МКОУ «Александровская СОШ»
Утверждено
Директор
МКОУ «Александровская СОШ»
«___»______________201 г.
____________/Гебель И.А./
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Что? Где? Когда?»
Направление: социальное (проектная деятельность)
Класс: 3 (8-9 лет)
Срок реализации: 2013-2014 уч. год (68 часов)
Автор: Клизе Л.Н.
I. Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению (проектная деятельность) предназначена для работы с детьми 3 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в среднем и старшем звене.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно — ориентированный, деятельностный подходы.
Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Цель:— развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.
Задачи:
1. Овладение учащимися знаниями о населённом пункте, в котором проживают, об основных природных объектах родного края:
— Способствовать созданию гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю.
— Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, семье, близким и родным людям.
— Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
II. Общая характеристика курса
Программа курса «Что? Где? Когда?» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.
Программа включает 2 модуля, направленные на организацию знакомства учащихся 3 класса с окружающим миром «Природные объекты села» и вхождение в социальное пространство « Человек и общество».
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
-
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа курса Что? Где? Когда?» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.Практическая деятельность включает элементы исследований, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде фотографий, рисунков, создание плана-карты, создание маршрутных листов, мини-сочинений, проектов.
Развитие навыков осуществляется от простого к более сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Учебные занятия в кружке организуются разными формами: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
-
сформировать у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
-
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
-
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
-
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
-
распределение работы между участниками;
-
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
-
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
-
умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений о родном крае являются игры, конкурсы, изобразительные работы, выставки, блокноты, проекты.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
III. Место курса в учебном плане
Курс «Что? Где? Когда?» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Реализуется сроком в 1 год.
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Наполняемость группы – до 10 человек.
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
— доброжелательность, доверие и внимание к людям;
— уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
— критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
— умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные результаты.
Самоопределение
— Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.
— Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.
— Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов.
— Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.
— Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении и поступках.
Смыслообразование
— Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.
— Сформированы основы внутренней мотивации.
— Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
— Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.
— Сформирована мотивация в программе «Здоровый человек – успешный человек».
Морально-этическая ориентация
— Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.
— Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- как собственных, так и других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
— Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
— Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.
— Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
— Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
— Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные
— Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.
— Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.
— Использование речи для регуляции своего действия.
— Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.
Познавательные
— Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
— Владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно — следственной связи.
— Понимание причин своего успеха/ неуспеха.
— Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи
— Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Второй уровень результатов | Третий уровень результатов
| |
предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
| предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
|
VI. Содержание курса
Модуль краеведческий. Природные объекты родного края.
Тема 1. Природные объекты села (11 ч.)
Знакомство с памятником природы села(озеро Кошкуль). Знакомство с флорой и фауной озера. Введение географических и топографических понятий. Экскурсия к озеру. Выработка правил поведения на водоёмах. Знакомство с климатическими условиями проживания. Организация наблюдения за изменениями природы. Работа с шаблонами, «наполнение заданиями», раскрашивание по образцам. Организация выставки рисунков, фотографий.
Тема 2. Знаменитые земляки (5 ч.)
Знакомство с историей жизни знаменитых земляков. Представление их творчества (исторические справки, рассказы). Экскурсия в музей села. Организация выставки рисунков, фотографий.
Тема 3. Транспортные маршруты (5 ч.)
Знакомство с транспортными маршрутами населённого пункта. Выработка правильного поведения в общественном транспорте. Создание памяток «Как вести себя в автобусе», «Как вести себя, если ты выбрал неправильный маршрут». Обсуждение памяток на кружковом занятии. Создание план-карты движения автобуса от автовокзала до г. Омска. Экскурсия на автовокзал. Представление на рисунках, фотографиях. Работа с шаблонами, «наполнение заданиями», раскрашивание по образцам.
Тема 4. Знакомство и работа с маршрутами (2 ч.)
Работа с уже составленными маршрутами, исправление предлагаемых ошибок. Отработка на практике умения ориентироваться и выбирать рациональный путь продвижения в выбранном направлении. Отработка правильного поведения в общественном транспорте. Представление на рисунках, фотографиях. Работа с шаблонами, «наполнение заданиями», раскрашивание по образцам.
Тема 5. Создание собственных маршрутов (5 ч.)
Разработка и создание собственных маршрутов(маршрутов для соседа по парте) в различных направлениях, которые могут быть необходимы ученикам. Отработка умения пользоваться данными маршрутами. Оформление блокнота « Я и мои дороги». Представление своей поездки на фото, рисунках.
Тема 6. Представление проекта «Моё село» (2 ч.)
Представление проекта «Моё село» (фотовыставка, конкурс рисунков, блокнотов «Я и мои дороги», рассказы на темы «Мои маршруты», «Как вести себя в транспорте» и др.
Модуль: «Человек и общество»
Тема 7. «Мы и наше здоровье»(11 ч.)
Формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как едино целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».Тема 8. «Наша безопасность»(8 ч.)
Представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Тема 9. «Человек и общество»(10 ч.)
представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой.
Тема 10. «Путешествия по городам России» (4 ч.)
Материал этого раздела представлен в форме путешествий по городам России, по знаменитым местам родной страны. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания, областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Резерв – 5 часов.
VII. Тематическое планирование
Раздел, тема занятия | Количество часов | В том числе | Характеристика основных видов деятельности учащихся
| |||
аудиторных |
внеаудиторных | |||||
Тема: «Природные объекты села» (11 ч.) | ||||||
1-2 | Экскурсия к озеру Кошкуль. Представление озера на фото и рисунках. Наблюдение за изменениями погоды. | 2 | 1 | 1 | Наблюдать. Сравнивать. Узнавать историю происхождения и названия озера. Представлять увиденный объект на фото и рисунках. Наблюдать за изменениями погоды. | |
3-4 | Знакомство с географическим и топографическим понятием «озеро». Познавательная игра «Найди на карте». Наблюдение за изменениями погоды. | 2 | 1 | 1 | Знакомиться с топографическим и географическим понятием «озеро». Получать в процессе игры новые знания. Получать первые навыки ориентирования по карте. Наблюдать за изменениями погоды. | |
5-6 | Знакомство с флорой и фауной озера Кошкуль. Создание памятки «Как вести себя на водоёмах». Наблюдение за изменениями погоды. | 2 | 1 | 1 | Знакомиться с неживой и живой природой озера. Создавать памятку. Обосновывать своё правило включенное в памятку. Наблюдать за изменениями погоды. | |
7-8 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 2 | 1 | 1 | Готовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
| |
9-10 | Берегите воду!
| 2 | 1 | 1 | Объяснять использование воды человеком. Характеризовать меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. | |
11 | Организация выставки рисунков и фотографий. Наблюдение за изменениями погоды. | 1 | 0,5 | 0,5 | Организовывать выставку. Давать оценку работ учащихся. Наблюдать за изменениями погоды. | |
Тема: «Знаменитые земляки»(5 ч.) | ||||||
12 | Экскурсия в музей с целью ознакомления с творчеством художника А.К.Вормсбехер. | 1 | 0 | 1 | Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте. | |
13-14 | Экскурсия на ферму К.А.Вормсбехер. | 2 | 1 | 1 | Наблюдать, слушать рассказ фермера. Задавать вопросы. Вести диалог. | |
15 | Представление посещённых объектов на рисунках и фото. | 1 | 0,5 | 0,5 | Представлять объекты на рисунках и фото. | |
16 | Организация выставки. | 1 | 1 | 0 | Организовывать выставку, сравнивать работы, давать оценку. Высказывать своё мнение. | |
Тема: «Транспортные маршруты» (5 ч.) | ||||||
17 | Знакомство с транспортными маршрутами села. Экскурсия на автовокзал. | 1 | 0 | 1 | Знакомиться с транспортными маршрутами села. Вести диалог с работником автовокзала. Задавать вопросы. | |
18 | Создание памяток «Как вести себя в автобусе», «Как вести себя, если ты выбрал неправильный маршрут». Обсуждение памяток. | 1 | 1 | 0 | Создавать памятки. Вести обсуждение. Выявлять ошибки, планировать свои действия в различных дорожных ситуациях. | |
19-20 | Представление своей поездки на автобусе, маршрутном такси в виде рисунков. Знакомство с дорожными знаками. | 2 | 1 | 1 | Рисовать по представлению поездку на автобусе, маршрутном такси. Включать воображение в ходе рисования поездки. Узнавать дорожные знаки. | |
21 | Работа с шаблонами, раскрашивание по образцу. | 1 | 1 | 0 | Работать по шаблону, раскрашивать по образцу. Дорисовывать недостающие элементы дорожных знаков. | |
Тема: «Знакомство и работа с маршрутами» (2 ч.) | ||||||
22-23 | Работа с составленными маршрутами. | 2 | 1 | 1 | Работать с уже составленными маршрутами. Отрабатывать на практике умение ориентироваться и выбирать наиболее рациональны и безопасный путь передвижения. | |
Тема «Создание собственных маршрутов» (5 ч.) | ||||||
24-25 | Разработка и создание индивидуального маршрута « От школы до дома» | 2 | 1 | 1 | Разрабатывать и создавать индивидуальный маршрут. | |
26 | Отработка умения пользоваться маршрутом. Практическое занятие. | 1 | 0 | 1 | Отрабатывать умение пользоваться маршрутом. | |
27 | Оформление блокнота «Я и мои дороги» | 1 | 1 | 0 | Оформлять блокнот. | |
28 | Ролевая игра на отработку умения вести себя в маршрутном транспорте» | 1 | 0,5 | 0,5 | Соблюдать правила ролевой игры. Отрабатывать умение вести себя в маршрутном транспорте.
| |
| Тема: «Представление проекта «Моё село» (2 ч.) | |||||
29-30 | Представление и защита проекта «Моё село». | 2 | 2 | 0 | Представлять и защищать свой проект. Давать оценку работ учащихся. Давать самооценку своей работы.
| |
Тема: «Мы и наше здоровье»(11ч.) | ||||||
31-32 | Организм человека.
| 2 | 2 |
| Характеризовать органы и системы органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | |
33-34 | Надёжная защита организма. | 2 | 1 | 1 | Характеризовать средства гигиены и способы ухода за кожей. | |
35-37 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Презентация проекта.
| 3 | 2 | 1 | Определять наличие питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины) в продуктах питания. | |
38-39 | Умей предупреждать болезни. | 2 | 1 | 1 | Характеризовать факторы закаливания организма. | |
40-41 | Здоровый образ жизни.
| 2 | 1 | 1 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. | |
Тема « Наша безопасность» ( 8 ч.) | ||||||
42-43 | Чтобы путь был счастливым.
| 2 | 1 | 1 | Объяснять правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте. | |
44-45 | Опасные места.
| 2 | 1 | 1 | Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. | |
46-47 | Проект «Кто нас защищает?» | 2 | 1 | 1 | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС. | |
48-49 | Природа и наша безопасность.
| 2 | 1 | 1 | Характеризовать опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках). | |
Тема « Человек и общество» ( 10 ч.) | ||||||
50-51 | Растениеводство.
| 2 | 1 | 1 | Доказывать использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. | |
52-53 | Животноводство.
| 2 | 1 | 1 | Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. | |
54-55 | Проект « Экономика родного края» | 2 | 2 |
| Собирать информацию об экономике своего края. | |
56-57 | Что такое деньги?
| 2 | 1 | 1 | Раскрывать роль денег в экономике. Различать виды денежных знаков (банкноты и монеты). | |
58-59 | Государственный и семейный бюджет.
| 2 | 1 | 1 | Характеризовать государственный и семейный бюджет, расходы и доходы. Объяснять источники доходов, основные статьи расходов. | |
Тема « Путешествие по городам России» ( 4ч.) | ||||||
60-61 | Золотое кольцо России. | 2 | 1 | 1 | Называть города Золотого кольца России и их главные достопримечательности | |
62-63 | Проект «Музей путешествий» | 2 | 2 |
| Готовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | |
64-68 | Резервные часы | 5 | 5 |
|
| |
| Всего | 68 | 41,5 | 26,5 |
|
VIII. Материально-техническое обеспечение
-
Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2012.
-
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2011.
-
Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2010.
-
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. — М.: «АСТ-Пресс школа»,2009
-
Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2012.
-
И. Ф. Яценко «КИМы по окружающему миру» Изд. Москва «ВАКО» 2013г.
-
Тишина Т.Н. Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
-
А. А. Воскрушев. О. А. Бурсий. Мир человека
Библиотечный фонд для учеников
-
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
-
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
-
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
-
Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
-
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
-
Презентация «Виды транспорта на улице моего села»
-
Презентация «Звери и растения нашего края».
-
Презентация «Красная книга»