Мармылёва Илона Евгеньевна
МБОУ гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского
г. Смоленск
учитель начальных классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Дорогою добра»
(проектная деятельность)
4 класс
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность» для учащихся 4 класса, рассчитана на 34 часа.
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально- преобразующей деятельности.
Задачи:
-
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
-
овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
-
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
-
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
-
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
-
игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
-
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
-
исследовательская деятельность;
-
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
-
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Общая характеристика программы
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
-
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Содержание программы в 4 классе.
Тема № 1. Проект «Моя малая родина».
Цель: Развивать внутриколлективные отношения учащихся, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению задач; усвоение элементарных представлений об культурных ценностях, о традициях своего народа, смолян, формировать патриотизм, любовь с своей малой родине.
Содержание:
Распределение ролей. Выбор темы направлений сбора информации. Информационный поиск. Проект «Моя малая родина». Рефлексия. Трудовой десант «Чистый город»
Тема № 2. Проект «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Цель: развитие навыков сотрудничества учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи, воспитание духовности, толерантности.
Содержание: Распределяем роли. Поиск информации о детях, нуждающихся в помощи. Проект «Вот человек. Что скажешь ты о нём?». Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия.
Тема № 3. Проект «Домострой»
Цель: формирование элементарных представлений о традициях общения в русской семье, формирование социальной компетентности; развитие умения, работая в малой группе, создать конечный продукт из отдельных составных частей, индивидуально выполненных каждым участником группы.
Содержание: Учимся планировать свою деятельность Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Проект «Домострой». Презентация продукта. Рефлексия.
Тема № 4. Проект «Дизайн клумбы».
Цель: развитие умения пользоваться предметными знаниями и умениями для решения практической задачи; развитие умения принимать самостоятельнее решения, действовать по плану с помощью технологической карты.
Содержание: Распределение ролей. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Проект «Дизайн клумбы». Презентация продукта. Рефлексия.
Тема № 5. Проект «Мои домашние любимцы (животные, растения)»
Цель: Развивать внутриколлективные отношения учащихся, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению задач; усвоение элементарных представлений о любви и заботе о тех, кто рядом с нами, об ответственности за них.
Развитие навыков учебного сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Содержание: Распределение ролей. Поиск информации об истории семейных традиций. Учимся искать информацию. Проект «Мои домашние любимцы (животные, растения)». Акция «Помоги своим любимцам». Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия.
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? | 1. Выступить перед школьниками. 2. Выступить перед взрослыми. 3. Что-то другое… |
Что будем делать? | 1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы). 2. Определяем форму подачи информа— ции (сообщение, доклад, альбом, стен— газета, компьютерная презентация). 3. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления. 4. Выбираем лучший вариант. |
Как делать? | 1. Решаем, где искать информацию. 2. Продумываем возможные проблемы и их решение. 3. Подбираем материалы, инструменты технические средства. |
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел | 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте). 2. Ищем и отбираем нужную информа— цию (журналы, книги, энциклопедии). 3. Оформляем информационный проект. 4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформле— ние). |
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? | 1. Что решили делать и для чего. 2. Как работали над замыслом. 3. Какие проблемы возникали. 4. Как решались проблемы. 5. Достигнут ли результат. |
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса «Дорогою добра» обучающиеся на ступени начального общего образования:
-
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
-
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
-
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
-
получат возможность осознать своё место в мире;
-
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
-
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
-
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
-
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
-
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
-
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Список используемой литературы
-
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
-
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
-
Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
-
По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
-
Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
-
Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
-
А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010
-
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
-
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
-
Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература», 2006г.
-
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.