МКОУ «Александровская СОШ»

Утверждено

Директор

МКОУ «Александровская СОШ»

«___»______________201 г.

____________/Гебель И.А./

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Что? Где? Когда?»

Направление: социальное (проектная деятельность)

Класс: 3 (8-9 лет)

Срок реализации: 2013-2014 уч. год (68 часов)

Автор: Клизе Л.Н.

I. Пояснительная записка

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению (проектная деятельность) предназначена для работы с детьми 3 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в среднем и старшем звене.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно — ориентированный, деятельностный подходы.

Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Цель:— развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.

Задачи:

1. Овладение учащимися знаниями о населённом пункте, в котором проживают, об основных природных объектах родного края:

— Способствовать созданию гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю.

— Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, семье, близким и родным людям.

— Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

II. Общая характеристика курса

Программа курса «Что? Где? Когда?» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.
Программа включает 2 модуля, направленные на организацию знакомства учащихся 3 класса с окружающим миром «Природные объекты села» и вхождение в социальное пространство « Человек и общество».

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Программа курса Что? Где? Когда?» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.Практическая деятельность включает элементы исследований, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде фотографий, рисунков, создание плана-карты, создание маршрутных листов, мини-сочинений, проектов.

Развитие навыков осуществляется от простого к более сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Учебные занятия в кружке организуются разными формами: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

  • сформировать у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

  • выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

  • определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

  • распределение работы между участниками;

  • умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

  • владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

  • умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений о родном крае являются игры, конкурсы, изобразительные работы, выставки, блокноты, проекты.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

III. Место курса в учебном плане

Курс «Что? Где? Когда?» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Реализуется сроком в 1 год.

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Наполняемость группы – до 10 человек.

IV. Ценностные ориентиры содержания курса

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

— доброжелательность, доверие и внимание к людям;

уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

— критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

— умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные результаты.

Самоопределение

— Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

— Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.

— Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного

в преобладании учебно-познавательных мотивов.

— Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.

— Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении и поступках.

Смыслообразование

Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.

Сформированы основы внутренней мотивации.

Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Сформирована мотивация в программе «Здоровый человек – успешный человек».

Морально-этическая ориентация

— Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- как собственных, так и других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

— Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные

Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.

Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.

Использование речи для регуляции своего действия.

Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.

Познавательные

Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно — следственной связи.

Понимание причин своего успеха/ неуспеха.

Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

VI. Содержание курса

Модуль краеведческий. Природные объекты родного края.

Тема 1. Природные объекты села (11 ч.)

Знакомство с памятником природы села(озеро Кошкуль). Знакомство с флорой и фауной озера. Введение географических и топографических понятий. Экскурсия к озеру. Выработка правил поведения на водоёмах. Знакомство с климатическими условиями проживания. Организация наблюдения за изменениями природы. Работа с шаблонами, «наполнение заданиями», раскрашивание по образцам. Организация выставки рисунков, фотографий.

Тема 2. Знаменитые земляки (5 ч.)

Знакомство с историей жизни знаменитых земляков. Представление их творчества (исторические справки, рассказы). Экскурсия в музей села. Организация выставки рисунков, фотографий.

Тема 3. Транспортные маршруты (5 ч.)

Знакомство с транспортными маршрутами населённого пункта. Выработка правильного поведения в общественном транспорте. Создание памяток «Как вести себя в автобусе», «Как вести себя, если ты выбрал неправильный маршрут». Обсуждение памяток на кружковом занятии. Создание план-карты движения автобуса от автовокзала до г. Омска. Экскурсия на автовокзал. Представление на рисунках, фотографиях. Работа с шаблонами, «наполнение заданиями», раскрашивание по образцам.

Тема 4. Знакомство и работа с маршрутами (2 ч.)

Работа с уже составленными маршрутами, исправление предлагаемых ошибок. Отработка на практике умения ориентироваться и выбирать рациональный путь продвижения в выбранном направлении. Отработка правильного поведения в общественном транспорте. Представление на рисунках, фотографиях. Работа с шаблонами, «наполнение заданиями», раскрашивание по образцам.

Тема 5. Создание собственных маршрутов (5 ч.)

Разработка и создание собственных маршрутов(маршрутов для соседа по парте) в различных направлениях, которые могут быть необходимы ученикам. Отработка умения пользоваться данными маршрутами. Оформление блокнота « Я и мои дороги». Представление своей поездки на фото, рисунках.

Тема 6. Представление проекта «Моё село» (2 ч.)

Представление проекта «Моё село» (фотовыставка, конкурс рисунков, блокнотов «Я и мои дороги», рассказы на темы «Мои маршруты», «Как вести себя в транспорте» и др.

Модуль: «Человек и общество»

Тема 7. «Мы и наше здоровье»(11 ч.)

Формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как едино целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».Тема 8. «Наша безопасность»(8 ч.)

Представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Тема 9. «Человек и общество»(10 ч.)

представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой.

Тема 10. «Путешествия по городам России» (4 ч.)

Материал этого раздела представлен в форме путешествий по городам России, по знаменитым местам родной страны. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания, областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Резерв – 5 часов.

VII. Тематическое планирование

п/п

Раздел,

тема занятия

Количество часов

В том числе

Характеристика основных видов деятельности учащихся

аудиторных

внеаудиторных

Тема: «Природные объекты села» (11 ч.)

1-2

Экскурсия к озеру Кошкуль. Представление озера на фото и рисунках.

Наблюдение за изменениями погоды.

2

1

1

Наблюдать. Сравнивать.

Узнавать историю происхождения и названия озера.

Представлять увиденный объект на фото и рисунках.

Наблюдать за изменениями погоды.

3-4

Знакомство с географическим и топографическим понятием «озеро».

Познавательная игра «Найди на карте».

Наблюдение за изменениями погоды.

2

1

1

Знакомиться с топографическим и географическим понятием «озеро».

Получать в процессе игры новые знания.

Получать первые навыки ориентирования по карте.

Наблюдать за изменениями погоды.

5-6

Знакомство с флорой и фауной озера Кошкуль.

Создание памятки «Как вести себя на водоёмах».

Наблюдение за изменениями погоды.

2

1

1

Знакомиться с неживой и живой природой озера.

Создавать памятку. Обосновывать своё правило включенное в памятку.

Наблюдать за изменениями погоды.

7-8

Проект «Разнообразие природы родного края»

2

1

1

Готовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

9-10

Берегите воду!

2

1

1

Объяснять использование воды человеком. Характеризовать меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

11

Организация выставки рисунков и фотографий.

Наблюдение за изменениями погоды.

1

0,5

0,5

Организовывать выставку.

Давать оценку работ учащихся.

Наблюдать за изменениями погоды.

Тема: «Знаменитые земляки»(5 ч.)

12

Экскурсия в музей с целью ознакомления с творчеством художника А.К.Вормсбехер.

1

0

1

Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея.

Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте.

13-14

Экскурсия на ферму

К.А.Вормсбехер.

2

1

1

Наблюдать, слушать рассказ фермера.

Задавать вопросы. Вести диалог.

15

Представление посещённых объектов на рисунках и фото.

1

0,5

0,5

Представлять объекты на рисунках и фото.

16

Организация выставки.

1

1

0

Организовывать выставку, сравнивать работы, давать оценку. Высказывать своё мнение.

Тема: «Транспортные маршруты» (5 ч.)

17

Знакомство с транспортными маршрутами села. Экскурсия на автовокзал.

1

0

1

Знакомиться с транспортными маршрутами села. Вести диалог с работником автовокзала. Задавать вопросы.

18

Создание памяток «Как вести себя в автобусе», «Как вести себя, если ты выбрал неправильный маршрут».

Обсуждение памяток.

1

1

0

Создавать памятки. Вести обсуждение.

Выявлять ошибки, планировать свои действия в различных дорожных ситуациях.

19-20

Представление своей поездки на автобусе, маршрутном такси в виде рисунков.

Знакомство с дорожными знаками.

2

1

1

Рисовать по представлению поездку на автобусе, маршрутном такси. Включать воображение в ходе рисования поездки.

Узнавать дорожные знаки.

21

Работа с шаблонами, раскрашивание по образцу.

1

1

0

Работать по шаблону, раскрашивать по образцу. Дорисовывать недостающие элементы дорожных знаков.

Тема: «Знакомство и работа с маршрутами» (2 ч.)

22-23

Работа с составленными маршрутами.

2

1

1

Работать с уже составленными маршрутами.

Отрабатывать на практике умение ориентироваться и выбирать наиболее рациональны и безопасный путь передвижения.

Тема «Создание собственных маршрутов» (5 ч.)

24-25

Разработка и создание индивидуального маршрута « От школы до дома»

2

1

1

Разрабатывать и создавать индивидуальный маршрут.

26

Отработка умения пользоваться маршрутом.

Практическое занятие.

1

0

1

Отрабатывать умение пользоваться маршрутом.

27

Оформление блокнота «Я и мои дороги»

1

1

0

Оформлять блокнот.

28

Ролевая игра на отработку умения вести себя в маршрутном транспорте»

1

0,5

0,5

Соблюдать правила ролевой игры.

Отрабатывать умение вести себя в маршрутном транспорте.

Тема: «Представление проекта «Моё село» (2 ч.)

29-30

Представление и защита проекта «Моё село».

2

2

0

Представлять и защищать свой проект.

Давать оценку работ учащихся. Давать самооценку своей работы.

Тема: «Мы и наше здоровье»(11ч.)

31-32

Организм человека.

2

2

Характеризовать органы и системы органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная.

33-34

Надёжная защита организма.

2

1

1

Характеризовать средства гигиены и способы ухода за кожей.

35-37

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров».

Презентация проекта.

3

2

1

Определять наличие питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины) в продуктах питания.

38-39

Умей предупреждать болезни.

2

1

1

Характеризовать факторы закаливания организма.

40-41

Здоровый образ жизни.

2

1

1

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

Тема « Наша безопасность» ( 8 ч.)

42-43

Чтобы путь был счастливым.

2

1

1

Объяснять правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте.

44-45

Опасные места.

2

1

1

Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

46-47

Проект «Кто нас защищает?»

2

1

1

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.

48-49

Природа и наша безопасность.

2

1

1

Характеризовать опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках).

Тема « Человек и общество» ( 10 ч.)

50-51

Растениеводство.

2

1

1

Доказывать использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров.

52-53

Животноводство.

2

1

1

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня.

54-55

Проект

« Экономика родного края»

2

2

Собирать информацию об экономике своего края.

56-57

Что такое деньги?

2

1

1

Раскрывать роль денег в экономике. Различать виды денежных знаков (банкноты и монеты).

58-59

Государственный и семейный бюджет.

2

1

1

Характеризовать государственный и семейный бюджет, расходы и доходы. Объяснять источники доходов, основные статьи расходов.

Тема « Путешествие по городам России» ( 4ч.)

60-61

Золотое кольцо России.

2

1

1

Называть города Золотого кольца России и их главные достопримечательности

62-63

Проект «Музей путешествий»

2

2

Готовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

64-68

Резервные часы

5

5

Всего

68

41,5

26,5

VIII. Материально-техническое обеспечение

  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2012.

  2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2010.

  4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. — М.: «АСТ-Пресс школа»,2009

  5. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2012.

  6. И. Ф. Яценко «КИМы по окружающему миру» Изд. Москва «ВАКО» 2013г.

  7. Тишина Т.Н. Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

  8. А. А. Воскрушев. О. А. Бурсий. Мир человека

Библиотечный фонд для учеников

  1. Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

  2. Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

  3. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

  4. Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

  5. Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Презентация «Виды транспорта на улице моего села»

  2. Презентация «Звери и растения нашего края».

  3. Презентация «Красная книга»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here