СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ О.Б. Гоманюк | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Дружба» ___________А.Н. Калинин |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности :
«Я среди людей»
на 2014-2015 учебный год.
(научно-познавательное направление)
Составители:
Джамиева А.С.
учитель начальных классов , I кв. категория
Моторина Н.А.
учитель начальных классов , I кв. категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я среди людей ” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
— создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
— формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
— утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
— развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
— воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
— повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
— воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
— формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я — житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу — наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Требования:
-
развитие творческих способностей;
-
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Учебно-тематический план.
Тема по программе | Всего: | Теория: | Практика: | |
|
| 34 часа | 21 час | 13 часов |
1. | Я- человек. | 1 | 1 |
|
2. | Я школьник. | 1 | 1 |
|
3. | Я школьник. | 1 |
| 1 |
4. | Я одноклассник. | 1 | 1 |
|
5. | Я одноклассник, друг и товарищ. | 1 |
| 1 |
6. | Я – член своей семьи. | 1 | 1 |
|
7. | Я – член своей семьи. | 1 |
| 1 |
8. | Я- часть своей страны. | 1 | 1 |
|
9. | Я- житель планеты Земля. | 1 | 1 |
|
10. | Могу ли я назвать себя добрым? | 1 | 1 |
|
11. | Я- добрый. | 1 |
| 1 |
12. | Как мне стать вежливым. | 1 | 1 |
|
13. | Я вежливый. | 1 |
| 1 |
14. | Умею ли я трудиться? | 1 | 1 |
|
15. | Умею ли я трудиться? | 1 |
| 1 |
16. | Как мне не стать зазнайкой. | 1 | 1 |
|
17. | Как мне стать щедрым? | 1 | 1 |
|
18. | Я упрямый, или настойчивый? | 1 | 1 |
|
19. | Всегда ли я поступаю честно? | 1 | 1 |
|
20. | Я- честный. | 1 |
| 1 |
21. | За что я себя уважаю? | 1 | 1 |
|
22. | Бывает ли мне стыдно. | 1 |
| 1 |
23. | Умею ли я посочувствовать другому? | 1 | 1 |
|
24. | Умею ли я посочувствовать другому? | 1 |
| 1 |
25. | Я живу среди людей. Вместе лучше! | 1 | 1 |
|
26. | Дар слова. | 1 |
| 1 |
27. | Поделись улыбкою своей. | 1 | 1 |
|
28. | Не стесняйся доброты своей. | 1 | 1 |
|
29. | Дари родным любовь и заботу. | 1 |
| 1 |
30. | Мой класс- мои друзья. | 1 | 1 |
|
31. | Дружба верностью сильна. | 1 | 1 |
|
32. | Дети и взрослые- волшебники! | 1 |
| 1 |
33. | Мои друзья-мальчики и девочки. | 1 | 1 |
|
34. | Какие ученики- мои одноклассники? Итоговый урок. | 1 |
| 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс «Я среди людей» — 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и окружающие”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2. “Я школьник”(4ч.)
3. Я и Я.-(9ч.)Формирование правильного отношения к себе.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
4.“Всегда ли я поступаю честно?”(3ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
5.“Я и сочувствие”(3ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
6.“Я живу среди людей”(5ч) – формирование доброго отношения к окружающим.
Урок Мира. Мы и наши права.
Мой любимый класс. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
7.“Я и мой класс”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Доброту и отзывчивость к одноклассникам.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Календарно-тематическое планирование
Тема внеурочной деятельности | Название раздела | Кол-во ча-сов | Дата | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Форма контро-ля | Оборудова-ние | |||||||
План | Факт | Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | |||||||||
1 | Я- человек. | .“Я и окружающие”(5ч) | 1 | 01.09-05.09 |
| Знания: научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других
| Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Беседа Анкета, анализ творческих работ, собеседование | Документ камера. |
| ||
2 | Я –школьник. |
| 1 | 15.09-19.09 |
| Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. Умения: делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» | Беседа | Документ камера. |
| ||
3 | Я школьник. |
| 1 | 22.09-26.09 |
| Беседа анкета,со-беседование | Презентация |
| |||||
4 | Я Одно-классник. |
| 1 | 29.09-03.10 |
| Беседа |
|
| |||||
5 | Я одноклассник, друг и товарищь. | “Я школьник”(4ч.)
| 1 | 13.10-17.10 |
| Беседа. |
|
| |||||
6 | Я – член своей семьи. |
| 1 | 20.10-24.10 |
| Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Умения: анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | Беседа | Мультимедийное оборудование. |
| ||
7 | Я – член своей семьи. . |
| 1 | 27.10-31.10 |
| Учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях.
Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. Умения: делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Уметь читать осмысленно, внимательно. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; — строить понятные для партнёра высказывания;
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Презента-ция |
| ||
8 | Я-часть своей страны.. |
| 1 | 03.11-07.11 |
| Учащиеся научатся различать виды устного народного творчества; находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Беседа. Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей | Презента-ция |
| ||
9 | Я-житель планеты Земля. |
| 1 | 10.11-14.11 |
| Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. | -принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Презента-ция |
| ||
10 | Могу ли я назвать себя добрым? |
| 1 | 24.11-28.11 |
| Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций . Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Презента-ция |
| ||
11 | Я-добрый.. | Я и Я.-(9ч.) | 1 | 01.12-05.12 |
| Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Презента-ция |
| ||
12 | Как мне стать вежливым. |
| 1 | 08.12-12.12 |
| Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; — учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций . Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Беседа |
|
| ||
13 | Я вежливый. |
| 1 | 15.12-19.12 |
| Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план.
Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Мультимедийное оборудование. |
| ||
14 | Умею ли я трудиться? |
| 1 | 22.12-26.12 |
| Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план.
Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной
| -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Мультимедийное оборудование |
| ||
15 | Умею ли я трудиться?. |
| 1 | 5.01-09.01 |
| Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Конкурс. | Мультимедийное оборудование |
| ||
16 | Как мне не стать зазнайкой.. |
| 1 | 12.01-16.01 |
| Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | Мультимедийное оборудование |
| ||
17 | Как мне стать щедрым? |
| 1 | 19.01-23.01 |
| Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Беседа | Мультимедийное оборудование |
| ||
18 | Я упрямый, или настойчи-вый? |
| 1 | 26.01-30.01 |
| Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации. Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной
| -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Экскурсия | Мультимедийное оборудование |
| ||
19 | Всегда ли я поступаю честно? | .“Всегда ли я поступаю честно?”(3ч) | 1 | 02.02-06.02 |
| Беседа. | Мультимедийное оборудование |
| |||||
20 | Я-честный. |
| 1 | 09.02-13.02 |
| Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра.
| Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | Презентация |
| ||
21 | Бывает ли мне стыдно. |
| 1 | 23.02-27.02 |
| Научатся прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Беседа | Проектор. Документ камера. |
| ||
22 | Умею ли я посочувст-вовать другому? | .“Я и сочувствие”(3ч) | 1 | 02.03-06.03 |
| Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование чувства прекрасного. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Конкурс | Мультимедийное оборудование |
| ||
23 | Умею ли я посочувст-вовать другому?. |
| 1 | 09.03-13.03 |
| Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени; соотносить стихи и музыкальные произведения. Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. | Формирование чувства прекрасного; ориентация на понимание причин успеха.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Конкурс | Мультимедийное оборудование. |
| ||
24 | За что я себя уважаю? |
| 1 | 16.03-20.03 |
| Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | Презентация Мультимедийное оборудование |
| ||
25 | Я живу среди людей. Вместе лучше! | .“Я живу среди людей”(5ч) | 1 | 23.03-27.03 |
| Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; читать стихи наизусть.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Беседа | Презентация Мультимедийное оборудование |
| ||
26 | Дар слова. |
| 1 | 30.03-03.04 |
| Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; определять тему и главную мысль произведения. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности. | Беседа | Презентация |
| ||
27 | Поделись улыбкою своей. |
| 1 | 13.04-17.04 |
| Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Беседа | Презентация |
| ||
28 | Не стесняйся доброты своей. |
| 1 | 20.04-24.04 |
| Беседа |
|
| |||||
29 | Дари родным любовь и заботу. |
| 1 | 27.04-01.05 |
| Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение. | -Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Беседа. Выставка | Презентация |
| ||
30 | Мой класс-мои друзья. | .“Я и мой класс”(5ч) | 1 | 04.05-08.05 |
| Беседа Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ | Презентация |
| |||||
31 | Дружба верностью сильна. |
| 1 | 11.05-15.05 |
| Беседа | Презентация |
| |||||
32 | Дети и взрослые-волщебни-ки! |
| 1 | 11.05-15.05 |
| Научатся прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках; участвовать в обсуждении.
Научатся давать самооценку себе и соотносить её с прочитанной литературой. Уметь анализировать и критиковать свои действия как с положительной точки зрения так и с отрицательной | -Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; -формулировать собственное мнение и позицию.
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Беседа, анализ творческих работ, собеседование | Презентация |
| ||
33 | Мои друзья-мальчики и девочки. |
| 1 | 18.05-22.05 |
| Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | Презентация |
| |||||
34 | Какие ученики-мои одноклассники? Обобщение |
| 1 | 25.05-29.05 |
| Беседа | Презентация |
|
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
-
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
-
Изучение самооценки личности младшего школьника;
-
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-
Проектная методика «Автопортрет»;
-
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
-
Социометрия;
-
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
-
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
-
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
-
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя:
-
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
-
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
-
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
-
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
-
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
-
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. — М.: Новое педагогическое мышление, 1989. — 221с.
-
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. — №17. — 9 — 13с.
-
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
-
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. — №1. – 147с.
-
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
-
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
-
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
-
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
-
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. — 2006. — №3. – 40с.
-
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
-
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. — №8 – 10 -16с.
-
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
-
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
-
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
-
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
-
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 14- 36.
для учеников:
«Человек среди людей»
По учебнику Н.Ф. Виноградовой (под редакцией Л.Н.Боголюбова ) «Обществознание» 2013г. ФГОС
Автор тетради Сафроненко Елена Владимировна 2013г.
Материально-техническое оснащение.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустические колонки, документ камера, персональный компьютер.