Тема: Родственные слова. Корень слова и однокоренные слова. ПДД: ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ.
Цель: Формировать представление детей о родственных словах. Учить выделять корень и подбирать однокоренные слова. Закреплять умения детей производить разбор слов по составу. Закреплять знания детей о ПДД: пешеходных переходах. Развивать внимание, память, речь детей. Побуждать детей беречь своё здоровье.
Ресурсы: таблица №1, иллюстрация птицы выпь, дорожные знаки.
Ход урока
Действия учителя | Действия учеников | |
1 Психологический настрой | На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
| Повторяют за учителем. |
2 Активизация опорных знаний. | Заполнить таблицу в парах об окончании №1 | Совещаются в парах и заполняют таблицу. |
3 Мобилизационный момент. | 1) Найди лишнее слово. Объясни почему? Дорога, дорожный, дорогой, придорожная.
2) Определите тему урока. По таблице: ЗНАЕМ УЗНАЕМ НАУЧИМСЯ определите задачи урока. | Дети определяют, что лишнее слово дорогой, так, как все однокоренные, а данное слово нет.
Определяют тему урока : «Однокоренные слова» и ставят задачи. |
4 Письмо |
-Подберите к слову большой синонимы (огромный, громадный, большущий, великий, внушительный, гигантский ). -Замени одну букву, чтобы получилось слово, обозначающее птицу СЫПЬ (ВЫПЬ) 4) Составь предложение, разбери его по членам. | Записывают в тетрадь, подбирают синонимы, меняют буквы и получают новое слово.
Записывают предложений и разбирают его по членам предложения. |
5 Работа по теме. | 1 Запишите все однокоренные слова Дорога, дорожный, дорогой, придорожная. Выделите корень во всех словах.
— Что такое корень? — Что нужно сделать, чтобы найти корень? 2 Сверьте свои ответы с правилом учебника с.59. Что нового вы узнали?
3 Упр. 130, с.59 Выпиши однокоренные слова, выдели корень. Комментированное письмо.
4 Новая информация. с.60 правило.
5 Найди в корнях слов: дорога, дорожный, придорожная, чередующие согласные и подчеркни их.
| Дети записывают слова: дорога, дорожный, придорожная. Выделяют корень ДОРОГ.
Дети отвечают на вопросы.
Дети читают учебник и находят новую информацию: в корне заключено общее лексическое значение.
Один ученик комментирует с места.
Дети читают самостоятельно в парах правило и делают вывод, что в корне буквы могут чередоваться.
Дети определяют, что -г- чередуется на –ж. |
6 Закрепление. | 1 Запиши слова в столбик подбежал прибежал подушка загадка схватил подберёзовик подосиновик Подбери однокоренные слова, разбери слова по составу, подчеркни чередующие буквы в корне.
2 Самостоятельная работа. Упр.136, с. 61 Спиши , вставляя пропущенные буквы. Найди однокоренные слова. Выдели корень, подчеркни чередующие согласные.
3 Определите по иллюстрации, правильно мама-утка переводит утят через дорогу. Вспомните, где и как можно переходить дорогу. Найдите знак, говорящий о пешеходном переходе.
Для чего необходимо соблюдать ПДД? | Выполняют работу с объяснением у доски по цепочке.
Выполняют упражнение самостоятельно. Затем, проверяют с места . Один комментирует.
Дети рассматривают ил-цию на с.61. Делают вывод, что утка переводит своих утят правильно по зебре. Среди дорожных знаков ищут знак пешеходного перехода.
Рассуждения детей. |
7 Итог урока. Рефлексия. | Подведите итог урока по схеме ЗУН | Высказывания детей. |
8 Домашнее задание. | с. 59 упр.132, с.59-60 правило. Повторить словарные слова. |
|
Окончания могут быть______________,_____________________
При изменении слова у него появляется ____________ окончание.
Если слово не изменяется, то в слове окончания__________
Окончания могут быть______________,_____________________
При изменении слова у него появляется ____________ окончание.
Если слово не изменяется, то в слове окончания__________
Окончания могут быть______________,_____________________
При изменении слова у него появляется ____________ окончание.
Если слово не изменяется, то в слове окончания__________
Окончания могут быть______________,_____________________
При изменении слова у него появляется ____________ окончание.
Если слово не изменяется, то в слове окончания__________
Окончания могут быть______________,_____________________
При изменении слова у него появляется ____________ окончание.
Если слово не изменяется, то в слове окончания__________