: Эрмитажем, Лувром, Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей. Цель и задачи этих уроков – знакомство с новыми именами, поиск сведений о забытых мастерах, изучение особенностей произведений искусств.
Программа 5 класса направлена на установление внутренних связей всех видов искусства: музыки с литературой и изобразительным искусством, литературой с архитектурой и скульптурой и т.д. Обучающиеся должны почувствовать, что все виды искусства связаны между собой и знание одного из них помогает глубокому восприятию остальных. Так, изучая культуру античного периода, слушая греческую музыку, ученики познакомятся с героями античных мифов в литературе и скульптуре. Рассмотрят вопросы отражения народной культуры в сказках и сказочных операх, в народном костюме, в прикладном искусстве. Учащиеся познают мир чувств, отношение к добру и злу, прекрасному и безобразному. Они узнают и о том, до какой степени удивительный человек-художник, как тонко он чувствует красоту во всем, потому что он сам – творец красоты. В качестве методического приема для более эмоционального восприятия, применяем музыку, созвучную теме разговора. Так в малоемкой теме «Русские сказочные оперы» канвой проходит тема «Литературная сказка», а музыка звучит для более полного колорита изучаемого жанра искусства.
В основе курса 6 класса лежит знакомство с культурой различных народов, их взаимосвязь и взаимопроникновение, связь искусства с мировоззрением на развитие культуры и искусства.
Учащиеся познакомятся с мировоззрением древнего человека, его страхом перед силами природы, с обрядовой поэзией.
Очень подробно рассматривается тема «Древнерусское искусство». Ребята узнают, что с принятием христианства на Руси быстро начнет развиваться самобытная культура, которая найдет свое отражение в построении храмов, живописи, развитии книжного дела, в прикладном искусстве.
Учащиеся познакомятся с русским фольклором, воплощением его в музыкальных произведениях русских классиков: в музыке Чайковского и Римского-Корсакова, в живописи Васнецова. Познакомятся с русскими народными праздниками: русальной неделей, праздником Ивана-Купалы, Петровым днем, Покровом, Зимними святками, Масленицей, Красной горкой и т.д. У ребят сформируется представление о культурно-творческой функции народа. Это поможет раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние истории Русского государства и его народной культуры.
Учащиеся узнают, как нашли свое отражение древние обряды и праздники в литературе нашего народа («Снегурочка» (Масленица), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Перунов день), «Марья Маревна» (аграрный цикл)).
Познавая истоки возникновение родной культуры и ее развитие, учащиеся смогут лучше ориентироваться в современном мире искусства, научатся отмечать истинные произведения мастеров от подделок и фальши.
В курсе 7 класса большое внимание уделяется воплощению античных, библейских, евангельских сюжетов и образов в произведениях мирового искусства. Учащиеся познакомятся с творчеством художников эпохи Возрождения: великими Рафаэлем, Рембрандтом, Леонардом да Винчи, Микеланджело, новаторством их искусства, традициями. Познакомятся с полифонической музыкой Баха, религиозной тематикой великого мастера, с народными истоками его произведений.
В процессе обучения учащиеся познакомятся с новым видом искусства – мюзиклом, где сочетается драматургия с различными видами искусства: живописью, музыкой, танцем, театром, которые позволят наиболее полно воспроизвести замысел автора.
Учащиеся узнают, как нашли свое отражение евангельские сюжеты в произведениях русских классиков и современных видах искусства. Например, в искусстве Алексея Зеля (кварцевое стекло), в росписях Хохломы, в прикладном искусстве, а также в творчестве русских поэтов, современной духовной поэзии.
Синхронно изучается культура Средневековья в Западной Европе и на Руси. Учащиеся познакомятся с произведениями искусства, в которых нашли свое отражение исторические события этой эпохи. Например, героический эпос романских народов в «Песне о Роланде», испанского народа в «Песне о Сиде», русского народа в «Слове о полку Игореве».
Знакомство с культурой различных стран воспитывает у учащихся уважение к обычаям, языку и культуре различных народов. Это путь к дружбе и уважению между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
В 8 классе обстоятельно и подробно рассматриваются вопросы русской национальной культуры, ее истоки, историческое развитие. Учащиеся познакомятся с культурой родного края, где немалая роль отводится изучению культуры татарского и мордовского народов, населяющих территорию Петровского района, их народными обрядами, литературным творчеством.
Учащиеся в курсе 8 класса узнают об истории народного календаря как части истории отечественной культуры, прошедшей долгий и сложный путь, узнают о влиянии народного календаря на житейский порядок русского человека, об отражении его в делах и мыслях людей, об укреплении веры.
Это поможет, хотя бы частично, вернуть в нашу жизнь исконно русские праздники, радость которых так надолго было утрачена на Русской земле.
Нынешнее время отмечено всевозрастающим интересом к христианской культуре. Рождение великой русской культуры связано с именами древних летописцев Нестора, Епифана Премудрого, Пахомия Логофета, посвятивших свое творчество прославлению русских святых. Учащиеся познакомятся с «Житиями святых Древней Руси», в которых воплотился нравственный идеал, веками питавший народную жизнь.
Большой внимание уделяется обрядовой поэзии, а также и развитию русской народной песни, ее видам: колыбельной, трудовой, исторической, бытовой, лирической в которых раскрывается характер и быт народа.
В данном курсе рассматривается вопрос об удивительном виде народного песенного творчества – частушке. Ребята познакомятся с ее истоками, влиянием на нее старинных скоморошных песен.
На уроках-концертах ребята встретятся с поэтами-земляками, познакомят слушателей со своими творческими работами. Это позволит активизировать интерес учащихся к анализу окружающей жизни, вооружить приемами объективной оценки различных культурных явлений, хранить народные традиции своего народа.
5 класс
«Нулевая анкета» |
| |
I | Введение в предмет (Цель и задачи курса) | 1 ч. |
II | Основные виды искусства и их выразительные средства (Формы малые и крупные):
| 7 ч. |
III | Искусство в жизни человека | 2ч. |
IV | Искусство античности:
| 7ч. |
V | Русский фольклор.
| 5ч. |
VI | Литературная сказка. | 1ч. |
VII | Русские сказочные оперы. Опера.
| 3ч. |
VIII | Отражение народной культуры в национальном костюме и произведениях прикладного искусства. | 2ч. |
IX | Уроки-эксурсии:
| 2ч. |
X | Уроки восприятия искусства:
| 4ч. |
|
| 34ч. |
6 класс
Введение. Значение искусства в жизни человека. | 1ч. | |
II | Мифы народов мира:
| 5ч. |
III | Древний Рим. Римский скульптурный портрет. | 2ч. |
IV | Древнерусское искусство:
| 10ч. |
V | Русская природа и русский фольклор в произведениях искусства. | 2ч. |
VI | Фантастика сказок и легенд в произведениях искусства (А. Пушкин, А. Островский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Васнецов и др.) | 3ч. |
VII | Уроки-путешествия:
| 5ч. |
VIII | Уроки восприятия искусства. | 6ч. |
|
| 34ч. |
7 класс
Введение. Содержание курса. | 1ч. | |
II | Античные, библейские, евангельские сюжеты и образы в произведениях мирового искусства:
| 9ч. |
III | Страницы народного христианского календаря:
| 5ч. |
IV | Искусство Средневековья в Западной Европе и на Руси:
| 10ч. |
V | Искусство Востока:
| 2ч. |
VI | Америка в средние века (искусство народов майя, ацтеков, инков). | 1ч. |
VII | Уроки-путешествия:
| 2ч. |
VIII | Уроки восприятия искусства. | 4ч. |
|
| 34ч. |
8 класс
Вводное занятие. О содержании курса. | 1ч. | |
II | Искусство народов мира в эпоху Возрождения.
| 4ч. |
III | Русская старина:
| 5ч. |
IV | Русская обрядовая поэзия. | 2ч. |
V | Русская народная песня. Ее виды. | 3ч. |
VI | Русский романс. | 2ч. |
VII | Частушки. | 1ч. |
VIII | Творчество моих земляков (литература, музыка, местные художники). | 2ч. |
IX | Культура родного края:
| 4ч. |
X | Уроки восприятия искусства:
| 4ч. |
XI | Уроки-путешествия:
| 4ч. |
| Резервные уроки. | 2ч. |
|
| 34ч. |
Список литературы
-
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство М., Высш. Школа, 1993г.
-
История Отечества в лицах (биографическая энциклопедия). М., изд. «Книжная палата», 1993г.
-
Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., «Мысль», 1993г.
-
Музыкальная литература (учебники для ДМШ).
-
Старкова З.С. Литература и живопись, М., «Просвещение», 1985г.
-
Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. М., «Просвещение», 1988г.
-
Федотов Г. «Святые Древней Руси». «Московский рабочий», 1990г.
-
Юдин В. «Дни величальные» (страницы христианского календаря).
-
Ямщиков С. «Спасенная красота». М, «Просвещение», 1986г.